03:44
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Политика

Политическая экономика от депутата

В парламенте Кыргызстана вновь кипят страсти. Но не законотворческие, а уголовные. Генеральная прокуратура страны прислала очередное представление на снятие депутатской неприкосновенности, на сей раз с депутата от фракции «Ата-Журт» Садыра Жапарова...

Тень Курманбека Бакиева и его окружения до сих пор витает над Кыргызстаном. На днях клан Бакиевых вновь оказался вовлечен в очередные разбирательства между представителями местного истеблишмента. Правда, косвенно, поскольку в «политические разборки» попали два парламентария. Но, возможно, список VIP-участников неоднозначных событий скоро пополнится.

Итак, в главном надзорном органе страны возбуждено уголовное дело в отношении лидера фракции «Ата-Журт». Ведомство считает, что Садыр Жапаров, уже прославившийся кампанией против крупнейших инвесторов и тем, что едва не добился коллапса в отечественной экономике, причастен к сомнительной сделке с имуществом сына бывшего президента Максима Бакиева. Соратники парламентария предполагают, что дело имеет политическую подоплеку и Жапаров - жертва преследования властей.

Однако скандал вряд ли политический. Уголовное дело, подозреваемым по которому проходит лидер оппозиционной фракции, имеет явно мошенническую подоплеку. По этой причине в число «узников совести» Садыр Жапаров априори попасть не может. Да он и не рассчитывает.

Грабь награбленное?

Как повелось с 2005 года, каждая смена власти в республике сопровождается актами вандализма и мародерством. Исключением не стал и кровавый 2010-й, потрясший республику не только массовыми беспорядками, но и неприкрытым переделом собственности и сфер влияния. Особенный интерес для новых элитариев представлял Бишкек, где, как считали многие, сконцентрировано богатство клана Бакиевых. «Грабь награбленное!» - именно под таким лозунгом по столице прокатилась очередная волна погромов, срежиссированных, по обыкновению, людьми, явно близкими к верхам.

Справедливость перераспределения ресурсов вызывала сомнения и в 2010 году. Однако государство решило дать им оценку лишь два года спустя. Так подозрения в причастности к грабежам пали сразу на нескольких известных политиков. В том числе на представителей правящих кругов. И то, что происходит с Садыром Жапаровым сейчас, - логическое продолжение.

Так что же случилось? По версии Генеральной прокуратуры, Эльдар Мадылбеков - сын парламентария из «Ата Мекена» Туратбека Мадылбекова, близко знакомый с Садыром Жапаровым, в 2010 году присоединился к мародерам и сделал это с особым размахом. Одним словом, VIP, а персоны подобного типа, как известно, не мелочатся. По данным, озвученным ГП КР, отпрыск политика незаконно захватил двухэтажное здание, которое принадлежало Максиму Бакиеву, и оформил его на подставных лиц. Строение чудесным образом даже не попало в список объектов, которые предполагалось национализировать.

- Объект на улице Киевской с 1974 по 2009 год принадлежал государству и был структурным подразделением Минсельхоза, - рассказывает начальник отдела внутренних расследований Генеральной прокуратуры Каныбек Турдумамбетов. - В 2009-м произведен обмен на здание в Чолпон-Ате, по стоимости неравноценное. Государству нанесен ущерб. Здание оформлено на ОсОО «Глобал Профит», формальным директором был Станислав Билянин, известный, как подставное лицо Максима Бакиева, у которого он работал водителем. После апрельских событий объект захвачен группой лиц. В августе 2012 года следствие установило, что к этому причастен Эльдар Мадылбеков.

Объект недвижимости, о котором идет речь, расположен в центре Бишкека и считается лакомым куском. Но, видимо, слишком большим, поскольку экспроприатору он в горло не полез.

Сомнительная сделка

Эльдар Мадылбеков, сообщают в Генпрокуратуре, «воспользовался отсутствием Билянина и нестабильной обстановкой в стране». Он, по данным надзорного ведомства, подготовил фиктивные документы о продаже подставным лицам с дальнейшей перепродажей Садыру Жапарову. Почему Жапарову? Прокуратура объясняет это так: Мадылбеков работал у Жапарова в Национальном агентстве по противодействию коррупции.

Здание досталось Садыру Жапарову, конечно, не задарма, но по рыночным меркам очень дешево. Строение, по данным правоохранительных органов, оценивается в 94 миллиона сомов, а будущий парламентарий приобрел его за 19,5 миллиона. То есть по явно заниженной цене. Почему?

В надзорном ведомстве полагают, что Садыр Жапаров знал о сомнительном характере сделки. Также якобы ему было известно и о фактической стоимости объекта. Это позволило Жапарову купить, а затем перепродать строение. Сегодня в здании размещается один из штабов партии «Ата-Журт». Казалось бы логичным, если бы лидер фракции передал его соратникам в пользование. Но, видимо, даже внутри политических организаций отношениями ведает золотой телец. И это дает Генеральной прокуратуре основание не исключать, что к ответственности может быть привлечен сам Камчыбек Ташиев - ныне глава партии «Ата-Журт».

Но вернемся к Жапарову. Перепродажа, утверждает Генпрокуратура, состоялась, несмотря на то что на здание был наложен арест. Помогли осуществить сделку поддельные документы. В итоге Жапаров освободился от сомнительной недвижимости уже за 23 миллиона сомов. Позже он объяснит факт перепродажи нехваткой средств.

«Для покупки здания я взял кредит в банке, - заявил Садыр Жапаров на пресс-конференции. - Остаток обещал отдать позже. Но найти нужную сумму в оговоренный срок мы не смогли, перед выборами понадобились деньги, и здание продали».

