На заседании парламента с участием президента нардеп Камчыбек Ташиев обратился к главе государства с вопросом о готовности Кыргызстана к войне за воду. Поводом этому послужили заявления лидера Узбекистана Ислама Каримова о том, что «водные ресурсы могут стать проблемой, вокруг которой обострятся отношения в Центральноазиатском регионе». «Все может усугубиться настолько, что это может вызвать не просто религиозное противостояние, а войну», - заявил Ислам Каримов. На что Алмазбек Атамбаев ответил, что ни о какой угрозе войны не идет речи. «Я думаю, президент Узбекистана хотел этим сказать, что соседи должны найти общий язык», - сказал он.
Напомним, что в ходе официального визита в Казахстан Ислам Каримов выразил недовольство тем, что в Кыргызстане и Таджикистане предполагается строительство гидроэлектростанций. Он обеспокоен угрозой прорыва плотин ГЭС, строительство которых, по его мнению, должно происходить с согласия всех стран, проживающих вдоль стока рек в Центральной Азии.
Водная проблема над регионом висит давно. Возможна ли война в Центральной Азии из-за водных ресурсов? Если да, то что нужно делать во избежание столкновений? С такими вопросами ИА «24.kg» обратилось к своим респондентам.
Жумакадыр Акенеев, президент Ассоциации нефтетрейдеров КР:
- Никакой войны не будет. Для этого нет оснований, несмотря на существующие водные проблемы. С обретением независимости Кыргызстан как давал воду Узбекистану, так и продолжает давать. И с узбекской стороны ни разу не было претензий по этому поводу. У узбеков было бы недовольство, если бы мы не отпускали им воду вообще. Они получают ее в достаточном количестве. Заявления Ислама Каримова беспочвенны. У него вызывает недовольство строительство Камбаратинских ГЭС в нашей республике. Хотя эти проекты закладывались еще в советское время. Не должно быть никаких опасений и по поводу возможного прорыва плотин.
В нашей стране единственный товар - электроэнергия. Надо думать о своей экономике и будущем строительстве ГЭС. К тому же Китай готов покупать нашу электроэнергию. Мы должны вместе использовать потенциальные возможности наших рек.
Ишенбай Абдуразаков, руководитель Фонда политических исследований:
- Некоторые наши политиканы, не разобравшись в сути дела, доводят ситуацию до абсурда. Ни о какой войне не может идти и речи! Каримов говорил, что водная энергетика должна использоваться таким образом, чтобы от этого не страдали страны, расположенные в низовьях рек. Разговор о том, чтобы Узбекистан не остался без воды в ирригационный период. В то же время узбекская сторона должна использовать воду экономно. В данном случае взвешенное решение водно-энергетической проблемы вполне возможно. Переговоров между государствами по этой проблематике еще не было. Хотя этим вопросом должны заниматься эксперты. Стороны должны сесть за стол и серьезно обсудить проблему.
Мирослав Ниязов, эксперт по госбезопасности:
- В мире только 3 процента запасов пресной воды. Мы должны, наконец, понять, что вода - это товар. Есть страны, у которых ее нет, и они вынуждены закупать воду. Посему мы должны бережно относиться к своим водным запасам. Вода может служить не только источником мира, но и войны. Если неразумно подходить к ее использованию и распределению, то это может привести к военному конфликту. Узбекистану же следует использовать в своем сельском хозяйстве передовые водосберегающие технологии. Впрочем, это касается всех государств Центральной Азии. Тогда воды будет достаточно всем. Главное, чтобы руководителям стран хватило ума рационально подойти к решению этого вопроса. А угрозы главы Узбекистана не имеют под собой оснований. И угрожать странам, которые обладают водными ресурсами в регионе, бессмысленно.
Дуйшен Маматканов, директор Института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР:
- Заявления Ислама Каримова необъективны. Экономика Узбекистана крепче, чем у нас. Его политика строится с позиции силы. Если говорить о строительстве Камбаратинских ГЭС, то оно предполагалось еще при Союзе. Причем проекты и схемы были составлены нынешним Ташкентским гидропроектным институтом. Токтогульскую ГЭС строили у нас для Узбекистана и Казахстана. Это наша собственность, которая должна давать экономический эффект. Но мы недополучаем 2,2 миллиарда киловатт-часов, а наш бюджет - $155 миллионов в год. При этом мы не просим компенсаций за невыработанную электроэнергию, которую должны накапливать в летний период и обеспечить свою энергобезопасность зимой.
