Каждый год к Международному дню белой трости мы готовим материал, посвященный людям, полностью или частично лишенным зрения, говорим о помощи им и солидарности с ними.
История белой трости, как символа слепоты, берет начало в 1921 году. В британском городе Бристоле жил молодой фотограф Джеймс Биггс, потерявший после несчастного случая зрение. Когда он понял, что на его черную трость не реагируют ни прохожие, ни водители, то покрасил ее в белый цвет. И она стала заметна. Это начинание подхватили все незрячие не только в Англии, но и по всей Европе, Америке, а позднее и в России. В 1950-1960-е по всему миру началась широкая кампания по изучению и разъяснению вопросов, связанных с жизнедеятельностью инвалидов и людей с особыми потребностями. В настоящее время 15 октября объявлено Днем белой трости.
ИА «24.kg» решило узнать у респондентов, как же помочь незрячим людям обрести уверенность в жизни и облегчить ее.
Андрей Ли, тотально незрячий, инвалид I группы:
- Самое главное - человек должен понимать, что жизнь на этом не заканчивается и вслепую можно жить достойно и интересно во благо себе, а значит, и своим близким. Есть две стороны помощи таким людям, как мы. Материальная, так как мы живем в материально-потребительском мире, и психологическая, моральная. В первое время, как воздух, необходим контакт с людьми, чтобы не растеряться и не сорваться... Из материального обязательно нужны технические условия: транспорт, связь и другое.
Философия жизни ставшего незрячим человека должна меняться постепенно, чтобы он мог почувствовать, что глаза - не есть краеугольный камень его жизни. Есть много других возможностей, которые позволяют незрячему человеку не отрываться от социальной среды, ведь все мы - существа социальные. При развитии медиакультуры и Интернета у незрячих сегодня много возможностей получать общественно-значимую информацию. Это тоже реальная помощь тем, кто не видит, - не выпадать из социальной среды. Конечно же, должны быть реабилитационные центры, в которых человека, потерявшего зрение, могут научить ходить с тростью, пользоваться всеми благами материального мира.
Мы живем в такое время, когда государству очень сложно создавать условия инвалидам. В советское время очень сильной организацией было Общество слепых, которое финансировалось за счет государства и обеспечивало рабочими местами незрячих людей за счет государственного заказа. В условиях рыночной экономики вопросы помощи незрячим инвалидам повисли между небом и землей. Разве государство не может позаботиться об этих людях, ведь их не так много во всей стране - около шести тысяч? Даже это небольшое число людей мы, к сожалению, не можем обеспечить социальной защитой и реабилитацией.
Дастан Бекешев, депутат Жогорку Кенеша:
- Как и любому другому человеку, незрячему может придать уверенность наличие определенных навыков и возможность применения этих навыков для достижения целей в жизни. Навыки незрячий может получить через образование. Поэтому я остаюсь убежденным сторонником того, что государство должно делать ставку на развитие человеческого капитала. Образованный незрячий человек найдет дорогу к успеху. Наряду с этим государство должно обеспечить таких людей соответствующей инфраструктурой, а также пропагандировать в обществе философию доброго отношения к инвалидам. У незрячего человека появится уверенность в жизни тогда, когда он будет чувствовать себя полезным обществу.
Елена Баялинова, консультант пресс-центра Минздрава КР:
- «Я ничего не вижу, не могу читать, писать... Я не хочу так больше жить», - повторяет вновь и вновь мой родственник, который потерял зрение три года назад. Он долго не мог привыкнуть к своему новому состоянию, потом привыкал к слепоте и долго надеялся, что это всего лишь страшный сон. Чуда, к сожалению, не произошло, и человек совсем отчаялся и разучился радоваться жизни. Чего ему не хватает больше всего в таком положении? Как оказалось, просто живого человеческого общения, чтобы всегда был кто-то рядом и был его глазами, а заодно и личным секретарем, который будет связующим звеном с шумливым миром зрячих людей, где все кипит и все каждую секунду меняется.
По моим наблюдениям, еще совсем неслабые люди вдруг выпадают из привычного образа жизни и вдруг оказываются в одиночестве и полной темноте. Они, как отработанный ресурс, не нужны ни государству, ни обществу, а иногда и даже своим родным и близким. Про них забывают врачи и политики, знакомые и друзья. А нужно всего лишь подойти к ним на один шаг ближе и тихо, чтобы не испугать, взять за руку и подружиться, а потом чаще встречаться и общаться. И человек прозреет, пусть не глазами, а душой... И жизнь продолжится.
Эрнест Абдыжыпаров, кинорежиссер:
- Проблема незрячих в том, что мы, зрячие, особо выделяем их недостаток. Если бы общество изначально относилось к детям с ограниченными физическими возможностями как к естественному проявлению природы, то мы бы создавали для них нормальные условия. В этом наша с вами ненормальность. Не жалеть их надо, а просто-напросто создавать условия для их проявления в трудовой и общественной жизни. Ярким примером служит депутат ЖК Дастан Бекешев. Ко мне часто обращаются люди с ограниченными физическими возможностями. Держу с ними связь, предлагаю пройти свои мастер-классы бесплатно, в меру своих возможностей помогаю. Общение для них ценнее всякой гуманитарной помощи! Такое отношение надо воспитывать уже сегодня в школе, дома - везде. И тогда через 10 лет незрячим будет удобно и комфортно жить в этом обществе не хуже, чем зрячим.
