21:23
USD 87.45
EUR 97.39
RUB 1.06
Политика

Адвокатская контора Медетбекова: «О конкурсе на право использования радиочастотного спектра для мобильной связи 3G»

Ренат Медетбеков,

директор адвокатской конторы

 

Начало в газете «Белый пароход», 23.11.2005, 14.12.2005, 21.12.2005, 28.12.2005, 11.01.2006, 18.01.2006, 08.02.2006, 15.02.2006, 26.04.2006, 10.05.2006, 12.07.2006, 19.07.2006, 26.07.2006.

Продолжение на сайте PR.kg аналитика «ОР», 29/08/06, 11/09/06, 18/09/06, 26/09/06, 06/10/06, 16/10/06.

Окончание на сайте ИА «24.kg», 26/10-2006, 30/10-2006, 03/11-2006.

 

Объявление конкурса

 

«Правительство Кыргызстана объявило конкурс среди операторов связи на право использования мобильной беспроводной связи стандарта третьего поколения 3 G WCDMA/UMTS. Соответствующее постановление подписал 15 августа 2006 года премьер-министр Феликс Кулов. Данный конкурс поручено провести до 5 октября 2006 года. Как сообщается в постановлении, потенциальному оператору необходимо соблюсти следующие требования: в течение трех лет развернуть мобильную сеть по всему Кыргызстану, при этом в течение первого года начать развертывание сети в Баткенской, Жалалабатской и Ошской областях. Стартовая цена за лицензию составит 40 млн. сомов. Также создать в 100 отделениях связи госпредприятия «Кыргызпочтасы», расположенных в сельских регионах, центры общественного доступа, обеспечив их оргтехникой и Интернет-связью с 15-процентной скидкой за пользование Интернетом, сообщается в постановлении. Кроме этого конкурсант должен обеспечить не менее 50 правительственных абонентов закрытой связью, а также предоставить в течение 2 лет не менее 500 номеров с мобильными телефонами для специальных нужд МВД, СНБ, Минобороны, МЧС, Погранслужбы и других, говорится в постановлении» (сайт «АКИpress», 16.08.2006).

«Как сообщила 17 августа 2006 г. пресс-служба Правительства, данное решение мотивировано тем, что на рынке мобильной связи Кыргызстана существует «непрозрачная система присвоения и использования радиочастотного ресурса, являющегося таким же национальным богатством страны, как золото». Также причиной высокой стоимости лицензии является то, что «покупка лицензий операторами сотовой связи происходит не на конкурсах и аукционах, а продается за бесценок (300 сомов), без каких-либо обязательств и гарантий. В результате этого мимо казны прошли десятки миллионов долларов США», поясняет пресс-служба» (сайт «АКИpress», 17.08.2006).

«Южнокорейская компания «CIS Cellular Systems» начала в Кыргызстане выпуск сотовых терминалов стандарта CDMA. На открытии производства в свободной экономической зоне «Бишкек» 18 августа принял участие Премьер-министр Кыргызстана Феликс Кулов. Не стоит забывать, что данное производство, созданное дочерней структурой компании «Sky Trade», будет выплачивать существенную сумму и в республиканский бюджет, цитирует Кулова пресс-служба (Правительства). Вместе с тем, глава Правительства упомянул об открытом конкурсе. «Все вы прекрасно знаете, как раньше выдавались, причем за бесценок, лицензии на радиочастоты для мобильной связи. Сейчас мы проводим открытый конкурс с заранее известными условиями. Сама лицензия будет стоить 40 миллионов сомов, а не как раньше, 300 сомов», - сказал Премьер-министр» (сайт «АКИpress», 18.08.2006).

 

«Заранее известные условия» с множеством вариантов

 

«Конкурс среди операторов связи на право использования стандарта мобильной связи 3G WCDMA/UMTS переносится с 5 октября на 1 ноября 2006 года. Соответствующее постановление Правительства подписал Премьер-министр Феликс Кулов. Как сообщается в постановлении, потенциальному оператору необходимо соблюсти следующие требования: в течение 5 лет развернуть мобильную сеть по всей территории Кыргызстана, обеспечить создание в сети оператора, выигравшего конкурс, внутренней сети (не менее 1 000 номеров) для нужд министерств и ведомств. Также в течение первых двух лет создать и ввести в эксплуатацию сеть мобильной связи по Чуйской области. Кроме того, потенциальному оператору на второй год необходимо организовать на территории Кыргызстана, с учетом потребности рынка, производство (сборку) телефонных аппаратов мобильной (сотовой) связи, включая аппараты мобильной связи стандарта 3G. В течение первых двух лет нужно организовать курсы обучения и подготовки специалистов в области мобильной связи, возможно на базе одного из высших учебных заведений и другое. Стартовая цена составляет 40 млн. сомов. Победитель конкурса оплачивает данную сумму в 20-дневный срок после объявления итогов конкурса» (сайт «АКИpress», 03.10.2006).

