15:09
USD 87.10
EUR 99.05
RUB 1.07
Политика

Кыргызстан-2010: Франция без Наполеона

Новые власти говорят об учреждении «третьей кыргызской республики». Власть в ней больше не будет принадлежать одному человеку и его окружению. Временное правительство, распустившее «бакиевский» парламент, подтверждает намерения передать бразды правления новому Жогорку Кенешу. Каким будет следующий созыв парламента и не станет ли передача ему огромных полномочий роковой ошибкой?

Коллективный Ататюрк

Парламентская форма правления стара, как демократия. Она известна с древних Греции и Рима и пока зарекомендовала себя как наиболее эффективная. Недаром та же Франция, в которой поиск успешной модели республики продолжался более 200 лет, останавливалась на ней даже после блистательных примеров правления великих личностей. На передачу властных полномочий парламенту решились монархии Великобритании, Швеции, Норвегии. Эту форму практикуют в большинстве стран Европы, включая бывшие социалистические.

Вопреки распространенному мнению парламентская форма свойственна не только западным, но и восточным государствам. Она успешно зарекомендовала себя в таких непохожих друг на друга странах, как Япония и Малайзия, Таиланд и Индонезия. Здесь же может быть очень интересен пример Турции. Это процветающее государство - образец того, к чему может прийти Кыргызстан, если реально изменит свою политическую систему.

Существует мнение, что КР может привести к успеху не форма правления, а торжество сильной личности. Но ставка на одного лидера слишком часто вела к проигрышу. Великих людей в истории - кот наплакал, и далеко не факт, что в Кыргызстане отыщется свой Ататюрк. Чаще к безграничным возможностям тянулись личности с другим потенциалом. Так в истории появлялись Гитлер и Наполеон. В нашей стране с принятия независимости сменилось два президента, и оба изгнаны. Испытание медными трубами слишком тяжело для одного человека. Коллегиальному органу легче нести на себе бремя власти и ответственности.

Есть опасения, что усиление роли парламента бросит страну в пучину политических кризисов. Но, как известно, всеми потрясениями Кыргызстан пока обязан президентскому правлению. Сильный Жогорку Кенеш, бесспорно, не может, как и любой другой институт власти, быть панацеей от политического кризиса. Но парламентская форма правления обеспечивает мирную передачу власти, чем, кстати, снискала доверие в Индии и Пакистане.

В этих странах население многочисленно и разделено на большое число групп, каждая из которых требует защиты своих интересов. Индия, усилившая парламентскую власть, сегодня претендует на роль мировой державы. В соседнем Пакистане за последние десятилетия испробовали, казалось бы, все: и военную диктатуру, и президентское правление. Но затем тоже остановились на парламентской форме. Оказалось, что только она позволяет находить компромисс между всеми сторонами чрезвычайно насыщенной политической жизни Пакистана.

Все те же грабли

Сегодня часть политиков и экспертов предлагают внедрить в Кыргызстане смешанную систему формирования парламента. Часть депутатских мандатов, по их мнению, следует распределить между территориальными лидерами, избираемыми в одномандатных округах. Главный посыл этого - дать возможность войти в число законодателей людям, не входящим в действующие партии.

Идея территориального представительства в Жогорку Кенеше далеко не нова. Она эксплуатировалась в Кыргызстане более 10 лет, вплоть до 2008 года, и ранее уже служила предметом острой критики. Парламент, укомплектованный депутатами из одномандатных округов, часто называли конференцией кланов, землячеств и теневых лидеров. Выборы нередко превращались в борьбу нуворишей и способствовали появлению олигархии.

Одномандатные округа позволяли входить в парламент «случайным» господам, преследующим корыстные интересы. Кое-кто из влиятельных граждан использовал возможность избираться в Жогорку Кенеш, чтобы уйти от уголовной ответственности. Среди законодателей появились люди, связанные с наркобизнесом и организованной преступностью. Их присутствие подрывало доверие к парламенту, дискредитировало его как орган власти. Политика в Кыргызстане начала сращиваться с криминалитетом. Стоит ли наступать на грабли вновь?

Оппозиция в законе

Несколько лет назад сторонникам парламентаризма удалось добиться введения выборов по партийным спискам. Это позволило бы обеспечить продвижение альтернативных идей во власти, дать оппозиции возможность участвовать в принятии решений. Но инициатива была извращена. Жогорку Кенеш был фактически монополизирован партией Курманбека Бакиева.

