Кроме печатной агитационной продукции руководство политических партий, ринувшихся в предвыборную гонку, подготовило не менее интересные телевизионные ролики. Для тех, кто еще не в курсе: аудиовизуальная продукция на медиарынке считается самой дорогой. Понятно, что пиарщикам пришлось основательно поломать голову. Ведь одно дело придумать статичный плакат, и совсем другое - запоминающийся телевизионный ролик, чтобы потом коллеги оценили усилия емким глаголом «зацепило».
Но и тут кыргызстанские, а может быть, и заграничные рекламщики, не стали изобретать велосипед. Это, однако, не означает, что результат их общих усилий получился скучным. Итак, включаем телевизор.
Майкл Джексон жил, жив и будет жить!
В 1991 году Майкл Джексон снял клип на песню «Черный или белый». Смотрели этот музыкальный ролик, вероятно, абсолютно все. Так что не удивительна неоднозначная реакция избирателей Кыргызстана, среди которых наберется немало поклонников короля поп-музыки, которая последовала сразу же после просмотра агитационного шедевра партии «Акшумкар».
Сначала в ролике на, откровенно сказать, мрачноватом фоне появляется вполне симпатичный молодой человек, тоненьким голосом поющий Государственный гимн Кыргызстана. Сразу же после него, как бы из ниоткуда, появляется уже другой молодой человек, продолжающий петь все тот же гимн все тем же голосом. Но если вы думаете, что смогли раскусить задумку авторов уже на первых секундах просмотра, то глубоко ошибаетесь. Вслед за парнями на экране появляются женщины средних лет и мужчины-пенсионеры. Все они старательно поют, но все тем же мужским голосом.
Умиляет старательность, с которой шевелящие губами герои ролика посматривают куда-то под объектив камеры, где, вероятно, режиссеры агитклипа установили суфлер с текстом гимна. В общем, идея ясна - мы все разные, но гимн у нас один, а поет его лучше всего кто-то оставшийся за кадром. Впрочем, возможно, задумка авторов была иной.
Есть у акшумкаровцев и еще один претензионный ролик. Жизнь Кыргызстана представлена в стиле советской индустриальной телехроники. Все начинается оптимистично - перед зрителем республика годов этак 70-80-х. Но потом все в том же стиле «под старину» каким-то чудесным образом в череде старомодных героев агитрекламы появляется и лидер «Акшумкара» Темир Сариев. Скромненько получилось, но со вкусом. Посыл, по всей видимости, таков: в стране происходило за эти годы многое, но Темир Сариев как играл в жизни КР значительную роль, так и играет.
У «Акшумкара» есть также и нейтральные ролики, в которых никто не говорит и даже не поет. Иногда кажется, что это реклама разных партий.
Кстати, помимо телевидения наши политики оккупировали и радиоволны. Если в вашей автомашине или квартире вдруг послышатся гортанные крики беркута, не пугайтесь. Это тоже реклама политической партии «Акшумкар». Такой же пронзительный, но уже не птичий, а человеческий голос будет уверять вас, что в нашей стране есть только одна надежда. И вообще, из рекламы следует, что у нас в стране много вещей, которые «одни на всех». Об этом партийцы советуют избирателям не забывать.
Веселящаяся эстрада
А вот в партии СДПК исполнять по телевидению Государственный гимн не стали, а вместо него придумали свой собственный. Начинается все с того, что в абсолютно белом космическом пространстве появляются люди и микрофон. Веселье начинается неимоверное - улыбающиеся звезды отечественной эстрады с наслаждением поют одно слово «Кыргызстан» и вовсю стараются показать, что место, в котором они находятся, больше всего смахивает на рай. И впрямь сходство есть.
Справедливости ради стоит отметить, что социал-демократический Эдем получился очень позитивным. Вместе с героями агитролика так и хочется пуститься в пляс, особенно когда представляешь размер гонорара за участие в этом действе.
Стоит отметить, что рекламу СДПК иногда путают с рекламой намечающихся гастролей местной звезды эстрады Бека Борбиева. По крайней мере, когда ролики социал-демократов и кыргызстанского певца-чиновника идут в эфире друг за другом, получается очень забавно.
Все за «Ар-Намыс»?
«Партии достоинства» необходимо отдать должное - к съемкам своих агитационных телероликов там привлекли всех, кого смогли. Расчет авторов вполне понятен - чем больше категорий граждан выскажутся за «Ар-Намыс», тем лучше. Так что в итоге получилось мини-пособие для борцов за права человека - инвалиды, фермеры, пенсионеры, дети и, конечно, амбициозные женщины, как бы случайно подловленные на улице столицы, в интервью без запинки расписывают преимущества политобъединения. Этакий эффект массовости. Удивляет только кулак, который сторонники Феликса Кулова показывают зрителям в конце. Ну что ж, к экспрессивным жестам в Кыргызстане давно привыкли.
Есть у «Ар-Намыса» и такие ролики, которым очень радуются в муниципальных предприятиях, задействованных в уборке мусора. Там еще крепкий аксакал прибирает за невнимательной молодежью. Те, заметив поведение сознательного горожанина, сразу же понимают, что вели себя недостойно, и вдесятером принимаются заталкивать содержимое перевернутой ими урны обратно. Выглядит все это как сюжет фантастического фильма, а не нашей суровой реальности. Однако в «Ар-Намысе» так поступают, видимо, все.