25 октября 2006 года Виктор Логинов на сайте «ComNews» написал, что, по оценкам участников рынка, необходимость лицензии – сомнительна, а ее условия – кабальные. Срок проведения конкурса вновь перенесен с 1 ноября на 27 ноября 2006 года. Все действующие в Кыргызской Республике операторы мобильной связи охотно прокомментировали сомнительность и кабальность лицензии. Промолчали лишь те из них, которые были причастны к рождению ОсОО «Sky Mobile», его приобретению компанией «Altimo» и сбыту ему в собственность всего захваченного имущества ОсОО «Бител». Неприятие лицензии рынком, по мнению Виктора Логинова, вызвано заложенными в лицензию сложно выполнимыми условиями. Например, оператор, получающий эту лицензию, вынужден будет за свой счет (это 5 млн. долларов США) организовывать расчистку диапазона. При самых оптимистических расчетах на запуск сети может понадобиться не менее 70 млн. долларов США. Учитывая, что средний доход на одного условного абонента не превышает 10 долларов США в месяц, говорить об окупаемости проекта неразумно (сайт «ComNews», 25.10.2006).

«В Доме Правительства 20 ноября 2006 года Феликс Кулов провел совещание по подготовке и проведению конкурса на право использования полос радиочастотного спектра в стандарте мобильной связи 3G. «Очень важно, чтобы победивший (в конкурсе) участник представлял серьезную компанию, желательно имеющую опыт работы в 3G», – приводит слова Ф. Кулова пресс-служба (Правительства). По информации членов конкурсной комиссии, на сегодняшний день официальных заявок для участия в указанном конкурсе пока не поступало. Ожидается, что подача заявок состоится под самый конец запланированного времени, пишет пресс-служба» (сайт «АКИpress», 20.11.2006).

 

Лицензии на право пользования объектами исключительной государственной собственности и лицензии на право занятия отдельными видами предпринимательской деятельности суть разные вещи

 

1. Лицензии (разрешения) на право разработки месторождений полезных ископаемых или лицензии на право использования радиочастотного спектра – это разрешения, выдаваемые государством как собственником ресурсов пользователям ресурсов. Цена за пользование ресурсами (стоимость таких лицензий) устанавливается по соглашениям между сторонами (государством и пользователями), если плата за использование ресурсов не взимается по утверждаемым в установленном порядке тарифам, и закрепляется сторонами в лицензионных соглашениях.

Вопросы предоставления лицензий на право разработки месторождений и определения стоимости таких лицензий регулируются, в основном, Законом о недрах. В частности, Законом о недрах установлено, что стоимость лицензий на право разработки месторождений составляется из бонуса и роялти. Бонус – это разовая плата собственнику ресурсов недр (государству) за предоставление права их освоения. Роялти – это текущие платежи собственнику ресурсов (государству) за погашаемые запасы полезных ископаемых (см., напр., ст.ст. 3, 14, 16 Закона о недрах).

Вопросы предоставления лицензий (разрешений) на право использования радиочастотного спектра и определения стоимости таких лицензий (разрешений) регулируются, в основном, Законом об электрической и почтовой связи (см., напр., ст. 9 Закона об электрической и почтовой связи).

Поэтому стоимость лицензий на право разработки конкретных месторождений полезных ископаемых или использования конкретных полос радиочастотного спектра (в тех случаях, когда разрешения на право использования полос радиочастотного спектра выдаются в результате проведения конкурсов или аукционов), действительно, может достигать десятков миллионов долларов США.

