«Мне кажется, что форма правления в Кыргызстане остается прежней – парламентско-президентской», - заявил в интервью ИА «24.kg» председатель Верховного суда Кыргызстана Курманбек Осмонов. Ответить на вопросы агентства он решил в связи с выступлением в парламенте главы Конституционного суда Чолпон Баековой. Последняя убеждена, что ее коллега дал депутатам добро на создание Учредительного собрания.
«Я подобного не говорил, - подчеркивает Курманбек Осмонов. – В тот день, когда группа парламентариев подняла вопрос о создании Учредительного собрания, меня пригласили в Жогорку Кенеш на экстренное заседание. Узнав о намерении созвать Учредительное собрание, я выступил и сказал, что действующее законодательство такого пути не предусматривает. А инициировать законопроекты, касающиеся Конституции, может группа в 300 тысяч граждан, большинство от депутатского корпуса или президент. Так что необходимости созывать новый орган не было».
- 30 декабря парламент принял новую редакцию Конституции. Что бы вы могли сказать об этом варианте Основного закона?
- Я получил его текст вчера. Сравнил с предыдущим. Могу сказать, что в новой редакции сохранены основной дух, смысл и принципы прежней, ноябрьской. Думаю, что принятие декабрьских изменений было во многом направлено на устранение коллизий и противоречий, появившихся в результате осенней реформы Основного закона страны.
Полагаю, что во многом изменения разумны. Например, вполне логично и правильно, что главе государства передано право назначать руководителей госадминистраций и силовых структур. Ведь президент является руководителем страны, главнокомандующим. То есть он отвечает за безопасность и оборону республики, а значит, должен обладать такими полномочиями.
Новая, декабрьская редакция более продумана и взвешена в части механизмов сдержек и противовесов в отношениях между ветвями власти. Что же касается судейского корпуса, то в новом варианте изменились лишь сроки, на которые назначаются служители Фемиды. Первый – пять лет. Второй – десять. Третий – уже до достижения предельного возраста, предусмотренного для судьи законодательством.
- Бытует мнение, согласно которому новая редакция Конституции нелегитимна, поскольку принята без экспертизы Конституционного суда и в нарушении оговоренных сроков…
- Я полагаю, что оно не совсем верно. Затягивать процесс конституционной реформы в сложившейся ситуации было нельзя. Поскольку неизвестно, к чему бы это привело. Не исключено, что к общественным волнениям и росту напряженности. Кроме того, парламентарии еще в ноябре внесли в регламент Жогорку Кенеша изменения, позволяющие парламенту принять новую редакцию Основного закона без заключения Конституционного суда.
- Как вы полагаете, не скажется ли негативно столь частое принятие конституционных редакций на доверии общества к Основному закону. Все ж таки, казалось бы, фундаментальный закон…
- Конечно, частые изменения, вносимые в Конституцию, крайне нежелательны. Но, с другой стороны, новая редакция Основного закона была необходима. В той, что была принята в ноябре, содержалось много противоречий и даже грамматических ошибок. Вспомните, практически сразу же после того, как парламент одобрил ноябрьский вариант Конституции, многие, в том числе и я, говорили, что очень скоро этот документ потребует внесения поправок, чтобы привести его в порядок.
- После принятия Конституции в ноябре многие говорили, что в Кыргызстане отныне установлена парламентско-президентская форма правления. А какая она теперь?
- Мне кажется, что такой она и осталась. Ведь за парламентом остались многие важные функции. Например, формирование правительства и судейского корпуса невозможно без согласования с парламентом. За законодательным органом закреплены механизмы, которые позволят ему играть значимую роль в жизни страны. В общем, говорить о том, что после принятия 30 декабря новой редакции Конституции парламент оказался обделенным – нет оснований.