Дорогие соотечественники!
27 июня состоится референдум. На него вынесен основной вопрос - о новой Конституции. Наряду с этим главнейшим вопросом вынесен второй, о наделении председателя временного правительства Розы Отунбаевой полномочиями президента переходного периода до января 2012 года, и третий - об упразднении Конституционного суда как самостоятельной ветви власти.
Три вопроса референдума должны подразумевать три ответа. Принимаем мы проект Конституции, написанный временным правительством, или не принимаем? Быть Розе Отунбаевой президентом переходного периода до января 2012-го или нет? Быть Конституционному суду или не быть?
Вместо этого временное правительство объединяет три вопроса в один, что является просто издевательством над избирателями и грубейшим нарушением правил ОБСЕ, под обязательством о соблюдении которых Кыргызстан подписался еще в середине 1990-х годов.
На эти три вопроса избиратель может ответить лишь один раз - «да» или «нет». А как быть, например, с теми, кто не согласится с избранием Розы Отунбаевой президентом переходного периода или будет против предложенной Конституции, но за сохранение Конституционного суда или наоборот?
Все решения временного правительства принимают форму декретов. Несмотря на то что ВП отменило действующую Конституцию и взяло всю ответственность на себя, термин «декрет» не прописан ни в одном из кыргызских законов. Декреты издавались лишь в 1917 году партией, осуществившей государственный переворот.
Легитимны ли эти декреты? Как можно проводить сам референдум без сбора 300 тысяч подписей граждан нашей страны? Как могут 14-15 человек узурпировать право объявлять референдум? Кто ответит на данные вопросы? А будут ли легитимны итоги референдума?
К сожалению, предлагаемый вариант конституционного устройства не сможет ликвидировать недостатки прежней системы управления.
Более того, из-за отсутствия баланса между ветвями власти закладывается механизм глубокого конфликта, как это было до недавнего времени на Украине. А нам это нужно? Вынесет ли страна эту чехарду национализации частной собственности, скандалов, ссор, самозахватов, рейдерства, межэтнических конфликтов? Весь мир наблюдал за «телефоногейтом», где члены временного правительства не могут поделить ни власть, ни деньги.
Кто будет отвечать, если правительство провалит государственную программу? А если не справится с безработицей, а если не обеспечит пенсиями стариков и пособиями неимущих? Кто будет за все это нести ответственность? Правительство или парламент, его сформировавший? Или президент, не обладающий подобающими полномочиями?
Много спекуляций ведется в отношении референдума, а точнее - порога явки на него. Несмотря на то что Конституция страны, даже многократно переписанная, говорит о том, что референдум или выборы являются действительными лишь в том случае, если на них явятся 50 процентов избирателей плюс один человек. И.о. министра юстиции Аида Салянова и «отец» Конституции Омурбек Текебаев вводят общественность в заблуждение. Они говорят, что порога явки не существует, дезориентируя не только население страны, но политиков и экспертов. Более того, нынешние правители говорят о том, что в случае провала референдума наступит хаос. Это неправда. В случае провала референдума автоматически вступает в силу Конституция 2007 года и последующие законные выборы в Жогорку Кенеш.
Все это грубые манипуляции! Мы призываем всех граждан сказать «нет» таким политическим махинациям. Мы - против дальнейших экспериментов над народом. Мы за стабильность и процветание Кыргызстана! Нет такому референдуму!