 

2. Лицензии (разрешения) на право занятия такими видами предпринимательской деятельности как эксплуатация месторождений полезных ископаемых или сетей электрической связи либо использование радиочастотного спектра – это разрешения, выдаваемые государством как органом регулирования предпринимательской деятельности субъектам предпринимательской деятельности для осуществления отдельных видов такой деятельности. Стоимость таких лицензий устанавливается только законом. Вопросы предоставления таких лицензий регулируются, в основном, Законом о лицензировании (см., напр., ст.ст. 58, 84 Гражданского кодекса, ст.ст. 1, 2, 3, 9, 16 Закона о лицензировании).

В частности, Законом о лицензировании установлено, что стоимость лицензий на право занятия любыми видами предпринимательской деятельности складывается только из затрат на рассмотрение заявлений о выдаче таких лицензий, проведение необходимых экспертиз и оформление документов, но не может превышать трех размеров расчетного показателя (т.е. 300 сомов).

Поэтому лицензии на право занятия деятельностью в области эксплуатации месторождений полезных ископаемых, в области электрической связи или использования радиочастотного спектра должны выдаваться только за 300 сомов. Потому что в соответствии с основными принципами лицензирования предпринимательской деятельности этот лицензионный порядок устанавливается только по соображениям государственной безопасности, реализации государственной монополии, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан. По закону эти самые 300 сомов – даже не стоимость лицензий, а просто плата за рассмотрение заявлений и выдачу лицензий.

 

Как раньше выдавались и как сейчас выдаются лицензии на право пользования объектами исключительной государственной собственности

 

1. По закону (ст.ст. 3, 14, 16 Закона о недрах) лицензии на право пользования недрами по золоторудным, нефтяным, газовым и другим объектам общегосударственного значения выдаются только по результатам конкурсов, проводимых по решению Правительства по каждому конкретному объекту. При этом по закону существенными условиями каждого лицензионного соглашения являются бонус и роялти. Вопросы раздела продукции по закону существенными условиями таких соглашений не являются, но могут включаться в них при согласии сторон.

Ни Правительство Николая Танаева, ни Правительство Феликса Кулова не выдавало лицензии в указанном выше порядке, а лишь морочило голову примерно тем способом, какой использовался по золоторудному месторождению «Джеруй».

Для передела лицензии на право разработки золоторудного месторождения «Джеруй» от компании «ТГМК» в пользу компании «Джеруйалтын» Правительство Феликса Кулова сыграло на том, что в уставном капитале компании «ТГМК» доля ОАО «Кыргызалтын» составляла 30%, тогда как в уставном капитале ЗАО «Джеруйалтын» эта доля стала составлять 40%. На эту игру повелась и компания «Оксус» (или «Норокс»), являющаяся вторым участником компании «ТГМК», старавшаяся удержать у нее лицензию предложением государству доли 50% вместо 30%.

Но по закону и здравому смыслу польза государства от выдачи лицензий на право разработки месторождений определяется не тем, кто является участниками тех предприятий, которым выдаются указанные лицензии, и не тем, как между теми участниками в тех предприятиях распределяются доли. И даже не тем, какие суммы средств в разработку месторождений собираются вкладывать такие предприятия. А тем, каковы размеры бонуса, каковы размеры роялти, какова эффективность и рациональность разработки месторождений и восстановления среды после окончания работ. При таком подходе и картина налоговых поступлений (как естественный результат работы, а не как условие выдачи лицензий) будет наилучшей.

Поэтому за лицензию на право разработки месторождения «Джеруй» всю сумму бонуса и последующих роялти должно было заплатить ЗАО «Джеруйалтын». За лицензию на право разработки месторождения «Талды-Булак Левобережный» всю сумму бонуса и последующих роялти должно было заплатить ОАО «Кыргызалтын». И так далее по каждой лицензии на право разработки каждого месторождения. А если у ЗАО «Джеруйалтын», ОАО «Кыргызалтын» или любого другого «инвестора» нет тех десятков миллионов долларов США, по поводу прохождения которых мимо казны горюет Правительство Феликса Кулова, тогда это Правительство не должно было выдавать или сохранять за ними лицензии.

После этого Правительство заявляет, что у страны нет других возможностей рассчитаться по внешнему долгу, кроме вступления в ХИПИК. Если первый вице-премьер-министр Данияр Усенов говорит, что страна вступит в ХИПИК лишь в том случае, если ей будут предложены выгодные условия, это означает, что Правительство уже решило вступить в ХИПИК. И «выгода» – это не условие, а будущее оправдание вступления.

Поэтому лицензии на право разработки месторождений полезных ископаемых выдавались и продолжают выдаваться не за 300 сомов, а за непонятно что и в нарушение закона.

