04:52
USD 86.88
EUR 99.90
RUB 1.09
Политика

Алексей Власов: Кыргызстану во внешней политике пока нет необходимости делать какой-то однозначный выбор

Кыргызстану во внешней политике пока нет необходимости делать какой-то однозначный выбор. Об этом и многом другом рассказал в интервью ИА «24.kg» известный российский эксперт, генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, заместитель декана исторического факультета МГУ Алексей Власов.

- С чем Кыргызстан завершает год?

- Итоги 2009 года для Кыргызстана носят противоречивый характер. С одной стороны, властям удалось удержать ситуацию под контролем. Я имею в виду экономическую и социальную сферы, где наибольшее число проблемных зон, но при этом имидж окружения Курманбека Бакиева по-прежнему оставляет желать лучшего, и в каком-то смысле за прошедший год он нисколько не изменился, но в чем-то даже стал более проблемным.

С другой стороны, необходимо понимать, что практически все внешние силы заинтересованы в сохранении у власти нынешней политической элиты, и тот внешнеполитический курс многовекторного лавирования, которого придерживается Курманбек Бакиев, в общем-то, ни у кого не вызывает принципиальных возражений. Хотя история с американской военной базой, наверное, не прибавила уверенности в том, что многовекторность - это, действительно, здорово. У любого стратегического лавирования должны быть границы, а иногда кажется, что Бишкек эти границы пока еще для себя не определил. Но, в целом, еще раз подчеркну: обладая не слишком значительными ресурсами, официальный Бишкек смог ими воспользоваться, как говорится, на 100 процентов.

- Как отразится на людях административная реформа, начатая в Кыргызстане?

- Административные реформы на постсоветском пространстве - это, как говорится, вещь в себе. Никогда не знаешь, к чему они в конечном итоге могут привести. Как в том анекдоте: что русский ни сделает - все автомат Калашникова получается. Так и здесь, какие реформы ни проводят в Центральной Азии, оптимизации в конечном счете не происходит.

Государственный аппарат как не был слишком эффективным, так таковым и остается. Вопрос ведь не в персоналиях по отношению к премьер-министру или членам кабинета, а в наличии или отсутствии внятной программы действий. Как говорил Александр Суворов, каждый солдат понимает свою манеру. Так вот, отсутствие такого рода программы действий, мне кажется, и составляет главный риск для Кыргызстана. Хотя у нынешнего кабинета есть время, чтобы опровергнуть рассуждения скептиков на уровне практических решений.

- Будут ли на юге Кыргызстана размещены российские военные, как заявлялось ранее?

- Думаю, да. Но под каким «флагом» и на каких условиях? Тут, полагаю, возможны варианты. Мне кажется, что было бы целесообразно развивать проект КСОР и вписывать российское военное присутствие через военно-политические интеграционные структуры. Как мне кажется, такой вариант может оказаться приемлемым и для самого Кыргызстана.

- Россия и Кыргызстан - стратегический партнеры, но КР, активно развивающая отношения с США, как кажется, сидит на двух стульях. Сменятся ли приоритеты республики в 2010 году?

- Думаю, сидение на двух стульях продолжится - в полном соответствии с русской пословицей про яйца и корзины. Но пока что Кыргызстану нет необходимости делать какой-то однозначный выбор в ту или иную сторону. Напротив, и Россия, и США, и Китай заинтересованы в развитии тесных отношений с Бишкеком. Например, в плане участия Кыргызстана в Афганском проекте. И еще раз подчеркну: я не думаю, что 2010 год приведет к каким-то системным изменениям во внешнеполитическом курсе не только вашей республики, но и других центральноазиатских государств. Можно сказать, что многовекторность торжествует.

- Как вы оцениваете роль Посольства Кыргызстана в России?

- Деятельность нынешнего Посла Кыргызстана в России оцениваю высоко и неоднократно подчеркивал, что, располагая не самым значительным аппаратом, он благодаря личной энергии и деловым качествам решает вопросы, которые давно бы следовало поставить в повестку дня двусторонних отношений. Прежде всего, это вопросы гуманитарно-образовательного сотрудничества. Хотя надо признать, что есть и нереализованный потенциал, который заключается в том, что эти проекты надо вписать в определенную систему, а не задействовать их спорадически.

Бизнес