23:10
USD 87.45
EUR 100.87
RUB 1.08
Перекресток

«Кумтор» - булыжник депутата

Депутатов парламента одолела золотая лихорадка. Народные избранники заслушивают отчет комиссии под председательством Садыра Жапарова о деятельности компании «Кумтор», разрабатывающей золоторудное месторождение. Документ представлен на 800 страницах. Народным избранникам его раздали за день до начала слушаний. Возможно ли за сутки осилить такой объем специфической информации и организовать объективное рассмотрение отчета? Вряд ли. А в депутатских коридорах между тем принялись обсуждать... национализацию «Кумтора».   

ИА «24.kg» решило спросить своих респондентов, если национализируют «Кумтор», то смогут ли в Кыргызстане сохранить золотодобычу.

Илья Лукаш, представитель Коалиции «За демократию и гражданское общество»:

- Я вам так скажу, социализм и его теоретическая база хороши для разговоров на кухне. Когда старики сидят и вспоминают, как хорошо жилось при Советском Союзе - все предприятия принадлежали государству. Но времена изменились. Что касается «Кумтора», то представьте себе производство, в которое за 17 лет его деятельности было столько вложено труда, и которое очень эффективно. Что там было раньше? На приисках промышляли «черные копатели» в овечьих шкурах, и мы периодически читали, как кто-то из них сорвался в карьер, кого-то засыпало и так далее. Если сейчас отобрать «Кумтор» у нынешних инвесторов, то мы вернемся к тому же, то есть, к пещерным временам освоения этого месторождения. Поскольку ни ресурсов, ни средств для поддержания такого дорогостоящего производства у Кыргызстана нет. Если парламент примет решение о национализации «Кумтора», то это будет позор на весь мир. Это же бюджетообразующее предприятие, и кто-то пытается опять запустить в его недра свои лапы. Можно в Интернете развернуть кампанию по сбору информации об этих депутатах, кто лоббирует денонсацию соглашения с канадцами, и выяснить, почему они так заинтересованы в отъеме этого предприятия через национализацию.

И как можно говорить об объективности рассмотрения депутатского отчета объемом 800 страниц, если изучить его за один день физически невозможно? Это делается специально, чтобы закопать проблему в бумагах, заволокитить и отвлечь внимание на несущественные детали, а под шумок протащить идею о национализации.

Дастан Бекешев, депутат парламента Кыргызстана:

- Я хочу сказать, что вряд ли парламент примет решение о денонсации соглашения с канадской компанией, разрабатывающей месторождение Кумтор и последующей национализации предприятия. Для этого нужно готовить специальный законопроект, а это не так просто. Но пересмотреть существующий договор в пользу нашей республики, с учетом национальных интересов, думаю, стоит. Но с национализацией, еще раз повторяю, нужно быть аккуратней.

Валентин Богдецкий, член правления Кыргызской горной ассоциации, советник президента страны по горнодобывающей отрасли:

- Никто не сможет национализировать «Кумтор», поскольку национализация предполагает его выкуп. Денег в бюджете нет. Компания «Центерра» после возможной национализации потеряет смысл, она распадется просто-напросто. А что делать, в таком случае, ее акционерам? Я не исключаю, что последуют санкции со стороны международных институтов в отношении Кыргызстана. Если предприятие удастся отобрать, то в любом случае придется нанимать иностранцев для работы на нем. В итоге мы опять получим «КОК», то есть «Кумтор Оперейтинг Компани». Тогда смысл все это затевать? Вообще, «Кумтор Голд Компани» - это кыргызское предприятие, оно зарегистрировано на нашей территории, а в «Центерре» у КР самый большой процент акций. И что мы получим в случае денонсации?

- Но в качестве аргумента защитники отчета этой депутатской комиссии по «Кумтору» выдвигают то, что недра должны принадлежать народу...  

- Ну, народу и принадлежит 30 процентов. Есть соглашение - парламент его ратифицировал в 2009 году, и эти условия надо выполнять.

Галина Скрипкина, депутат парламента Кыргызстана:

- Я не могу давать комментарии по этому отчету, поскольку только недавно получила его для ознакомления. Нужно изучить материалы, собранные на этих 800 страницах.

Чолпон Джакупова, глава правой клиники «Адилет»:

- Я не знакома с положениями соглашения, заключенного с канадской компанией, и с самим отчетом комиссии. Единственное, что могу сказать - я вообще не верю депутатским комиссиям. Их рекомендации не исполняются. В нашей стране, увы, вообще ничего не исполняется: ни постановления правительства, ни заключения парламентских комиссий, ни указы президента, ни даже Конституция. О чем можно говорить в такой ситуации? О какой правовой оценке? Конечно, «Кумтор» в данном случае исключение из правил. Поскольку это единственное предприятие, которое работает и платит налоги.  

Айылчы Сарыбаев, доктор экономических наук, профессор:

- Национализировать «Кумтор» предлагают люди, которые не понимают финансового принципа этого процесса. Десять поколений депутатов потом не смогут «рассчитаться» с канадцами за свое намерение - отобрать эти золоторудные прииски. Если сейчас государство отберет «Кумтор», то предприятие встанет. А это уже можно расценивать как крупномасштабную диверсию со стороны государства.

Орозбек Дуйшеев, президент Ассоциации геологов Кыргызстана:

- Про национализацию «Кумтора» говорят люди, которые не желают добра Кыргызстану. За 15 лет от продажи добытого канадской компанией золота Кыргызстан получил 72 процента прибыли, причем $1 миллиард 800 миллионов в виде чистых денег. «Кумтор» - бюджетообразующее предприятие, и если оно встанет, то наша экономика просто рухнет.

Эмиль Шукуров, ученый, доктор биологических наук:

- Если государство докажет, что может управлять этим предприятием лучше, чем инвестор, то пусть национализирует. Вообще, намерение народных избранников присвоить это месторождение выглядит крайне подозрительно, из-за чего Кыргызстан теряет инвестиционную привлекательность. А честных оснований в этом стремлении нет, и попахивает оно дурно. Что касается ущерба, причиняемого «Кумтором» в экологическом плане, то по сравнению с другими горнорудными компаниями процент вреда минимален. Если народные избранники так рвутся отстоять национальные интересы Кыргызстана, то пусть рассмотрят вопрос о пересмотре соглашения с канадцами, но не о его денонсации.

Токтайым Уметалиева, директор Ассоциации НПО и НКО Кыргызстана:

- Прежде чем заявлять о денонсации соглашения, надо продумать, чем мы будем возмещать ущерб. Денег-то нет. И я больше чем уверена, что депутатская комиссия под председательством Садыра Жапарова не представила объективный и взвешенный отчет. Комиссии такого рода должны быть многосторонними. То есть, в ее состав помимо нардепов должны входить международные эксперты, экологи, представители гражданского сектора, а в противном случае оценкам этой комиссии нельзя доверять.

Михаил Халитов, председатель Совета по туризму Союза предпринимателей:

- Если парламент примет решение о разрыве соглашения с канадской компанией, мы в очередной раз докажем зарубежным инвесторам, что с нами не рекомендуется иметь дело. Мы не надежны как партнеры. Ну а то, что предприятие встанет в случае национализации, сомневаться не приходится. Прибавьте к этому еще и обязательства по выплате компенсаций. Государство просто разорится.

Бизнес