15:05
USD 86.80
EUR 91.22
RUB 0.82
Политика

Да не судимы будете

Борьба с криминалитетом политического оттенка?

 

Жогорку Кенеш обсуждает новый законопроект «О правительстве КР». Согласно документу, предполагается, что в Кыргызстане будут официально разрешены назначения на государственные посты людей, имевших судимость. В том числе - на должность премьер-министра. Парламент Кыргызстана намерен узаконить данность?

 

Не исключено, что это положение может вызвать бурные дебаты. Некоторые парламентарии, как ИА «24.kg» сообщало ранее, просят ужесточить данную норму. «В Северной Осетии недавно человека, который был осужден за убийство, назначили заместителем руководителя ведомства. Это вызвало широкий резонанс в обществе, - заявил депутат от фракции «Ак Жол» Зайнидин Курманов. - Поэтому мы должны пересмотреть данный пункт, ведь на государственную должность необходимо назначать человека морально честного, на котором пятнышка нет. А судимость говорит о том, что преступление было, и таких людей к государственному управлению допускать нельзя».

 

Впрочем, насколько оправдан в Кыргызстане столь строгий принцип отбора чиновников? В КР, как известно, были прецеденты уголовного преследования оппозиционных политиков или их окружения. В качестве примера можно привести опыт пребывания за решеткой лидера партии «Ар-Намыс» Феликса Кулова, который позже возглавлял правительство, или Топчубека Тургуналиева. Создатель партии «Эркиндик» пока не был допущен к чиновничьим должностям, что, однако, не мешает ему принимать активное участие в политической жизни страны.

 

Под приговор с тремя годами условно в свое время подвели руководителя Народной партии Данияра Усенова. Позже он занимал пост первого вице-премьер-министра КР. Судимость имел Азимбек Бекназаров. Апеллируя к пятну в его биографии, власти пытались воспрепятствовать его участию в парламентских выборах. Да не вышло – он удачно прошел в депутатский состав, а после смены руководства страны возглавил Генеральную прокуратуру.

 

На терновый венок политического заключенного в свое время пытался претендовать «угольный король» Нурлан Мотуев. О той же подоплеке, к слову, заявлял и небезызвестный Рысбек Акматбаев. Список можно продолжить теми, кто в свое время попал в зал суда по причинам отнюдь не криминального характера. Ведь в Кыргызстане, согласно законодательству, срок можно схлопотать и за смерть пешехода, внезапно выскочившего на дорогу перед автомобилем. Был бы человек, а статью подобрать нетрудно.

 

Однако, как показывает новейшая история, даже наличие реальных связей, преступного или околокриминального прошлого не есть помеха тем, кто всерьез решился попасть во власть. По крайней мере, подобные обстоятельства не стали препятствием ни для Тынычбека Акматбаева, ни для Баямана Эркинбаева. Тот и другой, не секрет, были тесно связаны с «тенью» и впоследствии убиты.

 

Угрозы судимости некогда чудом избежали столь известные персоны истеблишмента - Омурбек Текебаев и Медет Садыркулов. Первый - лидер Социалистической партии «Ата-Мекен» - стал жертвой политической провокации и едва не сел на нары в Польше, где был задержан с героином. К счастью для оппозиционера, в Варшаве разобрались, что кыргызский гость к контрабанде наркотиков отношения не имеет.

 

Медет Садыркулов проходил в числе подозреваемых в громком деле о финансистах. Его пытались привлечь к ответственности якобы за причастность к передаче первому президенту КР Аскару Акаеву $500 тысяч, которые предполагалось направить на выкуп японских заложников, захваченных боевиками ИДУ. Дело рассыпалось в суде. Ныне Медет Садыркулов занимает должность главы президентской администрации.

 

Кстати, в Министерстве юстиции полагают, что судимость кандидату во власть не помеха. Правда, в том случае, если была отменена судом или погашена. «Считается, что человек и не имел этой судимости, таков закон», - поясняет глава МЮ Марат Кайыпов. Такой же трактовки придерживался и суд. Это, как известно, привело к созданию тревожного прецедента, всполошившего не только местную, но и мировую общественность.

 

Два года тому назад, напомним, подобное толкование законодательства привело к тому, что Центризбирком КР, в свое время, не имел юридических оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты парламента Рысбека Акматбаева. Последний, как известно, считался лидером криминальной группировки. В случае его избрания в Жогорку Кенеш, Кыргызстан стал бы первой страной в Центральной Азии, в которой представители организованной преступности оказались законодателями.

 

События 2005-2007 годов заставили многих экспертов отметить, что криминалитет в Кыргызстане активно рвется к куску властного пирога. В связи с этим мнение о том, что ужесточение законодательства, касающегося кадровой политики госслужб, необходимо, кажется справедливым. С другой стороны, вполне очевидно, что каждый из случаев нуждается в индивидуальном подходе и рассмотрении.

 

Не станет ли, например, введение ограничений на назначения в госдолжности судимых неким искусственным барьером для продвижения политиков типа того же Феликса Кулова или Топчубека Тургуналиева? И не для того ли затеваются дебаты? Не будет ли, напротив, отречение от ограничений лазейкой для последователей Рысбека Акматбаева? Ведь на нем список желающих попасть во власть из криминальной обоймы, судя по всему, не заканчивается… Вопросы, вопросы…

Бизнес