С начала августа культурное сообщество Кыргызстана будоражит новость о том, что Национальную консерваторию и Государственный институт искусств имени Б.Бейшеналиевой могут объединить в один вуз. Напомним, в Министерство культуры и туризма КР поступило письмо из Минобразования с проектным предложением о слиянии двух вышеуказанных вузов, к нему прилагалось распоряжение правительства от 8 августа 2012 года об оптимизации сети высших учебных заведений республики. Узнав об этом проектном предложении, сотрудники обоих вузов воспротивились, что вполне понятно: это разные по профилю вузы - Консерватория готовит профессиональных музыкантов, Институт искусств - культпросветработников.
Пока вопрос находится в подвешенном состоянии, ИА «24.kg» решило узнать у своих респондентов, что, на их взгляд, может повлечь за собой данная инициатива.
Дастан Бекешев, депутат Жогорку Кенеша:
- Прежде чем вынести решение - объединять или нет консерваторию с Институтом искусств, я бы собрал на круглый стол министров образования, культуры, чиновников этих ведомств, имеющих отношение к делу, а также деятелей культуры. И попросил бы каждого высказать свое мнение по поводу возможного слияния, о его плюсах и минусах, а также представить смету будущего единого вуза. Понимаете, при решении подобных вопросов - создании из двух высших учебных заведений культуры одного - важна не только экономическая сторона (желание сэкономить бюджетные средства). Здесь важно понимать, что выиграют от слияния будущие профессиональные музыканты и культпросветработники, их преподаватели, а в целом - искусство и культура нашей страны.
Екатерина Лузанова, проректор КНК по научной работе, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель культуры КР:
- Каждая развитая страна мира гордится своей консерваторией. Созданная в начале 1990-х годов для подготовки высококвалифицированных музыкантов, сегодня Кыргызская национальная консерватория - современное, динамично развивающееся учебное учреждение, вошедшее в число лучших музыкальных вузов СНГ. Национальная консерватория принадлежит к числу культурообразующих институций, она выдержала уже не один экзамен на конкурентоспособность в стране и в регионе, что отмечают, кстати, отечественные и зарубежные СМИ. При слиянии двух совершенно разных вузов приоритетная роль профессиональной классической музыки и традиционного музыкального искусства будет утрачена. Юные таланты поедут за образованием за рубеж, и начнется «утечка мозгов», нашего бесценного интеллектуального потенциала...
Игорь Шестаков, политический обозреватель:
- Эти так называемые реформаторские шаги свидетельствуют, что нашим чиновникам глубоко наплевать на поддержку и развитие культуры страны. Поэтому она находится в таком, мягко говоря, бедственном положении. Сравните, в каком ущербном состоянии находятся театры нашей страны и какая господдержка им оказывается в соседнем Казахстане. Театр оперы и балета сопредельного государства соответствует всем мировым стандартам, у нас же оперный находится на грани выживания. Модернизация нашей филармонии осуществлялась исключительно за счет китайского гранта.
Поэтому полагаю, что слияние Консерватории и Института искусств - это попытка просто урезать их финансирование. В таком случае было бы логичнее до минимума сократить штат Минкультуры, которое ничего для культуры не делает. А освободившиеся от сокращения чиновников средства использовать на поддержку искусства, которое, в отличие от министерств, создает для страны реальные ценности.
Элеонора Прояева, преподаватель АУЦА:
- Чтобы говорить по поводу возможного объединения Консерватории и Института искусств здраво и доказательно, нужно знать учебные планы этих заведений и уровень специалистов, которых они выпускают из своих стен. Кажется, что задачи перекрываются, но это только на первый взгляд. Их уровень совершенно разный. Но почему сейчас возник вопрос об объединении вузов? Чем это вызвано? Могу предположить, что это, скорее всего, финансовый вопрос: кто-то хочет получить в этом выгоду. Но будет ли это выгодно прежде всего студентам? Будет ли лучше от этой перемены преподавателям? Какие финансовые последствия это вызовет? И кто заплатит за это объединение? На мой взгляд, странно было бы услышать, что Московскую консерваторию объединяют с каким-нибудь вузом, выпускающим культпросветработников. Безусловно, возникнут проблемы с управлением. Думаю, что это будет похоже на управление «Титаником», чья печальная судьба известна.
Омурбек Сатаев, ТВ-продюсер медиа «Азаттык»:
- Подобная «инициатива» ничего хорошего не принесет, она ухудшит и без того непростую ситуацию в нашем искусстве. Объединение данных учебных заведений априори неверно и ограничит развитие в первую очередь высокого искусства. Этим самым мы опускаем статус профессиональных музыкантов. Для сравнения, это одно и то же, что объединить ПТУ и Академию наук. У нас уже объединили в одно министерство туризм и культуру. В итоге ни туризма, ни культуры.
