Шоу-программа под названием «Бабанова в отставку» проходит в Кыргызстане без аплодисментов публики...
Судя по всему, дни пребывания Омурбека Бабанова на посту главы правительства сочтены. «Приговор» ставшему опальным чиновнику вынесли свои - члены коалиционного большинства из рядов парламентской фракции «Ата Мекен». Для многих очевидна искусственность созданной политической интриги, но непонятны мотивы и предпосылки.
Закулисье
...В середине декабря 2011 года в Жогорку Кенеше кипели страсти и делили портфели будущего коалиционного правительства.
Напомним, что в Кыргызстане, где после июня 2010-го определена парламентская форма правления, фактическим главой государства является премьер-министр. К выбору кандидатуры на этот пост, предрекали эксперты, как ни подходи взвешенно и с дальним прицелом, все равно сохраняются предпосылки для политического шантажа. Учитывая особенность местных выскочек, у которых от карьерного головокружения сносит элементарный инстинкт самосохранения, найти человека, способного отречься от амбиций во имя работы, сложно, но наверняка можно. Однако депутаты потопали по проторенной еще во времена Акаева-Бакиева тропе и вооружились политической конъюнктурой. То есть при совокупности сложившихся к тому моменту условий и обстановки слуги народа пошли на поводу партийно-фракционной интриги.
Четыре фракции, за исключением «Ата-Журта», все это время пытались демонстрировать электорату свои взаимную любовь и плодотворное сотрудничество. Получалось это у них не просто плохо, а отвратительно. То и дело вспыхивающие перепалки и публичное выяснение отношений говорили лишь о том, что в искусственно взгроможденной конструкции под громким названием «Биримдик» («Единство») единством не пахнет.
Омурбек против Омурбека
Рано или поздно вопрос об отставке правительства встал бы во весь рост, потому что слишком критическая ситуация сложилась в стране. Обещания поднять экономику обернулись ее упадком. Заверения создать благоприятные условия для потенциальных инвесторов повлекли за собой фактическую травлю иностранных компаний с призывами национализировать те предприятия, которые еще дышат и производят. Говорить о положении представителей социально уязвимых слоев населения и бюджетников не приходится вовсе. Нищенские пособия заставляют первых влачить и без того жалкое состояние. А вторые готовы на радикальные меры, потому что громко разрекламированные кратные повышения зарплаты на деле превратились в суммы еще меньше, чем прежде получали врачи и учителя.
Лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев уже не скрывает, что инициатива о выражении вотума недоверия премьеру Бабанову исходит от его соратников. Социалисты апеллируют излюбленной мотивировкой: человек, который погряз в скандалах, не имеет морального права возглавлять исполнительную ветвь власти. Коллег слаженно и охотно поддержали другие члены парламентского большинства. Правда, на это у них ушли все каникулы. Для пущего эффекта атамекеновцы достали из своих козырей очередную порцию разоблачений и обвинили Омурбека Бабанова в получении взятки в особо крупном размере.
Породистый жеребец Islander One оказался в центре очередного скандала, связанного с именем Омурбека Бабанова. По данным депутата ЖК Жоомарта Сапарбаева, чистопородный английский скакун стоит $0,5-1,3 миллиона. И якобы был подарен высокопоставленному чиновнику турецким бизнесменом за оказанные услуги. Взяв длительный тайм-аут, пресс-служба премьер-министра вышла к проправительственной прессе с комментариями. Официальный рупор Омурбека Бабанова - Султан Каназаров, подозвав телеоператоров, пояснил, что лошадь не подарок, а частная покупка самого главы правительства. Тем самым он опроверг громкие разоблачения «Ата Мекена».
Вне подозрений только лошадь
Впрочем, «опровержение» было неубедительным. Более того, вызвало дополнительные вопросы.
Султан Каназаров отмечает, что «дорогостоящий скакун - это частная покупка премьер-министра, о чем имеется соответствующий договор о купле-продаже». По его данным, он стоит всего-навсего $20 тысяч, а «фракция «Ата Мекен» и Омурбек Текебаев оперируют ложной информацией, выдвигая обвинения в адрес правительства».
По мнению официального представителя главы правительства, «истинной причиной недовольства «Ата Мекена» служит то, что премьер-министр отказался выполнять требование фракции вмешиваться в процесс строительства аэронавигационной башни по гранту США». Той самой башни, строительством которой занимается турецкая компания «Серка» - субподрядчик американцев.
Омурбеку Текебаеву предложено купить скакуна за $20 тысяч и продать дороже. И в свойственной Султану Каназарову, но никак не правительственному госслужащему манере последовали рекомендации «депутатам «Ата Мекена» сделать также запрос в правоохранительные органы, выяснить, на какие средства, скажем, лидер фракции Омурбек Текебаев, который никогда не занимался предпринимательством и декларирует небольшие официальные доходы, окружен охраной и передвигается на дорогостоящих авто».
Судя по всему, главный социалист после таких выпадов достанет из закромов очередную порцию компромата на работодателя премьерского пресс-секретаря.
«Аргументы» подчиненного Омурбека Бабанова оказались несостоятельными. Султан Каназаров не пояснил, откуда у премьер-министра, указавшего в виде дохода за 2011 год сумму всего в 879 тысяч сомов (меньше $20 тысяч), $20 тысяч на покупку английского скакуна.
