По оценкам экспертов, в новый состав парламента Кыргызстана войдут представители 4-7 партий, которые продолжат бороться друг с другом уже в стенах Жогорку Кенеша.
Новый центр власти, как предполагается, появится в республике через три месяца. Им станет парламент, которому передаются широкие полномочия. Жогорку Кенеш уже второй раз за историю независимого Кыргызстана сформируют исключительно из членов партий. Но с тем исключением, что в нем формально не будет представлено политических организаций, созданных под интересы правящих кругов. Вполне вероятно, что проведенная конституционная реформа подвела жирную черту под практикой создания бутафорских партий типа «Алга, Кыргызстан!» или «Ак Жол».
В Кыргызстане на данный момент зарегистрировано уже более 145 партий. В реальности их, конечно же, гораздо меньше. Срок жизни большинства из них достаточно короток и зависит от выборного процесса. Это связано с тем, что политика в Кыргызстане пока остается весьма персонифицированной, и сами партии зачастую воспринимаются обществом как массовка того или иного деятеля. Но, повторимся, в стране меняются правила игры, и в последнее время на сцену рвутся уже не одиночные лидеры, а команды. Судя по всему, следующий логический шаг - разработка ими сценариев развития государства и конкуренция подобных идей.
В связи с установлением новой конфигурации власти активное партийное строительство в Кыргызстане продолжается. За два последних месяца в республике появилось еще несколько новых политических организаций. Часть их, судя по всему, вряд ли попадет в парламент по ряду объективных и субъективных причин. Однако по меньшей мере три новые партии - «Ата-Журт», «Единый Кыргызстан» и «Эл арманы» - имеют реальные шансы добиться включения своих участников в депутатскую обойму. Отчасти потому, что включают в свой состав людей уже известных, достаточно популярных, некогда связанных с силовым блоком. Кроме того, все они выступают за введение президентской формы правления.
Апологетам «сильной руки» противостоит группа партий, заинтересованных в укреплении парламентской власти. Из них на сегодня можно выделить политические организации, связанные с лидерами бывшей оппозиции Курманбеку Бакиеву. Прежде всего - партийную тройку, которая ныне у всех на устах: «Ата-Мекен», «Ак-Шумкар» и СДПК. К ним также можно отнести «Справедливость», Партию зеленых и новую организацию, создаваемую Азимбеком Бекназаровым на основе небезызвестного Объединенного народного движения. Последняя унаследует уже раскрученный бренд ОНД в кыргызской версии - «БЭК» и, как ожидается, включит в себя около 17 различных партий.
Блок бывших оппозиционеров имел реальные шансы установить некую идеологическую монополию в парламенте. По прогнозам бывшего зампредседателя временного правительства Омурбека Текебаева, партия «Ата-Мекен», чьим лидером он является, может занять около половины мест в Жогорку Кенеше. Если подобные оценки верны, то социалистам придется конкурировать с «близкими друзьями» - соратниками по мартовской и апрельской революциям.
Но ошские события изменили расклад в пользу организаций «силовиков» и привели к тому, что эксперты все чаще стали склонятся к выводу: парламентское большинство не достанется ни одной партии. Один из них, глава аналитического консорциума «Перспектива» Валентин Богатырев, и вовсе убежден: то же самое можно сказать об их возможных альянсах. При этом, как он полагает, «коалиция СДПК, «Ата-Мекена» и «Ак-Шумкара» может быть создана не раньше, чем они пройдут в парламент».
К объединению эта партийная тройка, по версии эксперта, придет под давлением обстоятельств. Точнее - формирующейся оппозиции. «Ею будут партии и группы, поддерживающие необходимость возврата к более крепкому президентскому формату, - отмечает эксперт. - Если СДПК, «Ата-Мекен» и «Ак-Шумкар» не создадут коалицию, их противники возьмут конституционный реванш».
Но, как полагает другой эксперт - политолог Марат Казакпаев, коалиция между политическими организациями «новой власти» может иметь несколько иное содержание. «Партии «Ата-Мекен», «Ак-Шумкар» и СДПК не пользуются поддержкой жителей юга республики, - поясняет он. - Поэтому им выгодно искать союз с более популярными в южном регионе страны объединениями. Вместе с тем сейчас отчетливо видно, что в политическом поле страны формируется новая оппозиция».
«В парламенте будут разные партии, разные их конфигурации, - прогнозирует лидер «Ак-Шумкара» Темир Сариев. - Какой-либо одной партии будет трудно взять большинство мандатов. Поэтому политическим организациям нужно будет создавать коалиции и формировать коалиционное правительство».
«Я представляю, какой будет театр в парламенте, - поддерживает его Азимбек Бекназаров. - Предстоит жаркая борьба между пятью-шестью партиями».
Участие всех вышеперечисленных организаций в выборах может в итоге привести к тому, что в парламенте сложатся две полярные группы, жестко конкурирующие друг с другом. Но не исключено, что в Жогорку Кенеше будет присутствовать и третья - от партий, которые пока не поддерживают - по крайней мере, в открытую - ни ту, ни иную стороны. В нее, возможно, войдут такие известные организации, как «Ар-Намыс», Партия коммунистов, «Туран» и «ЭрК».
Это обстоятельство может вносить интригу в политический процесс, поскольку полярные группы будут конкурировать друг с другом за поддержку третьей. Если эта борьба будет неуправляемой, Кыргызстан станет центральноазиатским аналогом Украины времен Виктора Ющенко. Но вполне может быть, что участники баталий все же сумеют договориться друг с другом. К тому же до сих пор пока не ясно, сколько же партий сумеют все же просочиться в парламент.
Политики, политологи и эксперты выступают по этому поводу с разными прогнозами. Но ими уже обозначены некие границы партийного числа в парламенте. Минимум четыре, максимум - семь. «Немногим партиям удастся преодолеть пятипроцентный барьер, установленный выборным законодательством, - говорит по этому поводу политолог Марат Казакпаев. - В настоящее время ведутся переговоры между некоторыми партийными лидерами о слиянии. Мне что это решение кажется логичным».