10:31
USD 86.80
EUR 91.06
RUB 0.82
Политика

Венецианская комиссия: Определяя список полномочий президента Кыргызстана, его разработчики, движимые желанием угодить, собрали все в европейской, американской, латиноамериканской и российской конституционных системах правления

Европейская комиссия за демократию через закон, больше известная как Венецианская, 17 декабря прислала «Заключение о конституционной ситуации в Кыргызской Республике», принятое 14-15 декабря 2007 года на своем пленарном заседании.


Одно из основных заключений гласит, что «положение парламента КР недостаточно сильно для того, чтобы функционировать как эффективный противовес полномочиям президента страны».


Заключение интересно тем, что Венецианская комиссия, делая свои выводы, признает, что в Кыргызстане «ниспровержен авторитарный режим прежнего президента Аскара Акаева», после чего страна «вошла в период политической и конституционной неустойчивости», а «проект новой Конституции был подготовлен свободно основным конституционным советом с участием гражданского общества».


Европейские эксперты в области конституционного права отмечают, что «проект был предметом заключения Венецианской комиссии (2005 год) и получил в основном благоприятную оценку, за исключением главы, касающейся судебной власти».


Касаясь решения Конституционного суда о легитимности ноябрьского и декабрьского 2006 года вариантов Основного закона, Венецианская комиссия заявляет, что ее задачей «не может быть рассмотрение решений национальных конституционных судов, которые являются учреждениями, имеющими полномочия осуществлять окончательную интерпретацию Конституции».


Вместе с тем европейские арбитры подчеркивают, что «это действительно очень необычно, если не беспрецедентно, что Конституционный суд КР объявляет весь текст действующей Конституции неконституционным». «Суд мог принять такое решение, только если текст Основного закона, принятого 30 декабря 2006 года и вступающего в силу с 15 января 2007-го, был недействителен с самого начала», - считают эксперты.


Венецианская комиссия отмечает, «в этом контексте интересно отметить, что новая Конституция, принятая референдумом 21 октября 2007 года, содержит условие об отмене Конституции от 9 ноября 2006 года, от 15 января 2007 года и Закона Жогорку Кенеша от 8 ноября 2006-го. Такое условие было бы необходимым, если бы эти законодательные акты ретроактивно были аннулированы решением КС КР или никогда не были действительны».


Делая выводы по тексту Основного закона КР, принятого 21 октября на референдуме, Венецианская комиссия подчеркивает: «Главный акцент в конституционных спорах в Кыргызстане сделан на разделении власти между президентом, парламентом и правительством. Главные отличия между разными вариантами одного текста Конституции касались именно этого вопроса. Так как Конституция КР уже принята, комиссия воздержалась от детального постатейного анализа».


Эксперты Венецианской комиссии в целом приветствуют основы конституционного строя в КР, закрепленные в Основном законе. Вместе с тем они выражают озабоченность тем, что «в действительности полномочия президента почти неограниченны и существует совсем небольшое разделение властей».


В заключении экспертов Венецианской комиссии предполагается, что «список полномочий президента КР в некоторых статьях Конституции Кыргызстана (44, 46, 47), кажется, был побужден желанием разработчиков Основного закона предоставить президенту все полномочия, которые могут быть найдены в европейской, американской, латиноамериканской и российской конституционных системах правления».


Касаясь выборов по партийным спискам, в заключении говорится, «так как партийная система очень слабо развита, то есть риск того, что конституционная реформа вносит свой вклад в довольно искусственную систему, в которой политические партии основаны сверху; они не могут управляться деловыми интересами, но также и исполнительной властью, и не могут быть основаны на конкретном политическом опыте людей».


Венецианская комиссия считает, что статья 58 принятой Конституции - это «остаток советской системы». А статья 77 Основного закона КР «содержит советскую систему прокуратуры».


Комментарий ИА «24.kg»: «Заключение о конституционной ситуации в Кыргызской Республике», принятое Венецианской комиссией, было сделано после того как туда обратился теперь уже бывший спикер парламента КР Марат Султанов. Торага Жогорку Кенеша просил «прокомментировать недавние конституционные события, которые имели место в КР, и осуществить анализ решения Конституционного суда от 14 сентября 2007 года».


Примечательно, что Марат Султанов обратился в Венецианскую комиссию только 15 октября 2007 года, то есть когда уже было очевидно, что неминуем роспуск парламента (21-го состоялся референдум, а 22-го, то есть на следующий день, Жогорку Кенеш распустили).


Учитывая, что КС КР во главе с тогда еще председателем Чолпон Баековой вынес известное решение 14 сентября, месяцем (!) раньше у еще спикера ЖК КР никаких вопросов к европейским экспертам не было. Они появились вместе с угрозой роспуска законодательной ветви власти, которой он управлял…


Ответ пришел 17 декабря 2007 года. Европейцы, как обычно, раздали всем сестрам по серьгам. Немного пожурили президента за широту полномочий, немного посетовали на недоработки, осторожно высказались по отдельным статьям очередного нового Основного закона. Но об одном аспекте объективно и, главное, бесстрашно, хоть и деликатно, сообщили: кыргызские, то есть наши родные чиновники превзошли самих себя в попытке угодить президенту страны, умудрившись запихать в Конституцию Кыргызской Республики «все полномочия, которые только могут быть найдены в европейской, американской, латиноамериканской и российской конституционных системах правления»…  

Бизнес