Накануне на заседании президиума Бишкекского горкенеша столичные депутаты вновь обрушили свой гнев на мэра Кубанычбека Кулматова. Партийные избранники припомнили ему все обиды и грешки, не преминув при этом посетовать, что сами-то они трудятся на общественных началах и никакой ответственности за облик столицы не несут. А в итоге раскритиковали ранее презентованную им программу социально-экономического развития до 2018 года «Город открытых возможностей», вернули ее на доработку и пригрозили градоначальнику вотумом недоверия.
У большинства бишкекчан сложилось определенное мнение о театральности вчерашнего показательного шоу. Ни для кого не секрет, что представители горкенеша имеют свои вполне определенные интересы в столице. Мандат депутата БГК им нужен, скорее, не для того, чтобы помогать горожанам, а для крышевания бишкекских бизнесменов, в частности, владельцев парковок, торговых центров, рынков и других объектов, приносящих весьма существенную прибыль.
ИА «24.kg» решило поинтересоваться у респондентов, как они, горожане, оценивают первые шаги мэра, и кто саботирует инициативы Кубанычбека Кулматова по улучшению ситуации в столице.
Мирлан Жеенчороев, лидер фракции БГК «Республика»:
- Никакого противостояния нет. Это абсолютно нормальные рабочие моменты. Документ можно принимать, если он не противоречит законодательству. А программа противоречит закону о нормативных правовых актах. Когда мэр говорит о некоторых вещах и не указывает источники финансирования, я думаю, это нарушение. Поэтому мы просим их назвать, будь то инвесторы, муниципальный бюджет или иные средства. А без этого по закону мы не имеем права принимать такой правовой акт.
- Не преследуют ли депутаты свои интересы?
- Мы являемся представителями народа. Если у кого-то есть интересы в предоставлении тех или иных городских услуг, то мы, как оппозиционная фракция, первыми заявим об этом. Депутаты фракции «Республика», за которых я могу сказать, личных корыстных целей не преследуют.
- Как вы оцениваете первые шаги мэра?
- Мне хотелось бы дать оценку после предоставления мэром отчета о проделанной работе.
Азамат Усубалиев, и.о. директора Агентства развития города при мэрии Бишкека:
- Текущее состояние города стало результатом политики, которая проводилась ранее. Чаще всего она ориентировалась на пиар-эффекты, а не на реальную работу. И это, в свою очередь, создало предпосылки того, что происходит сейчас. Вы все это прекрасно видите. Не очень хорошая ситуация, к примеру, в сфере уборки мусора: в «Тазалыке» были попытки ее саботировать. Парковки вообще были вне закона. И вина в этом далеко не рядовых сотрудников, тут большие интересы, зачастую идущие вразрез с интересами горожан. Когда приходит мэр, который проводит жесткую политику, чтобы изжить коррупционные проявления, вполне естественно, что он сталкивается с противодействием.
Бардак имеет системные корни. И это должно быть понятно всем. Бишкек в этом плане наиболее лакомый кусочек. Но работать по-старому невозможно, необходимо что-то менять исходя из общих интересов горожан. И презентованная программа в первую очередь об этом.
Асылбек Чекиров, эксперт, один из разработчиков программы развития Бишкека:
- Первые шаги мэра я бы оценил, как положительные. Ожидать кардинальных перемен за 100 дней нереально. Но то, что были проанализированы вопросы, связанные с освещением, уборкой мусора и дорогами, это факт. За короткое время уже есть ощутимые результаты по освещению. Ситуация с вывозом ТБО налажена. Уборка - да, еще является проблемой, но вывозить мусор из контейнеров стали своевременно. Что касается дорог, загвоздка была только в недостатке финансирования - из-за старых долгов. В ближайшее время, насколько мне известно, начнется ямочный ремонт. Улицу Боконбаева стали строить, Некрасова.
- Но этот проект был же еще Омуркулова?
- Это не проект Омуркулова, это проект мэрии Бишкека. А начать что-то значительное за 90 дней нереально. Сейчас идут переговоры по китайскому кредиту на 100 километров дорог. И мэр абсолютно прав, когда отказывается включать это в программу, пока не увидит реальных результатов.
А что касается программы, то если прочитать заключение всех фракций и комиссий, ни в одном разделе нет ни слова о том, что они против. Мне непонятна такая реакция. Депутаты требуют детализации по каждой сфере. Это требование абсолютно необоснованное, мы действуем по закону. И мэр не хочет давать ненужных обещаний. У нас была замечательная программа «Обновленная столица». Но она была выполнена всего на 45 процентов. Поэтому Кулматов не хочет обманывать горожан. Сделать программу-сказку не проблема. Это можно сделать за один вечер и нарисовать космический корабль. Поэтому в программе мы отказались от мечтаний тех же депутатов и горожан. При этом мы показываем, откуда найдем деньги. Почему депутаты на этом не акцентируют внимание? У меня есть глубокая убежденность, что вопрос абсолютно не в тексте программе.
- А в чем тогда?
- Как член рабочей группы я не могу сейчас озвучить это мнение. Это может вызвать нездоровый ажиотаж. Но меня настораживает, почему депутаты ставят приоритетом обсуждение структуры, а не самой программы. Кто-то боится потерять ключи управления от центра? Кому мы мешаем? Структуру мэрии можно вообще не трогать. Нас интересует, каким образом мы окажем услуги населению.