 

2. По закону (ст. 9 Закона об электрической и почтовой связи, Положение о порядке выделения номиналов радиочастот для радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств) лицензии (разрешения) на право использования радиочастотного спектра в целях эксплуатации сетей электросвязи выдаются Государственным агентством связи. Эти лицензии (разрешения) выдаются одновременно с выдачей лицензий на право занятия деятельностью в области электрической связи и на тот же срок. При этом плата за использование радиочастотного спектра взимается Государственным агентством связи в виде регистрационных, ежегодных эксплуатационных и других сборов согласно утверждаемым в установленном порядке тарифам. Выдача лицензий (разрешений) на право использования радиочастотного спектра в результате проведения конкурсов или аукционов не является обязательной, но допускается.

И Правительство Николая Танаева и Правительство Феликса Кулова выдавало лицензии на право использования радиочастотного спектра в указанном выше порядке. Поэтому эти лицензии выдавались и продолжают выдаваться не за 300 сомов и не в результате проведения конкурсов или аукционов, а с взиманием регистрационных, ежегодных эксплуатационных и других сборов и в соответствии с законом.

 

Почему Правительство наводит тень на плетень

 

1. Правительство заявляет, что на рынке мобильной связи существует «непрозрачная система присвоения и использования радиочастотного ресурса». Правительство заявляет, что выступает против этой системы. Правительство заявляет, что считает, что операторы должны покупать лицензии на право использования радиочастотного ресурса только на конкурсах и аукционах. Тогда почему это же Правительство по прошествии фактически года нахождения у власти и за полтора месяца до объявления конкурса само выдало лицензию ОсОО «Sky Mobile» так же «непрозрачно», без проведения конкурса или аукциона?

Потому что ОсОО «Sky Mobile» рожали не для того, чтобы участвовать в конкурсах или аукционах, а для того, чтобы его быстренько приобрела компания «Altimo» и после этого ему в собственность было сбыто все похищенное имущество ОсОО «Бител».

 

2. Правительство заявляет, что объявило конкурс на 3G-лицензию потому, что считает, что «радиочастотный ресурс является таким же национальным богатством страны, как золото». Тогда почему это же Правительство по прошествии фактически года нахождения у власти и менее чем за месяц до объявления конкурса выдало лицензию ЗАО «Джеруйалтын» без проведения конкурса на право добычи самого золота?

Потому что 3G-конкурс был объявлен лишь в целях пиара и тянется специально под какого-то «чертика», который должен будет, в конце концов, выскочить из табакерки. В противном случае вся эта история с проведением конкурса со временем будет спущена на тормозах либо конкурс уже сейчас будет признан несостоявшимся.

 

3. Что это за «закрытая связь» или «внутренняя сеть в сети электросвязи общего пользования», которой оператор должен будет обеспечивать 50 или 1 000 правительственных абонентов? А у нынешних сотен тысяч мобильных абонентов связь, что, «открытая»? Что это за «спецоператор» со «спецуслугами» для Правительства, заявку которого Правительство ожидает «под самый конец запланированного времени»? Зачем нужно создавать дополнительные завязки власти и денег?

Например, таким «спецоператором» могло бы стать и ОсОО «Sky Mobile», представляющее компанию «ВымпелКом», являющуюся «серьезной компанией и имеющую опыт работы в 3G». После приобретения ОсОО «Sky Mobile» с имуществом ОсОО «Бител» у компании «Altimo» компания «ВымпелКом» остро нуждалась бы в дополнительной защите от опасности раскрутки ситуации вокруг ОсОО «Бител» в исходное положение. «Победа» ОсОО «Sky Mobile» в конкурсе с популистскими условиями могла бы стать для компании «ВымпелКом» той самой дополнительной защитой. Выполнять условия конкурса ОсОО «Sky Mobile» все равно не пришлось бы, потому что к тому времени «или ишак бы сдох или падишах умер».

Но, если Правительство желает обеспечивать правительственных абонентов мобильными «вертушками», оно должно делать это только в рамках деятельности оператора, находящегося в структуре органов правительственной связи, а не в рамках предпринимательской деятельности оператора, эксплуатирующего сеть электросвязи общего пользования и конкурирующего на рынке.

 

Тел. (312) 66-10-50

 

(Публикуется на правах рекламы, стиль и орфография сохранены)

Бизнес