Генпрокуратура возбудила в отношении Садыра Жапарова уголовное дело по трем уголовным статьям. Он, утверждают в надзорном ведомстве, причастен к «соучастию в совершении мошенничества, совершенного группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере», «покушению на сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, совершенному в крупном размере» и «сбыту имущества, заведомо добытого преступным путем, совершенному в крупном размере».

Если я не я, то кто же я?

Садыр Жапаров, конечно, вины не признает и утверждает, что ничего не знал о захвате здания. По его словам, приобрел он его на законных основаниях. «А если сегодня говорят о рейдерском захвате объекта предыдущим владельцем, то причем тут я? Мы же не ясновидящие, чтобы знать всю предысторию», - говорит парламентарий.

По его данным, Эльдар Мадылбеков обратился к нему с предложением в июле 2010 года. Строение в центре столицы «собственник» оценил в $1 миллион. «Здание было хорошим, и я предложил снизить цену до $500 тысяч, - рассказывает Жапаров. - Проверка в мэрии и Госрегистре показала, что оно не арестовано, и мы его купили».

Следствие, впрочем, в неосведомленность парламентария не верит. Генеральная прокуратура обратилась в ЖК с представлением о снятии неприкосновенности с Жапарова. В Жогорку Кенеше создана комиссия для рассмотрения вопроса. Садыр Жапаров же занял позицию преследуемого за политические убеждения. Он заявил, что имеет место «попытка неких сил организовать роспуск парламента».

«Я и сам планировал раньше срока сдать мандат депутата парламента, но после советов некоторых коллег передумал, - сообщил Садыр Жапаров. - Они мне сказали: если я уйду сейчас, это будет выглядеть так, будто мне есть что скрывать. Сотрудники ГКНБ Кыргызстана насильно выбивали показания у моего помощника, на которого оформлено здание по улице Киевской. Когда он не согласился, стали выбивать показания, надев пакет на голову, и избивать до потери сознания. Помощник не выдержал и дал нужные им показания. Сотрудники ГКНБ просили долю в $100 тысяч, ссылаясь на то, что строение куплено дешево».

Фигурант уголовного дела, к слову, не согласен, что приобретал объект по явно заниженной цене. «После апрельских событий это здание сожгли, поэтому и цена была гораздо ниже, - пытается объяснить он. - Как прокуратура оценила его в $2 миллиона? С каких пор прокуратура у нас - оценочный орган? Я специально просмотрел и нашел еще три не национализированных строения».

Лидер фракции «Ата-Журт» пытается свести происходящее к политике. Он заявил, что уголовные дела в отношении него возбуждены в отместку за разоблачение «мафии на «Кумторе», и пообещал на днях озвучить имена «крупных чиновников, которые получают хлеб с золотого проекта». Некоторые, впрочем, он уже озвучил.

Золотая «вендетта»

«Среди тех, кто замешан, и нынешний генеральный прокурор страны Аида Салянова, которая, будучи статс-секретарем Минюста, подписала документ, дав добро на списание налогов компании», - сообщил Садыр Жапаров. В который раз, кстати, ничем не подкрепляя свои слова.

Быть фигурантом уголовного разбирательства - штука малоприятная. Но Садыру Жапарову удается попадать в эпицентр не одного скандала, а череды. Едва затих таковой, раздутый самим парламентарием, вокруг «Кумтора», теперь вот обвинения в рейдерстве. А ведь по большому счету, кроме скандалов, он никому ничем не запомнился.

Сейчас Садыр Жапаров вновь принялся раскачивать золотую тему. На днях заявил, что «Кумтор» уничтожил пять ледников высотой 1,5-2 тысячи метров, а вокруг разработки месторождения образовалась целая «коза ностра». При попустительстве чиновников якобы золото извлекается подпольно, а население сел по течению реки Нарын в течение ближайших лет превратится в мутантов. Однако власти риторику «разоблачителя» не оценили, а эксперты считают такие доводы сомнительными. Последние, впрочем, можно назвать еще и разорительными для бюджета.

Временная депутатская комиссия по проверке «Кумтора», которую возглавлял Садыр Жапаров, привлекала к работе местных специалистов и экспертов. Всем им парламентарий обещал хорошо заплатить. Они отобрали пробы воды, которые направлены в Национальный ядерный центр Казахстана для лабораторных исследований. Однако, как выясняется, сегодня Жапаров стремится переложить затраты на инициированные им экспертизы на бюджет, то есть на наши с вами плечи.

«Я снимаю с себя обязательства по оплате услуг экспертам, привлеченным комиссией парламента Кыргызстана», - безапелляционно заявил он и предложил выплатить часть долга из средств Жогорку Кенеша, а остальное, по его словам, должно погасить правительство.

Это заявление воспринимается в кабинете министров с недоумением. Проводить экспертизы Садыра Жапарова никто не просил. Так же, как и не просил вести антиинвестиционную кампанию, из-за которой пакет акций Кыргызстана в «Центерре» значительно подешевел. Жапаров по большому счету несет ответственность и за привлечение к исследованиям на «Кумторе» западных компаний, чьи услуги обойдутся казне в круглую сумму. И не факт, что проверка отыщет подтверждение слов парламентария о мутантах в селах по течению Нарына, радиоактивном загрязнении и близости техногенной катастрофы. Но на то Садыр Жапаров - и лидер оппозиционной фракции. Ему выгодно, чтобы власти сталкивались с проблемами. А это уже политика.

Уместно вспомнить, как Садыр Жапаров немногим ранее предлагал захватить золотой рудник и даже расписал поименно будущий состав правления «Кумтора». После грянувшего уголовного скандала с недвижимостью, то ли купленной по дешевке, то ли проданной за копейки (ГП КР тоже внятностью не отличается), почему-то не удивляешься, откуда у оппозиционера «экспроприаторский» настрой...

Бизнес