Всемирный день архитектуры ежегодно отмечают в первый понедельник октября. В свой профессиональный праздник архитекторы устраивают выставки, проводят творческие дискуссии.
Многие сооружения в столице Кыргызстана, построенные в последние годы, вызывают неоднозначное отношение. ИА «24.kg» решило выяснить, какой объект в Бишкеке они считают наиболее удачным, а какой - худшим.
Жамбы Джусубалиева, журналист:
- «Лучшие здания» найти очень сложно. В основном ведь это жилые многоэтажные дома, построенные часто вместо исторических зданий либо в местах, выбор которых не поддается логическому пониманию, не подлежит никакому оправданию горожанина, обеспокоенного чистотой, экологией, гармонией развития города. Поэтому самыми лучшими считаю некоторые каменные дома этнокомплекса «Супара». Ну а худший - каждый второй. В особенности меня потрясла быстрота и безнаказанность постройки гигантского жилого комплекса прямо над рекой по набережной (улица Малдыбаева), практически у входа в парк Ататюрка.
К великому сожалению, современное строительство в Бишкеке архитектурой даже сложно назвать, это просто некая строительная или, точнее, молниеносная застроечная кампания, в которой все подчинено сиюминутной прибыли. А что до комфорта и эстетики, дружественной всем горожанам, что еще можно было назвать архитектурой, до этого, по-моему, нет дела никому. Наверное, это сговор бизнеса с градостроителями, а если нет - то полнейшее попустительство ответственных лиц. Тем не менее у нас очень много талантливых архитекторов, понимающих ситуацию. С днем архитектора... все-таки!
Георгий Колотов, фотограф:
- Пожалуй, стоит начать с того, что появившиеся в современной истории Бишкека здания далеко не всегда вписываются в облик города. Тем не менее есть удачные по многим параметрам решения. Возможно, самым привлекательным для меня показалось новое жилое здание на Боконбаева - Эркиндик. То, как этот дом мягко вписался в архитектурный ансамбль одного из самых популярных районов города, и его внутренняя планировка доставляют удовольствие. А вот худших сооружений много, перечислять придется долго. Особенно хочется отметить низкое качество строительства, сводящее на нет любые преимущества нового строения.
Азиза Туманова, учитель:
- Я не видела ни одного стоящего общественного внимания здания, построенного государством за последние годы. Поэтому мне сложно ответить на ваш вопрос. Множество жилых домов возводят в частном порядке. Среди них можно выделить дома на Боконбаева - Эркиндик. Они изящны и монументальны. Однако, как и многие другие подобные здания, почти нависают над дорогой. И, как и в большинстве таких типовых строений, спальни в них спроектированы со стороны улицы... Нет у нас особенного архитектурного облика нового города. Макет будущего центра города от Бишкекглавархитектуры - страшный сон: синее стекло и бетон в стиле посткатастрофы. Нравится здание «Жаннат-отель», построенное в ущелье, в Теплых ключах, но это, наверное, к Бишкеку не относится.
Марат Амираев, актер:
- Считаю, что новое здание должно вписываться в ансамбль города, района, улицы, соседних зданий. По этим критериям ни одно новое здание не имеет права на вторжение в застывшую мелодию столицы.
Главному архитектору большой салам хочется передать. Он либо ничего не решает, либо он не архитектор.
Элеонора Прояева, филолог:
- Ужасное здание - «ГОИН» на пересечении Жибек Жолу и Абдрахманова, особенно после того, как его дважды разрушали в ходе двух революций. Очень странно, словно карлик, выглядит здание на углу Горького - Байтик баатыра (напротив «Вефы»), это магазин продуктов и одежды.
Мне нравится здание на Медерова - Байтик баатыра, недалеко от Октябрьского акимиата. Наверху этого здания ак калпак, это крыша. Очень стильно выглядит.
Игорь Акулов, предприниматель:
- Долго думал, что же считать лучшим архитектурным памятником, в итоге остановился на цирке. Не на том, который сейчас, а на том, что я запомнил с детства. Нестандартное круглое здание, казавшееся огромным в детстве, из белого мрамора. Здание чем-то напоминало космическую летающую тарелку, побывать в ней было мечтой любого ребенка советского времени. Особый колорит придавало и то, что нечастые походы в цирк имели оттенок торжественности и небольшого страха, сродни тому, что испытывают молодые люди при походе в загс. Особое место здесь занимал и круговой зал второго этажа. Тогда город был не так застроен, поэтому из окон цирка открывались замечательные виды на ЦУМ, загс и площадь Победы. Возле цирка всегда били фонтаны и продавалась всякая вкусная мелочь. Наверное, цирк запомнился больше всего, потому что навсегда остался в детстве.
Худшее строение, а точнее, строения для меня - это мини-памятники в Дубовом парке. Для меня они из того же ряда, что и памятник Петра работы Церетели. Можно сколько угодно говорить о высоком искусстве, его понимании, но не понимаю я его, видимо. Какая-то попытка сделать что-то высокое есть, но кроме уродливости и серости ничего не получилось. Не буду много говорить, дабы не задеть чувства тех, кому эти памятники нравятся, в общем, для меня это полный провал.
Адиль Турдукулов, гражданский активист:
- Лучшим я бы назвал архитектурный комплекс «Супара», построенный на частные средства. Тот, кто задумал его возвести, сумел создать этнографический ансамбль, который наполнен притягательным дыханием прошлого. В то же время это строение является примером гармоничного отношения к природе, что свойственно мышлению кыргызов.
Неудачные строения - новостройки вокруг столицы. Они хаотичны и нивелируют понятие о столичной жизни.
Евгений Макшаков, художник:
- Может быть, где-то что-то и строят достойное и интересное, но я об этом просто не знаю. Хотя уверен, что в этой стране есть люди, способные создавать достойные проекты, и они это даже делают, но, скорее всего, - для иностранных заказчиков или просто для собственного развития и из любви к своему делу.