В общем, спасибо партии за рекламу. Хотелось бы, чтобы ролик не снимали с эфира и после завершения агитационной кампании. С точки зрения потенциальных избирателей советуем «Ар-Намысу», несмотря на результаты выборов, оплатить дальнейший прокат ролика из собственного избирательного фонда, если, конечно, деньги останутся. Жаль, что такой воспитательный шедевр будет пылиться где-то в партийном архиве.
Еще в одном арнамысовском шедевре авторы уже не мораль читают, а шутят. Два сельских жителя прямо на входе в избирательный участок изменяют на разные лады актуальный русский глагол «победить». В итоге оказывается, что «я побеждю» и «я победю» не выгодные сочетания для нынешнего времени, а вот «мы победим» правильно не только грамматически, но и политически. Еще одно спасибо «Ар-Намысу», который образовывает народ в то время, когда в стране сокращают часы русского языка в школе.
Кубики Рубика
Телематериалы «Республики» привносят в позитивное настроение зрителей некоторое напряжение. Совсем не веселым голосом диктор сообщает, что «Республика» обещает выдавать фермерам кредиты под 7 процентов годовых, а электроэнергию продавать по 70 тыйынов за киловатт/час. Экономисты такие заявления уже оценили по достоинству, а точнее, намекнули, что быть такого не может. Но, несмотря на высказывания скептиков, ролики партии с эфира не сняли, а, кажется, наоборот, стали показывать еще чаще. Сомнительные обещания голоса за кадром подтверждают основательные кубы, которые вращаются перед глазами зрителей и создают впечатление порядка и математической просчитанности. Главное, чтобы геометрические формы на поверку не оказались головоломкой «кубик Рубика», собрать который, как известно, до сих пор могут далеко не все.
Скучные заграничные стройки
Телевизионная реклама партии «Замандаш», как и печатные материалы, рассказывает о нелегкой судьбе гастарбайтеров. В одном из роликов показан наш соотечественник, явно заскучавший в процессе работы на каком-то грандиозном строительстве в ближнем зарубежье. Мигрант с радостной улыбкой вспоминает совсем иные и не впечатляющие масштабы строительства на родине, где дома все еще строят из соломы и глины. Надо сказать, что от такой картины действительно сжимается сердце - ведь всегда хорошо там, где нас нет.
В другом ролике показана сцена из сельской жизни Кыргызстана. Пока родители добывают деньги за границей, бабуля и младенец остались на родине и вынуждены вести скромный быт самостоятельно. По всей видимости, в «Замандаше» с таким положением дел предлагают бороться. Хотя, с другой стороны, на какие деньги предлагают в партии развивать страну, если основная часть денежных поступлений приходится именно на трудовых мигрантов? К слову, слушая лозунги этого политобъединения, не стоит забывать, что партия была создана как раз из числа гастарбайтеров.
Кому верить-то?
Партия «Ата-Журт» агитационную кампанию проводит под лозунгом «Верю в тебя». В кого и кто верит, догадываться приходится самостоятельно. Но то, что атажуртовские пиарщики решили сыграть на ненависти населения ко всякого рода беспорядкам, явно. Кадры июньских и апрельских событий в стране используют, конечно, многие партии, но особо ими пестрят ролики «Ата-Журта». Ассоциации у зрителей рождаются не самые позитивные, но, видимо, в партии об этом не подумали.
Есть у «Ата-Журта» еще один ролик, в котором молодежь возмущенно перечисляет то, что было отнято у Кыргызстана или передано в пользование другим странам. В ответ на это аксакал грозит врагам народа возмездием. Ой ли!
И по мелочи
Ролики других партий в телевизорах появляются не так часто. Стоит лишь отметить некоторые из них. К примеру, избиратели наконец-то увидели лица из первой десятки «Бутун Кыргызстан». Лица эти, среди которых можно заметить Адахана Мадумарова и Рашида Тагаева, почему-то оказались землянистого цвета, что выгодно оттеняет ярко-красный фон. Зато партийцы хвастают по-настоящему военной выправкой и идеально сидящими деловыми костюмами и формой.
В партии «Акыйкат», как и во многих других, также решили показывать позитивные и способствующие размышлениям кадры - лица детей и стариков. Но иногда в рекламе мелькает и экс-министр иностранных дел Аликбек Джекшенкулов, видимо, символизирующий собой кыргызстанца средних лет, пострадавшего от прежнего режима.
Есть еще одна партия под названием «Союз народов Кыргызстана». На телевидение своих роликов там, по всей видимости, еще не предоставили. По крайней мере, в общей агитационной каше рекламы объединения замечено не было. Однако в радиоэфире отечественных станций время от времени появляется некий строитель Пушкарев, который сообщает, что у него нет своей квартиры. Излияния гражданина заканчиваются лозунгами данного союза. Надеемся, что Пушкарев все же когда-нибудь купит себе квартиру, как и сотни тысяч его соотечественников.