13:59
USD 87.45
EUR 98.45
RUB 1.08
Политика

Могут ли немцы вернуться в Кыргызстан?

С точки зрения получения выгоды Кыргызстан вряд ли представляет большой интерес для богатых стран. Тем не менее республика входит в ОДКБ и ШОС, другие значимые многосторонние организации. Сегодня мы принимаем участие в глобальной антитеррористической операции, предоставив свою территорию авиабазе международной коалиции. Есть и другие серьезные свидетельства, подтверждающие наличие у Кыргызстана внешнеполитических ресурсов, которые, при грамотном их использовании, сулят экономические выгоды. Об этом, кстати, не так давно заявила экс-министр иностранных дел Роза Отунбаева.

 

Серьезным аргументом в пользу этого тезиса являются слова Чрезвычайного и Полномочного Посла Германии в Кыргызстане Клауса Гревлиха, которые он произнес на пресс-конференции в ИА «24.kg» 18 января 2007 года. По большому счету, выступление дипломата воспринимается как откровение гражданина ФРГ, неравнодушного к КР. Посол Германии настолько проникся нашими проблемами, что демонстрирует не только хорошее знание обстановки в нашей стране, но и четко видит пути выхода из нынешней ситуации, делая ставку на водные ресурсы и энергосектор.

 

Сегодня вода по мировым меркам является не только товаром и весомым политическим инструментом, но и, как указал германский посол,

основой первоклассного сельского хозяйства и туризма. В деле ее рационального использования ЕС, по словам дипломата, готов оказать КР содействие. Приведя в пример восстановление послевоенной Европы по плану Маршалла, Клаус Гревлих намекнул, что главным условием успешной реализации этого уникального проекта была, прежде всего, огромная политическая воля руководителей Германии.

 

В чем же кроется интерес к Кыргызстану этой далекой от нас европейской страны? Оказывается, и у немцев не всегда и не все делается только по расчету. Поведение крупных государств нередко скрывает мотивы, не обязательно рациональные, но отвечающие духу этого народа, его историческому предназначению.

 

В этой связи особое значение приобретают слова посла о том, что «у Германии в Кыргызстане есть конкретные интересы». «Мы - часть истории этой страны, - отметил Клаус Гревлих. - Здесь жили 100 тысяч немцев. Сейчас их около 15 тысяч. Они оставили позитивный след в обществе. Эти люди - как мост между нашими странами. Германия заинтересована в расширении культурных связей с Кыргызстаном».

 

Упоминание посла о «мосте» и «позитивном вкладе в развитие общества» тех немцев, которые у нас жили, и есть та нерациональная, непрагматичная и невидимая связь между нашими странами, которая при определенных усилиях со стороны Бишкека может благоприятно сказаться на экономическом положении Кыргызстана.

 

Для большинства населения нашей страны звучание немецкой речи является привычным. Мы еще помним радиопередачи кыргызского радио на этом языке. В сегодняшних газетах, помещая объявления о продаже домов, обязательно подчеркнут, если его первым хозяином был немец. А Люксембург, Фриденфельд и многие другие села, в которых жили наши сограждане, уехавшие в Германию, до сих пор сохранили остатки образцового порядка и добросовестного труда.

 

С учетом всего этого совершенно естественным видится установление и развитие широких контактов с Германией в гуманитарной сфере, в области политики. Почему, к примеру, мы не можем обсуждать с коллегами из ФРГ возможность создания у нас школ с углубленным изучением немецкого языка, дальнейшего обучения выпускников этих школ в вузах этой страны? Или создания на нашей территории производств под руководством специалистов, обучавшихся в Германии?

 

Роза Отунбаева, в свою очередь, упоминала широкие возможности политического сотрудничества с ЕС. И здесь, как представляется, скрыт большой потенциал. К примеру, еще недавно один из руководителей ОБСЕ намеревался реализовать в Бишкеке идею «азиатского варианта этой организации». Тогда речь шла о том, что подобная структура откроет в Кыргызстане свое представительство, которое займется обсуждением проблем безопасности ЦА.

 

Более того, руководство ОБСЕ намеревалось в качестве первого практического шага организовать в Бишкеке конференцию по Афганистану и затем придать ей статус постоянно действующего международного механизма для обсуждения вопросов региональной безопасности. К сожалению, этот замысел осуществлен наполовину. В Кыргызстане действительно появился офис этой международной организации, но с иными функциями. В них акцент, по инициативе официального Бишкека, был отдан так называемому экономическому измерению.

 

Тем не менее у нас все еще имеются основания обсудить с немецкими коллегами совершенно новые по качеству двусторонние проекты. Они, с одной стороны, позволят реализоваться здоровым амбициям Германии. С другой – решат наши экономические и политические задачи.

 

Говоря об актуальности создания в КР региональной структуры безопасности, следует отметить, что в наших краях сегодня нет ни одной международной организации, которая была бы предметно ориентирована на решение проблем этой категории. Наши ближайшие и дальние соседи являются членами таких организаций, как ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА, ОБСЕ, ОИК и других. Однако ни одна из них прямо не может претендовать на роль, подобную той, которую сыграла ОБСЕ во времена СССР. Именно поэтому страны региона могли бы, к примеру, при активном участии Германии попытаться создать здесь качественно новую, постоянно действующую международную площадку, которая уже сейчас занялась бы вопросами урегулирования в Афганистане.

 

Учитывая, что в межгосударственных отношениях внутри самих центральноазиатских стран остается множество нерешенных проблем, есть основание полагать, что новая структура окажется полезной для минимизации любых возможных осложнений.

Бизнес