Сейчас, памятуя о недавнем прошлом, предлагается ввести запрет на монополию одной партийной организации, а количество мандатов увеличить с 90 до 120. Во многих странах мира, кстати, число законодателей превышает сотню человек. Таким образом, в парламентах обеспечивается представительство широкого круга политических групп, появляется большой выбор идей, обеспечивается здоровая конкуренция между игроками.

В новом Жогорку Кенеше оппозиция больше не будет мириться с навязываемой ей волей, а получит реальную возможность влиять на принимаемые решения. Представителям меньшинства в «третьей республике» отдадут право формировать треть Счетной палаты, руководить комитетами, отвечающими за правоохранительные органы, бюджет и финансы, осуществлять контрольно-ревизионные функции.

Все это превратит парламент в коллегиального руководителя. Представленные в нем партии столкнутся с необходимостью компромисса и учета интересов друг друга. Голос меньшинства будет услышан. В такой системе преследование за инакомыслие станет невозможным. Политическая конкуренция будет залогом свободы экономики, слова, убеждений, СМИ. За властью установится тотальный общественный контроль. А это главное оружие против коррупции и семейственности, опутавших страну во время правления двух предыдущих президентов. 

Несмотря на увеличение числа мандатов, будущий парламент видится новым властям более экономным и скромным. С законодателей намерены сбить лоск. Депутатов лишат служебных машин, привилегий, неприкосновенности и большей части аппарата. Впервые в Кыргызстане заговорили о разделении не власти и полномочий, а ответственности. Народоизбранникам придется работать, а не ковать личное счастье за счет налогоплательщиков. Бороться за власть ради власти в «третьей республике» станет бессмысленно.

Мандат на лидерство

Увеличение депутатского корпуса, как полагают во временном правительстве, позволит количеству перерасти в качество не только при принятии решений, но и в человеческом измерении. ВП КР рассматривает будущий парламент не просто как орган власти. Жогорку Кенеш представляется новым властям профессиональной кузницей кадров, где будут готовить смену поколений в лидерских кругах.

Законодательный орган, как известно, уже взрастил не одного деятеля, его школу прошли практически все известные в Кыргызстане лидеры. Марат Султанов, попавший в парламент, поработав министром финансов и главой Нацбанка, признался: только в парламенте он понял, что представляют собой в реальности национальная экономика и государственная политика. Работа трибуна обязывает человека смотреть на мир шире, чем он может казаться из окна шикарного кабинета.

Противники парламентской формы правления опасаются, что новые власти передадут Жогорку Кенешу все мыслимые властные полномочия. Но во временном правительстве считают это заблуждением. В «третьей республике», утверждают идеологи новой конституционной реформы, намерены избегать крайностей и не хотят создавать очередного монстра. В проекте Основного закона предлагается новая система сдержек и противовесов.

Один из механизмов, ограничивающих влияние парламента на ситуацию в стране, - всенародные выборы президента. Жители Кыргызстана, наверное, впервые в истории получат возможность участвовать в уникальной политической кампании. Если раньше борьба за президентское кресло велась ради верховной власти, то теперь, как предполагается, - за идею и идеалы. Если это утверждение верно, в главы государства отныне не станут баллотироваться люди, стремящиеся к обладанию большими правами и полномочиями. Это принципиально новый критерий отбора, ввести который в жизнь призвано усечение президентской власти.

Главнокомандующий арбитр

Кем будет в новой системе президент? Вопреки ожиданиям сторонников радикальных перемен временное правительство не предполагает лишать главу государства всех важных полномочий, чтобы не делать из него «свадебного генерала». За ним, например, остаются полномочия главнокомандующего. Но не только в этом будет заключаться миссия президента.

Согласно проекту Конституции, глава государства, которому в парламентской стране уготована роль арбитра, будет служить гарантом того, что ни одна из оппонирующих друг другу сторон не сможет использовать в отношении противников силовые методы. В тех же целях предлагается ввести еще одно положение: чтобы избежать «партийного контроля» над силовым блоком, руководство Министерством обороны, спецслужбами и некоторыми другими структурами возложат на людей, не связанных с политическими организациями. Их будут назначать с согласия премьер-министра, а подбором их заместителей займется президент.

Примерно те же схемы, кстати, используются сегодня во многих других странах с парламентской формой правления. Военные и правоохранительные органы, как показывает история независимого Кыргызстана, должны оставаться вне политики. Это главный гарант спокойствия и безопасности, которые ценятся во всем мире не меньше, чем свобода. А в Кыргызстане - в свете последних событий - особенно.
Бизнес