Блефуем помаленьку?
Как рассказал Жоомарт Сапарбаев, у Islander One блестящая родословная. Его предки - чистокровные английские скакуны, прославленные чемпионы. Его прадеда Northern Dancer оценили в $13,2 миллиона, деда - Sandler's Wells - в $10,5 миллиона, отца - Montjeu - в $17 миллионов. Только за случку матери Islander One - Starline с его отцом Montjeu уплачено 180 тысяч евро.
То есть с такой родословной скакун, купленный премьер-министром, ну никак не может стоить пару десятков тысяч долларов. А если на деле он стоит под миллион, то Султан Каназаров в очередной раз подставил своего шефа. Ибо придется объясняться теперь самому Омурбеку Бабанову в кабинете следователя. Породистый жеребец не кляча. Его теперь не упрячешь где-нибудь на забытом джайлоо и не вывезешь из страны. То есть скакун теперь - улика. То ли совершенного должностного преступления главой правительства, то ли подтасовки фактов, осуществленной инициаторами его отставки.
Собственно, настал звездный час для руководства антикоррупционной службы Государственного комитета национальной безопасности и Генеральной прокуратуры, хором воспевавших осанну борьбе с коррупцией. Проверка, которую пообещал глава АКС Бектен Сыдыгалиев, должна выявить, было преступление или нет. Если не было, то ответственность за ложную информацию ложится на членов партии «Ата Мекен». То есть судьбы Омурбека Бабанова и Омурбека Текебаева сейчас находятся в руках следователей антикоррупционной службы и главного надзорного органа.
Фактически АКС, декларирующая на совещаниях широкомасштабную борьбу с коррупцией, «невзирая на чины и посты», должна будет явить общественности равенство всех перед законом. Кто из двух Омурбеков станет фигурантом уголовного дела (коррупционного или за ложный донос) - станет ясно совсем скоро.
В оппозицию или на нары?
Омурбек Бабанов пал жертвой парламентаризма, а вовсе не своей кипучей деятельности по развалу экономики. Кто бы ни пришел на его место, он обречен. Казуистика парламентской формы правления с фактическим главой государства в лице премьера заключается в том, что любой из персон, назначенных на этот пост, будет заниматься не своими прямыми обязанностями, а ублажать глупый, непрофессиональный, но надменный Жогорку Кенеш. Вместо того чтобы руководить исполнительной властью - строить заводы и фабрики, больницы, школы и детсады, увеличивать госказну, развивать туризм и горнодобывающую отрасль, нянчиться с инвесторами и холить малый бизнес, заботиться о стариках и инвалидах, детях и студентах, очередному премьер-министру по-прежнему придется столоваться с лидерами всех пяти фракций, заглядывать им в бесстыжие очи, потакать и закрывать глаза на бездарную работу фракционных назначенцев.
А Омурбек Бабанов помимо этого умудрялся вести и свою игру. Некоторые эксперты предполагают, что он решил идти на следующие президентские выборы и победить. Вполне возможно, ведь амбиций своих молодой политик никогда не скрывал. Если парламент страны все-таки отправит его в отставку, а президент Алмазбек Атамбаев согласится с таким решением, у Омурбека Бабанова остается один путь - в оппозицию. Если он, конечно, примет решение в большой политике остаться.
По местной плохой традиции на отправленных в отставку госмужей, как правило, заводят уголовные дела. Постфактум, в общем. Профессиональная трусость следователей надзорных и силовых органов прячется за броню законов о госслужбе и неприкосновенности, состряпанных предыдущими составами ЖК. Вот так и лепятся на пустом месте образы гонимых жертв власти и будущих лидеров оппозиции.
А кто был на коне-то?
...23 декабря 2011-го новый состав правительства был озвучен на внеочередном заседании парламента. Тогда кандидатуру Бабанова на пост премьера поддержали 113 депутатов. Указ о его назначении был подписан президентом 24 декабря. Принимая присягу, новоиспеченный глава правительства отметил, что в случае нарушения клятвы готов понести наказание в рамках законодательства.
«Впереди нас ждут большие испытания, и, я думаю, вы успешно решите экономические и социальные проблемы, оправдав доверие народа», - сказал тогда Алмазбек Атамбаев, поздравляя Омурбека Бабанова с официальным вступлением в должность премьера.
«Мы с вами открываем новую страницу истории нашего народа, прошедшего через огонь и воду. Бог дает нам шанс оставить в прошлом негатив, недостатки и недочеты. Нужно оправдать надежды народа. Перед нами стоят важнейшие задачи. Для эффективной работы прежде всего необходимо, чтобы все ветви власти действовали слаженно, четко определили свои полномочия. Нет сомнений, результат будет, когда все ветви власти начнут четко исполнять свои обязанности. В этом плане хотелось бы, чтобы Жогорку Кенеш стал образцом для подражания», - фантазировал президент.
Слаженности народ не увидел. Напротив, нам демонстрировали склоки, перетягивание каната, взаимные обвинения. Тем временем работа стояла. Но... 24 апреля 2012-го парламентская коалиция большинства одобрила отчет правительства за 2011 год и по итогам 100 дней его работы. Документ защищали премьер-министр Омурбек Бабанов и весь состав правительства.
Спустя ровно два месяца члены коалиции инициировали рассмотрение вопроса об отставке кабинета министров.