«Налоги на ввоз топлива в Центр транзитных перевозок могут завести дипломатические отношения Бишкека и Вашингтона в тупик», - пишет Eurasianet.
Как сообщает издание, «полемика временного правительства с Министерством обороны США об уплате налогов за поставку топлива привела к приостановке деятельности Центра транзитных перевозок в аэропорту «Манас». Хотя «по условиям договора аренды (пункт 7) поставщики топлива на американскую базу освобождены от уплаты каких-либо налогов и таможенных пошлин».
Ссылаясь на военнослужащего базы майора Джона Элолфа, издание сообщает, что американские военные законсервировали имеющееся реактивное топливо до окончания переговоров, но центр «продолжает обеспечивать логистику силам коалиции в Афганистане». Тем временем Пентагон «через НОТАМ распространил информацию о прекращении использования авиабазы в «Манасе» в качестве альтернативного аэродрома до 27 июня и посоветовал до 22 августа воздержаться от сотрудничества с местными поставщиками горючего».
Комментируя сложившуюся ситуацию, руководитель аппарата временного правительства КР Эдиль Байсалов заявил, что «военные поставщики из США вместе с местными компаниями-поставщиками больше не будут наслаждаться своими привилегиями». И добавил, что «кое-что в Кыргызстане изменилось... местные компании, привыкшие решать все по одному телефонному звонку, больше так делать не могут». В своем интервью американскому изданию он подчеркнул, что «теперь в Кыргызстане действительно работают законы, которые применяются ко всем без исключения».
Как сообщает Eurasianet, Посольство США в Бишкеке отказалось давать какие-либо комментарии, отметив лишь, что пока не может «делать какие-либо предположения о конечном результате переговоров».
Тем временем представитель Пентагона Брайан Уитман сообщил Eurasianet, что вопрос стоимости топлива является основным. Как полагают некоторые аналитики, «приостановка деятельности Центра может спровоцировать повышение стоимости аренды авиабазы. Так, в прошлом году Курманбек Бакиев заявил о закрытии авиабазы. В результате Вашингтон стал платить за аренду в три раза больше».