Владимир Плужник, директор правового центра «Вигенс»:
- Деятельность никак оценивать невозможно, потому что как таковых шагов (кроме массового обсуждения очередной новой программы - к слову, четвертой по счету от мэрии) не было. Самое первое обещание - наладить движение машин в городе, дабы избежать постоянных пробок, не исполнено. Мэру никто не может мешать. У него, согласно законодательству, все полномочия по решению даже текущих вопросов жизнеобеспечения в городе. Он человек достаточно твердого характера, поэтому и саботажа тоже быть не может.
Что касается противостояния депутатов и мэра, это нормальная политическая ситуация в любом государстве. Горкенеш - фактически рупор народа, который их выбрал. Пусть не все ходили на голосование, но каждый для себя решил, какую партию он выбирает в БГК. И прослеживается четкая линия двух партий по исполнению своих обещаний на выборах. А открытая позиция депутатов - лишнее тому подтверждение. В прямом эфире с мэром, являясь простым жителем столицы, я тоже высказался, что новая программа просто утопична и написана шаблонно. Все мы хотим жить в супергороде и гордиться им.
Алексей Красин, советник мэра столицы:
- Совершенно непонятно, почему депутаты, представляющие население города, вдруг в пику восприняли посыл мэра, который вышел на реформу городской системы управления. С документом мы прошли и комиссии, и фракции БГК, выступали в районах на общественных слушаниях. Но вдруг под занавес процесса столкнулись совершено с непонятной позицией постоянных комиссий. Теперь оказалось, что якобы программа недостаточная, и ее необходимо доработать до мельчайших деталей. Мешают даже не комиссии, а деструктивной подход, который откуда-то формируется. Откуда? Не знаю.
Джамалбек Балтагулов, директор Союза местного самоуправления:
- Я не могу оценивать его деятельность. Чтобы отвечать, надо четко аргументировать фактами. Я сейчас не готов.
Бонивур Ишемкулов, гражданский активист:
- Если оценивать как человека, я всегда вижу улыбку на лице Кубанычбека Кулматова, и для меня это показатель значительный. До него ни один мэр таким не был. Остальные были напыщенные байкешки, на лице след раздумий о будущем, и они всегда находились в окружении свиты.
В городе особых изменений пока не заметно. Мусор вывозится. Дороги, невзирая на то, кто мэр, постоянно ремонтируются. Но ставить это в заслугу Кулматову я бы не стал. Это обязанность мэра. Другое дело - его инициативы по проведению форума по разработке проектов развития столицы.
Если он по каким-то причинам мешает депутатам в реализации их собственных планов, направленных на продвижение личных интересов, они будут против. Либо против, либо постараются склонить его и переманить на сторону своих партийных интересов.
Марс Сариев, политолог:
- Конфликт, с моей точки зрения, был заложен изначально. Кубанычбек Кулматов пришел из таможни. ГТС и мэрия - абсолютно разные структуры. Кулматов, как человек родившийся в городе и имеющий соответствующий менталитет, мог успешно работать в таможне, так как там практически полувоенная структура. Придя в мэрию, он в силу свой ментальности неизбежно должен был попасть в конфликт, поскольку мэрия - это, фигурально говоря, Византия со своими византийскими законами. Так что конфликт был предопределен. Остальные вопросы - уже частности этой ментальной несовместимости.
- То есть вы считаете, что проблема даже не в том, что программа развития столицы хороша или не очень?
- Я и говорю, что это всего лишь упаковка. Реальные процессы другие. Кубанычбек Кулматов был заточен на результат. От этого зависит его дальнейшая траектория. В силу ментальности он недооценил сетевую структуру (ментальность) коллектива. Вот и все.
Игорь Шестаков, политический обозреватель:
- Пока из сделанного новым мэром видно лишь то, что убрали сборщиков денег за парковку. Эта мера была абсолютно правильной, поскольку сборы с владельцев автотранспорта наверняка шли в чьи-то карманы, а не в бюджет. Удивляет что депутаты горкенеша молча наблюдали за этим беспределом многие годы. Видно, что Кулматов начал заниматься формированием своей команды. Верным было решение назначить Айгуль Рыскулову на пост вице-мэра по вопросам социальной политики. В этих сложных вопросах Рыскулова является профессионалом.
Если мэр хочет работать эффективно, то команду его предшественника надо разгонять, поскольку кадры Омуркулова довели Бишкек, как говорится, до ручки. Только с профессиональными кадрами можно сделать из Бишкека столицу. И времени на раздумья по этому поводу у Кулматова нет.
Также не видно обратной связи между муниципальной властью и населением столицы. Хотя мэра нельзя назвать закрытым от общественности. Но встреч с гражданским сектором и бизнес-сообществом явно пока недостаточно. Нужно, чтобы Кулматов узнавал о ключевых проблемах в столице непосредственно от горожан, а не от угодливых чиновников, которым глубоко плевать, в каком состоянии находится Бишкек.
Что касается горкенеша, то его правильнее называть «горекенешем». Депутатское большинство этого партийного органа «народовластия» было сформировано исходя из интересов Исы Омуркулова, который был заинтересован в своем утверждении на посту мэра. Судя по всему, пока большинство депутатов пытается решать свои собственные бизнес-вопросы, до решения городских проблем у них руки явно не доходят. Было бы правильней досрочно прекратить полномочия этих так называемых народных избранников. И выбрать новый состав более профессиональных и переживающих за судьбу столицы депутатов.