Если же мы построим Камбаратинские ГЭС, это позволит отпускать потребителям Кыргызстана электроэнергию по себестоимости. Причем никакого экологического ущерба и угроз строительство ГЭС для узбеков не несет. Это политическое выступление, поскольку с нашей стороны все расчеты имеются. К сожалению, наше руководство неактивно выступает по этим вопросам. Я считаю, президент Узбекистана пытается создать негативное общественное мнение накануне визита Путина в КР.
Игорь Шестаков, политический обозреватель:
- Во-первых, Ислам Каримов решил продемонстрировать всем, что он играет роль одного из региональных лидеров в ЦА. В качестве примера оказался Кыргызстан. Позиции Узбекистана в последнее время укрепляются на мировой арене, особенно после тесного сотрудничества с США. Узбекский лидер решил напомнить о себе. Не зря казахские политологи, накануне визита Каримова в Казахстан, говорили, что он приедет со своими «домашними заготовками». Что он и доказал.
Если же говорить о войне, то она исключена. Ведь политические вопросы можно решить экономическими рычагами. Например, газ. Узбекистану крайне важна стабильность в соседних государствах, потому что речь идет о его собственной безопасности. Как и стабильность в отношениях с соседями, даже несмотря на острые вопросы, связанные с водной проблемой. Кыргызстан же должен позиционировать себя на международной арене как более сильный игрок. Алмазбек Атамбаев своими действиями уже продемонстрировал всем, что наша республика требует к себе уважения. Мы же можем использовать воду как инструмент для получения газа. Если узбекская сторона ставит свои условия, то мы должны ставить свои. Ведь вода - это политика в регионе.
Эмиль Шукуров, председатель экологического движения «Алейне»:
- С узбекской стороны продолжается традиция вмешательства в наши внутренние дела. Еще с советских времен они пытались вмешиваться и распоряжаться нашими территориями. Можно вспомнить про Чаткальскую долину, где узбеки выпасали свой скот и выставляли там свои кордоны. В советский период они взорвали перемычки наших горных озер, но как оказалось, это была бесполезная затея. В итоге вода до них так и не дошла, зато они изувечили нашу землю. Это настоящее и беспредельное хамство на межгосударственном уровне. Под давлением узбеков была затоплена Токтогульская долина с плодородной землей и историческими памятниками.
Узбекистан обещал выделить земли в Ферганской долине в качестве компенсации, но этого так и не было сделано. В нашей республике были построены каскады ГЭС на реке Нарын, это также сопровождалось военными угрозами с узбекской стороны. Ислам Каримов не имеет никакого права так заявлять. В то же время, в РУзе неэкономно распоряжаются водой - идет переполив земель.
В свою очередь наше руководство ведет непоследовательную политику по использованию и распределению водных ресурсов. А ведь они лучшие во всей Центральной Азии. У нас имеется огромный водный потенциал, при разумном использовании которого можно поднять страну. Мы видим неразумную политику государства, которое абсолютно не заботится о воде.
Токтогул Какчекеев, политолог:
- Драка за воду между нашими странами идет с 60-х годов прошлого столетия. При СССР в нашей республике построили Нарынский каскад плотин и ГЭС для обеспечения водного баланса. Нам выделялось 500 миллионов рублей ежегодно на содержание этих объектов. С развалом Союза Узбекистан начал ссылаться на то, что вода - дар божий. При этом узбеки не говорят то же самое про газ. Заявления же Ислама Каримова сделаны накануне визита президента России Владимира Путина в Кыргызстан.
С российской стороной мы должны подписать договоры на четыре ГЭС, проекты по их строительству были заложены еще при Союзе. Узбекистан получает воду в достаточном количестве, в том числе для производства хлопка. За него они получают около $4,5 миллиарда в год. Причем они не хотят выделять деньги на содержание наших гидрообъектов, оборудования и неизменно хотят получать воду бесплатно.
Войны не будет. Кыргызстан входит в ОДКБ, откуда, кстати, вышел Узбекистан, и в ряд других организаций. К тому же приезд Владимира Путина окончательно решит вопрос: будет Узбекистан, наконец, платить за воду или нет.
Бакытбек Жумагулов, эксперт по вопросам нацбезопасности:
- Не считаю, что это может привести к войне. Мы дружеские народы, между нашими государствами есть договоренности, в рамках которых должны решаться подобные вопросы. Вода - это стратегический ресурс, затрагивающий интересы стран в низовьях рек. В то же время наши соседи должны понимать, что строительство ГЭС будет обеспечивать наше социально-экономическое развитие. Война - радикальный способ решения вопроса. Заявления президента Узбекистана - попытка привлечения общественного внимания к актуальности и остроте водной проблематики в Центральной Азии. Так что я исключаю такое развитие событий. Хотя по сей день в наших приграничных районах между местным населением продолжаются «кетменные» войны за воду, что уже стало обычным явлением.