Аудиозаписи телефонных деловых бесед членов временного правительства Кыргызстана остаются в списке наиболее обсуждаемых в обществе вопросов. Тему подогревают и сами фигуранты телефонного скандала.
Где миллион?
Первый заместитель главы временного правительства Алмазбек Атамбаев если искренен, то, несомненно, зарабатывает политические очки у будущего электората. Он не на шутку рассердился на коллег и не перестает требовать уголовного разбирательства по поводу того, кто, кому, когда, зачем, почему, при каких обстоятельствах и за что дал $400 тысяч. Потому что сам он, подчеркивает лидер СДПК, не брал эти деньги в виде взятки, в чем его упрекает человек, голос которого так похож на голос куратора силового блока Азимбека Бекназарова.
«А я тебе докажу, кто есть вор», - предостерегает Азимбек Анаркулович Алмазбека Шаршеновича. «Только меня не пугай», - парирует второй.
Аудиозапись этого разговора, как и другого, состоявшегося якобы между Азимбеком Бекназаровым и и.о. главы Министерства финансов Темиром Сариевым о «распиле» $1 миллиона, стала поводом сразу для двух пресс-конференций правой руки президента переходного периода Розы Отунбаевой.
«Что Темир Сариев обсуждает с Азимбеком Бекназаровым? «Распил» денег! И получается, что происходит это уже не в первый раз. Потому что Министерство финансов - это частная лавочка Темира Сариева», - возмущался Алмазбек Атамбаев на встречах с журналистами.
Возмущение первого зама главы ВП КР праведно. Особенно на фоне весьма неубедительных оправданий самого Темира Сариева, вставшего на защиту хрупкой целостности временного правительства, руководителя его аппарата Эмиля Каптагаева и самой главы ВП Розы Отунбаевой.
Последняя пыталась убедить прессу, что Алмазбек Атамбаев заблуждается, потому что был в курсе выделенных средств на «специальные мероприятия по стабилизации ситуации в стране», и даже поставил подпись под секретным распоряжением.
Черная икра, дизельная река
Пока Роза Отунбаева «искренне» недоумевала в Сокулуке, сам Алмазбек Атамбаев проводил вторую пресс-конференцию. И объяснил работникам СМИ: то распоряжение касалось $2 миллионов, которые, действительно, общим решением временщиков взяли на стабилизацию. А в аудиозаписи речь идет об $1 миллионе, то есть о совершенно другой сумме, и, судя по всему, о третьем по счету миллионе, изъятом из банковских ячеек, якобы принадлежащих Максиму и Марату Бакиевым и их приближенным.
Примерно в этот же час сам Темир Сариев находился на заседании Координационного совета по взаимодействию государства и бизнеса, вопросам социально-экономического развития. Оправдывался он под натиском журналистского любопытства. И, разумеется, и.о. главы Минфина напрочь отверг все упреки Алмазбека Атамбаева. И даже поклялся, что никогда ни у кого не брал ни копейки.
Президент переходного периода тем временем продолжала сетовать на непонятное для нее поведение Алмазбека Атамбаева. Но уже не перед прессой, а перед... активом Сокулукского района. «Это не бюджетные деньги, а конфискованные у семьи Бакиевых. На юг страны были переброшены спецназ и военная техника. Военнослужащих надо было кормить. Машины обеспечивать дизтопливом. Требовались также определенные средства на содержание дружинников»...
Дружинники тотчас возмутились. Никто их не кормил, не поил, деньги не раздавал. Они охраняли родные города и села бесплатно, на голом энтузиазме и искреннем патриотизме, сбрасываясь на воду и сигареты.
Надо, судя по всему, ждать возмущения и военнослужащих. Если верить Розе Отунбаевой и посчитать навскидку, то военнослужащих кормили черной икрой и птичьим молоком, а дизтопливо лилось рекой. Не так? На юг, это уже данные из отчетов местных джалал-абадских властей, перебросили четыре БТРа, три КамАЗа и армейский спецназ.
И вообще. Если это деньги не бюджетные, а конфискованные, новые власти вправе распоряжаться ими, как вздумается?
Короче говоря, как-то очень неубедительны Роза Отунбаева и Темир Сариев. Гробовое молчание хранит третий «виновник» скандальных телефонных разговоров - куратор силового блока Азимбек Бекназаров. Никто его найти не может, сам он на связь не выходит.
Экспертиза от прокурора
Удивительная позиция у генерального прокурора страны Байтемира Ибраева. «В аудиозаписи якобы разговоров членов временного правительства Кыргызстана уже выявлены факты монтажа», - заявил он ИА «24.kg», комментируя обвинения первого заместителя главы ВП Алмазбека Атамбаева о том, что тот «не хочет работать с ворами».
