В парламенте Кыргызстана продолжаются консультации по созданию коалиции большинства. Фракции «Ата Мекен» и «Ар-Намыс» уже заявили о готовности войти в блок. Вместе с тем депутат от «Ар-Намыса» Дастан Бекешев на своей страничке в социальных сетях отметил: «16 человек делают в парламенте погоду. А 25 человек из-за непринципиальности некоторых - как пешки в чужой игре».
ИА «24.kg» решило выяснить, зачем такой маленькой стране, как Кыргызстан, 120 депутатов парламента. Насколько оправданы огромные затраты на содержание народных избранников при дефиците бюджета?
Дастан Бекешев, депутат Жогорку Кенеша КР:
- Меня неправильно поняли. В своей записи в блоге я имел в виду 16 депутатов фракции «Ата-Мекен». Они все заранее решили и вышли из коалиции. Они в выигрыше. Ну СДПК, конечно, в любом случае остается в выигрыше. А вот «Ар-Намыс» непонятно на каких условиях входит в коалицию.
- Вернемся к вопросу о числе депутатов. 120 народных избранников для Кыргызстана - это много или мало?
- Я бы сейчас не стал рассуждать об этом. В Конституции такое число депутатов закреплено как минимум до 2020 года. Когда этот срок придет, тогда и можно будет делать какие-либо выводы и рассуждать.
Лира Усубалиева, председатель общественного объединения «Народное движение: Люстрация»:
- Конечно, много. Парламент работает неэффективно. Они уже дважды отправляли в отставку правительство. Поэтому мы сегодня организовали мирный митинг. Мы передали депутатам обращение с требованием в кратчайшие сроки принять закон о люстрации. Когда каждый кандидат в депутаты или министры будет проходить через нее, тогда можно говорить о качественной работе. При нынешних депутатах нет эффективной и качественной работы. Их действительно слишком много. Они сами признаются, что не знают друг друга в лицо. Если говорить об оптимальном числе, думаю, 45 вполне достаточно для работы, ну максимум 60. Тогда можно будет следить за работой каждого, и депутаты будут более ответственными.
Антон Петров, пенсионер:
- Власти Кыргызстана и, в частности, правительство все время твердят, что у нас дефицит бюджета. За какой проект ни возьмутся - все упирается в отсутствие финансирования. При этом миллионы идут на содержание говорунов, которые сидят в парламенте и не могут даже мирно совещаться. Все время в контрах и ссорах. Сплошные интриги. Считаю, что деньги эти вылетают в трубу. В Кыргызстане 7 областей. Каждую могли бы представлять по 3 человека. А крупные города - Бишкек, Ош и Джалал-Абад - еще по два от каждого. Всего 27 человек. Вполне достаточно, чтобы принимать законы. Из 120 нынешних депутатов мы больше и не слышим. Остальные - балласт.
Жылдыз Ибраимова, домохозяйка:
- Всего их 120, а областей - 7. Получается, что на каждую приходится 15-17 депутатов. Многовато. Лучше от области выбрать по 5 человек, но самых достойных, а не тех, кого мы даже не знаем. Ведь это действительно так. Из 120 человек лично я знаю максимум 80-90, остальные купили портфели и сидят как воду в рот набравши или устраивают разборки. В парламенте должны быть люди, которые будут работать на благо народа, а не интриганы и нахлебники, которые рвутся в ЖК, чтобы защитить свой бизнес. А потом сидят на заседаниях, ничего не делают, протирают штаны. Я даже новости из-за них не хочу смотреть.
Ыргал Кадыралиева, депутат парламента от фракции СДПК:
- Я не согласна, что нынешний состав Жогорку Кенеша так уж безнадежен. Решение о 120 депутатах народ принимал на референдуме. Я всех коллег уважаю, но признаю, что действительно справляющихся с обязанностями среди них единицы. Так уж сложилось, что сейчас в парламент проходят толстосумы. Это не секрет. У нас менталитет такой: достигая богатства, люди начинают стремиться к власти, рвутся к славе. А парламент - хорошая трибуна для таких целей. Но и таких депутатов на выборах народ поддержал, коль уж они прошли в ЖК.