Полина Щербакова, переводчик:
- Надо признаться, вопрос застал меня врасплох. Немного подумав, я обнаружила, что ничего не знаю о жизни незрячих людей в Кыргызстане. Попробуйте представить себе незрячего. Какой образ возникает у вас в голове? В моей голове возникло воспоминание о слепом мужчине, просящем милостыню на одной из оживленных улиц Бишкека. Вот и ответ на вопрос. Чтобы незрячим людям облегчить жизнь, нужны просто внимание и помощь правительства, общественных организаций, общества. Каждого из нас.
Касим Базиль, публицист:
- Мне кажется, самая лучшая помощь - вовлекать их в общественные процессы. Прежде всего, дать знания и навыки, чтобы они могли самостоятельно передвигаться по городу, работать. Я знаю, что у нас в городе есть замечательные люди, которые занимаются такими проектами. Они, к примеру, обучают незрячих людей, помогая им обходиться в быту без посторонней помощи, обучают их чтению и иностранным языкам. Занятия очень полезны, потому что помогают людям понять, что они способны свернуть горы.
Я знаю, что у нас есть несколько законов, обязывающих работодателей принимать на работу людей с ограниченными возможностями. Но этот закон не работает. Я не поддерживаю выжидательную позицию, когда ждут помощи от государства: «Постройте это, сделайте то». Мне кажется, приятная обязанность каждого человека - по мере возможного помогать более уязвимым людям. Если каждый будет делать что-то на своем уровне, мы сильно разгрузим хрупкие плечи государства.
Егор Борисов, врач-реаниматолог:
- Наверняка уже много сказано и про трости, и про «говорящие» светофоры, и про обязательное наличие перил и оградительных бордюров. С этим все понятно. Думаю, есть еще один важный момент. Это воспитание в детях правильного отношения к людям, имеющим трудности со зрением. Важно, чтобы дети ни в коем случае не тыкали пальцем и не смеялись. Также недопустимо чрезмерное сюсюканье и снисхождение. В детях надо воспитывать золотую середину по отношению к людям, имеющим физическую ограниченность, - чтобы дети относились к ним с уважением, как к равным, но при этом обязательно им во всем помогали. Ну и пожелание, конечно, чтобы люди, имеющие проблемы со зрением, могли трудоустроиться - хорошо, если бы для этого предпринимались какие-то серьезные шаги.
Кенешбек Алмакучуков, директор ОФ ЦААМ:
- Отвечу предметно и по порядку. Первое: нужно стимулировать создание рабочих мест, в которых эти люди могут быть полезными. Например, где нужен чуткий слух или умелые руки, чтобы незрячие могли почувствовать себя нужными. Второе: способствовать созданию ими своих семей. Так они смогут полноценно жить, перенося невзгоды вместе. Третье: необходимы социальная работа и соцработники для решения бытовых проблем. Четвертое: строить коммуны-комплексы. Пятое: интегрировать их в среду. Это инклюзивная терапия, к примеру, кружки, социальные сети для родителей и близких, обучение близких навыкам коммуникации с незрячими. Шестое: создать информационный дискурс. Седьмое: снабдить GPS-навигаторами, чтобы планировать маршрут и проводить мониторинг из специального центра.
Абибилла Пазылов, пресс-секретарь КГМА:
- Знаю, что надо помочь незрячим людям. Но не знаю, как сделать это конкретно. Вместе с тем знаю, как отреагировала выпускница медицинского училища при КГМА имени И.К.Ахунбаева для незрячих и слабовидящих студентов Раиса Иманалиева на призыв о помощи другим в своей статье, опубликованной этим летом в многотиражке «Дарыгер» («Врачеватель»). Будущий массажист, вспоминая о жизни в общежитии, пишет: «Самыми трудными считаются первые дни. Особенно, когда осваиваешь общую кухню в общежитии, где приходится на ощупь искать стол, плиту так, чтобы другим не доставить дискомфорт, схватив чужую посуду, ложку и так далее. Но мои опасения были напрасны. Соседи-студенты Медакадемии с полуслова подхватывали и подводили к плите, крану...» И рассказывает далее: «В дни передвижения с тростью, не дожидаясь моей просьбы, студенты подбегали с предложением помочь мне. Уверенная, что меня окружают отзывчивые люди, между парами я начала ходить в столовую, ведя за собой такую же незрячую, как и я, свою однокурсницу Динару». Между тем Раиса сожалеет вот о чем: «Жаль, но я не узнаю тех студентов, кто прибегал на помощь, сопровождая меня в другой корпус, а после бежал на свои занятия... В моей памяти их голоса и тепло их души».
Раиса и Динара, а также их сокурсницы окончили медицинское училище и, судя по всему, стали массажистами. В настоящее время в медучилище при КГМА в отделении для незрячих и слабовидящих учатся новые студентки.
Отсюда и вывод: надо повсеместно воспитывать таких людей, которые никоим образом не считали бы инвалидов, в том числе незрячих, «второсортными», не пренебрегали их законными интересами и правами на счастливую жизнь, а наоборот, помогали им везде и во всем. С другой стороны, создает ли наше общество все условия для незрячих в получении образования в широком смысле этого слова? Ведь недаром говорят, что знание - свет. Только высокообразованный человек в состоянии преодолеть трудности судьбы, по-философски относиться к окружающему миру.