Буквально несколько дней до очередного телефонного скандала в главном надзорном органе КР заявляли, что экспертизы таких записей могут проводиться только в Алматы, Москве и Ташкенте. Это важное обстоятельство не помешало Байтемиру Ибраеву уверенно сообщить о монтаже. Тем более учитывая и тот факт, что двое из троих собеседников признали, что такие разговоры меж ними были.
Глава надзорного органа страны также отметил, что уголовное дело «по факту якобы имевшего место разговора о взятке $400 тысяч и распиле $1 миллиона, записанного и распространенного в Интернете, не возбуждалось». Почему?
«Если кто-либо из фигурантов аудиозаписей обратится, как положено, с заявлением, тогда Генеральная прокуратура, изучив все материалы, примет решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе. Думаю, Алмазбек Атамбаев знает, какова процедура возбуждения уголовного дела. Надо же для начала хотя бы обратиться в органы. Пока такого заявления мы от него не получали», - сказал и.о. генерального прокурора КР.
Такие заявления главы Генпрокуратуры в очередной раз вызвали негодование Алмазбека Атамбаева. К тому же и Роза Отунбаева, оправдываясь в Сокулуке, ляпнула, дескать, надо по таким фактам обращаться в общественную приемную временного правительства.
«Я что, должен обращаться в общественную приемную?!», - возмущался ее первый зам.
Узнает ли общественность всю правду о закулисных решениях и делах некоторых членов временного правительства, покажет время. Думается, что Алмазбек Атамбаев ради сохранения политической репутации и доброго имени с пути не сойдет и будет добиваться выяснения всех обстоятельств скандала, в который его втянули. Он также грозит другими разоблачениями коллег, намекая, что представит журналистам некие документы. Журналисты задались вопросом: а если Алмазбек Атамбаев и команда ВП все-таки придут к консенсусу, то первый зам Розы Отунбаевой документы спрячет? И надолго ли? А может, до начала выборов?
Кстати, удивляет позиция других членов временного правительства. Молчит заслуженный юрист страны Омурбек Текебаев. Молчит глава МВД Болотбек Шерниязов. Тишину ловит и глава спецслужб Кенешбек Душебаев. Что уж говорить об Эльмире Ибраимовой. Почему молчат омбудсмен и Министерство юстиции? Как будто ничего не происходит.
Уполномоченный по правам правительства?
Нет, Турсунбек Акун все-таки отреагировал. Только не в адрес основных героев истории, а в адрес журналистов. Акыйкатчы заявил «решительный протест по поводу допущенных нарушений прав граждан на тайну переписки и переговоров, гарантированных как законодательством Кыргызстана, так и Всеобщей декларацией прав человека».
То есть СМИ виноваты в том, что уже несколько день кряду обсуждают обнародованные аудиозаписи. Пресса, заявляет Турсунбек Акун, «грубо нарушает положения закона о СМИ, где в статье 19 строго определено, что журналист обязан проверять достоверность сообщений».
Омбудсмен страны в упор не видит в журналистских текстах их четко обозначенных предположений о якобы достоверных записях. И, о, ужас! «Более того, многие СМИ - газеты, радио и телевидение, информационные агентства - передали эти незаконные записи в полном или частичном изложении», - ужасается уполномоченный по правам человека.
Вопросов к членам временного правительства - собеседникам якобы телефонных переговоров на щекотливые темы - у Турсунбека Акуна нет. Ему все ясно. Только он один знает, что, оказывается, «указанные записи, как объяснила Генеральная прокуратура, произведены незаконно, более того, в них обнаружены элементы монтажа и фабрикации. По данным фактам в настоящее время возбуждены уголовные дела и осуществляются следственные мероприятия».
Ау, Генеральная прокуратура! Так возбудила или не возбудила?
Если вопросов нет у Турсунбека Акуна, то у журналистов, равно как и у общественности, их остается много. Только ответы если и следуют, то невразумительные, туманные и вовсе не убедительные.
Пока только лидеры гражданского общества требуют от членов временного правительства вести себя адекватно заявленным ими самими декретам и правовым нормам.
«Народ не знает, в каком виде получило временное правительство казну после правления Бакиева, как расходуются государственные средства. Создается впечатление, что, если новые власти не хотят отчитываться, значит, ловят рыбку в мутной воде. Свидетельством тому могут служить телефонные аудиозаписи. Чтобы развеять различные домыслы и слухи, от имени правозащитников временному правительству направлено обращение с требованием отчитаться по бюджетному процессу. Ведь каждый гражданин имеет право контролировать власти. В частности, мы направили запрос всем членам ВП, и.о. министра финансов», - говорит глава партнерской группы «Прецедент» Нурбек Токтакунов.
Долгожданный ответ за новыми властями. Только обойдитесь без скандалов, господа. Страна и вправду устала.