По части принимаемых законов не соглашусь с мнением, что мы плохо работаем. Я лично инициировала 2 законопроекта и считаю, что они отвечают требованиям народа и сегодняшним реалиям. Да и коллегами инициируются очень качественные законопроекты. У меня как у депутата заработная плата 30 тысяч сомов. У некоторых коллег она доходит до 90 тысяч. В связи с этим я не думаю, что получаю слишком много. Я вообще предлагаю отказаться всем депутатам от заработной платы. Или установить минимальную, чисто символическую, равную для всех, как у депутатов в Казахстане.
Азиза Абдирасулова, руководитель фонда «Центр защиты прав человека «Кылым шамы»:
- В Кыргызстане ежегодно на содержание депутатов расходуют большие деньги. Мы содержим не только нардепов, но и их многочисленных помощников, в числе которых водители, советники, юристы. У каждого депутата 5-6 таких помощников. Есть и подведомственные организации парламента - управделами, сотрудники комитетов. Включите сюда служебные командировки, коммунальные и транспортные расходы. Все это тяжелым грузом лежит на плечах налогоплательщиков.
Нынешний созыв Жогорку Кенеша не оправдал ожидания, не придерживается основных идей парламентаризма. Такое впечатление, что эти 120 депутатов специально пришли, чтобы выполнить миссию не оправдать парламентаризм в Кыргызстане. Кроме принятия двух законопроектов по мирным собраниям граждан и открытия центра против пыток наши депутаты ничего дельного не совершили. Но даже эти проекты прошли благодаря усилиям правозащитников и международных организаций.
120 депутатов - много. Сторонники именно этого числа народных избранников в качестве аргумента приводили тот факт, что с таким количеством людей просто невозможно вести торг, договариваться по тому или иному вопросу. Но на деле мы видим, что при желании все можно сделать.
Иван Дробитько, эксперт:
- С одной стороны, конечно, можно было бы сократить число депутатов парламента. Но с другой стороны, реальность такова, что это невозможно. Это хлебные места, и при попытке их сократить поднимется большой скандал. Поэтому в ближайшее время не может быть и речи об уменьшении числа депутатов Жогорку Кенеша. Конечно, правда такова, что из 120 депутатов реальными лидерами являются человек 20-25. Они принимают политические решения и управляют остальными. Здесь есть и еще один момент. Кроме депутатов есть еще порядка 300-400 человек обслуживающего персонала плюс аппарат Жогорку Кенеша. На их содержание тратятся не меньшие деньги, чем на самих депутатов.
С экономической точки зрения нерационально содержать за счет налогоплательщиков такое число депутатов. С точки зрения эффективности работы тоже нет смысла в таком числе законотворцев. Количество и особенно качество законов оставляют желать лучшего. Даже если и принимаются хорошие законы, то в большинстве они не работают. На заседания они также выносят вопросы, интересующие узкий круг лиц, преследуют личные интересы. Очень редко депутаты поднимают вопросы, действительно связанные с проблемами электората.
Но, еще раз повторюсь, об уменьшении числа депутатов остается только мечтать. Как бы, наоборот, не подняли вопрос об их увеличении. Мешает только невозможность исполнения с технической точки зрения. Благо, здание парламента не позволяет разместить в нем больше депутатов. Но с точки зрения эффективной работы оптимально 60-70 депутатов. Тогда легче вести мониторинг их работы, ужесточить контроль посещаемости заседаний. За меньшим числом легче наблюдать, и депутаты это знают. Если бы их было меньше, они работали бы лучше, так как знали бы, что их постоянно контролируют.
Гани Абдирасулов, эксперт:
- Я бы не стал радикально предлагать в разы сократить число депутатов парламента. Но думаю, человек 80 хватило бы для эффективной работы. Причем я бы предложил, чтобы одна половина избиралась по партийным спискам, а вторая - по одномандатным округам. Нынешний парламент избран по партийным спискам, и что толку? Они попадают в парламент, а потом начинают отделяться. К тому же на последних выборах в парламент голосовали лишь 34 процента жителей. Так произошло из-за того, что многие не могли определиться, за какую партию отдать голос. А в случае голосования и по партийным спискам, и по одномандатным округам и явка избирателей будет больше, и работать депутаты будут лучше. Еще я бы предложил дать отдельно 10 мест представителям национальных меньшинств. При таком раскладе будут решаться все имеющиеся в стране проблемы.
Сейчас многие страны переходят на подобное формирование парламента. Я уверен, что мы тоже придем. Жаль только потерянное время.