Александра Багдасарова, актриса и директор театра-клуба «МЕСТО Д...»:
- Стоит просто зайти в оба этих учебных заведения, и картина станет ясна. Я понимаю, почему Консерватория не хочет никаких слияний. На сегодня это стабильно работающая и развивающаяся структура (что в условиях нашей страны уже огромное достижение ее руководства!). Если вы бывали в Консерватории несколько лет назад и зайдете сейчас, вас приятно удивит практически полностью отремонтированное и обновленное здание. Там работают действительно лучшие исполнители и педагоги республики. Я была в этом вузе в июне 2012 года и видела молодых людей с горящими глазами. Одни выясняли детали поступления, другие нервно потирали руки в ожидании результатов выпускных экзаменов. Повсюду чувствовалась замечательная творческая, студенческая атмосфера. Абитуриенты приглашаются на огромное количество направлений, требования к поступающим очень серьезные... Насколько я знаю, действительно успешные наши студенты получают возможность не только выступать с концертами, но и стажироваться за рубежом. В Консерватории отлично, с любовью к делу работает руководство. В ситуации катастрофического отсутствия толковых арт-менеджеров во всем мире (уже не будем даже заикаться про нашу страну), толковый управленец любой арт-структуры, все еще живущий и работающий в нашей стране, в перспективе для искусства страны дорогого стоит!
Понятно, почему консерваторцы не хотят объединяться: зачем ломать отлаженную, отлично действующую систему работы, дающую высокие результаты? Это, как минимум, крайне глупо, а как максимум может оказаться очень печально в перспективе для состояния высшего музыкального образования в нашей стране в целом. Надо раз пятьсот хорошенько подумать, прежде чем реорганизовывать. А лучше - наоборот - помочь тому, что хорошо развивается.
Что касается Института искусств, он и в ту пору, когда мы там учились, был мертвым во всех смыслах. Когда я училась в Институте искусств, до смешного доходило: студенты конфликтовали с руководством, требуя, чтобы велись профпредметы, положенные по учебному плану. Такие, как вокал и танцы, например. И если Консерватории надо бы, на мой взгляд, помочь (или хотя бы просто не мешать), и они будут развиваться, то институт давно надо спасать. И тут странно говорить о слиянии, потому как эти учреждения находятся на принципиально разных уровнях развития (во всех смыслах).
Викрам Рузахунов, руководитель оркестра, пианист и аранжировщик:
- Эта инициатива станет объектом жарких дискуссий между обеими сторонами. Но прежде чем решать судьбу вышеназванных учебных заведений, инициатору предложения стоило задуматься об их дальнейшей судьбе! Ведь у каждого свой индивидуальный внутренний уклад, своя история и свое предназначение. У нас в стране принято при поступлении указов сверху немедленно их исполнять. В системе образования существует стратегия оптимизации вузов, и, по-моему, как раз она в данном случае сработала.
За годы обучения мне запомнилось одно из золотых правил менеджмента: если одни приемы менеджмента прекрасно подходят одной стране, то это вовсе не означает, что эти же приемы прекрасно подойдут другой. Нужно учитывать особенности каждой страны и переориентировать приемы в соответствие с потребностями другой. Так же и здесь... Кыргызская национальная консерватория и Государственный институт искусств имени Б.Бейшеналиевой - это две разные страны, у которых стиль управления различен! С другой стороны, сейчас тенденция оптимизации различных структур усиливается. Не остается в стороне и культура. Государству легче обеспечить 20 кафедр вместо 40, четырех ректоров вместо восьми и так далее. Элементарная математика. Но увлекшись цифрами, мы нередко забываем о самом главном - о качестве образования!
Следует помнить: все можно решить путем двустороннего диалога в спокойной обстановке, но прежде стоит задуматься о целесообразности предмета самого разговора.
Ольга Гребенникова, эксперт ФАО по связям с общественностью:
- На мой взгляд, у консерватории и Института искусств несколько различаются цели и подходы в образовании, поэтому слияние двух учреждений может привести к хаосу и еще больше навредить этой важнейшей для культурного развития страны, но по-прежнему страдающей сфере. Может быть, лучше стоит подумать об укреплении кадрового потенциала обоих учреждений, о повышении материальной заинтересованности менеджмента и сотрудников в результатах работы?
Бурул Макенбаева, глава Общественного фонда «Психическое здоровье и общество»:
- Я за укрупнение вузов. Это наша постсоветская модель: на каждую специальность - отдельный вуз. В составе хороших университетов должны быть и медицинские школы (наши мединституты), которые готовят и медицинских сестер (у нас очень много мелких медучилищ со слабыми образовательными базами). Там же, в университете, должны быть и инженерные школы (наши политехи), и школа искусств (наша консерватория). Есть в КР отдельная академия для милиционеров, и мы все видим, как и кого они готовят. В развитых странах все эти школы собраны под крышей одного университета. Само слово «университет» - это универсальная высшая школа. В таком вузе должно быть прозрачное и эффективное управление; образование обязательно должно сочетаться с воспитанием духовных ценностей, спортивным развитием, должен идти мониторинг трудоустройства выпускников. В хороших университетах даже отслеживается уровень доходов выпускников, все это отражается в рейтинге учебного заведения. Наша система высшего образования нуждается в серьезной реформе, но провести ее будет трудно: эта сфера интересов многих групп людей, задачи которых зачастую не совпадают.
Ольга Щетинина, актриса:
- Лично мне кажется, что это просто территориальная дележка. Насколько я знаю, ректоры вузов с незапамятных времен конфликтуют. Но в отличие от Консерватории Институт искусств имени Б.Бейшеналиевой ютится в здании какого-то общежития. И это несправедливо. Ведь вуз выпускает очень много специалистов разных направлений. Нужно развивать оба вуза, а не сгребать все в одну кучу.