11:57
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97
Парламент

Омбудсмен.kg. Опять двойка?

В Кыргызстане, вероятнее всего, в ближайшее время придется избирать нового омбудсмена. Под Бактыбеком Аманбаевым зашаталось кресло.

Нелюбовь с первого взгляда

Институт главного правозащитника страны Бактыбек Аманбаев возглавил только прошлой осенью. Его предшественника Турсунбека Акуна нардепы благополучно «съели» после мутной истории с досрочным освобождением «вора в законе» Азиза Батукаева. Именно Акун стал козлом отпущения в политических играх.

Когда парламент объявил конкурс на вакантную должность омбудсмена, заявки подали около 70 желающих защищать права человека. Брата одного из парламентариев Бактыбека Аманбаева никто всерьез не воспринимал. Место омбудсмена пророчили вице-спикеру от «Ата Мекена» Асие Сасыкбаевой. Однако наличие сестры с мандатом от фракции «Республика» Урмат Аманбаевой, поддержка южного блока ЖК и их нелюбовь к «Ата Мекену» сделали свое дело, и Бактыбек Аманбаев стал акыйкатчи.

Личность Бактыбека Аманбаева неоднозначная. Если сегодня он вызывает восторг у оппозиции, которую он несколько раз публично поддержал, то представителей властных кругов чрезмерная политическая активность акыйкатчи раздражает.

Первым камень в огород омбудсмена бросил президент страны Алмазбек Атамбаев. На своей итоговой пресс-конференции он раскритиковал работу Аманбаева. В частности, по ситуации в Саруу. Отметим, что омбудсмен активно поддерживал мятежных сельчан, которые почти провозгласили себя «государством в государстве».

Досталось Бактыбеку Аманбаеву и в парламенте при представлении ежегодного доклада за 2013 год. Много нареканий было сказано в его адрес как со стороны правящей коалиции, так и парламентской оппозиции.

«Вечный в душе омбудсмен» депутат Турсунбай Бакир уулу остался, как обычно, недовольным представленным документом, отметив, что он не соответствует действительности и в нем много ошибок. «Омбудсмен же вместо того чтобы обозначить приоритеты, жалуется на финансирование, выпячивает вопрос зарплаты сотрудников. Я вас уверяю, 28 миллионов сомов достаточно, мы начинали с 4 миллионов сомов. Кроме того, не дело омбудсмена участвовать в митингах. Он не должен заниматься политикой, критикой законопроектов депутатов. Предлагаю не одобрять доклад омбудсмена», - сказал Турсунбай Бакир уулу.

Своя рубашка ближе

Беда всех омбудсменов Кыргызстана в их политизированности. Как все прежние, так и нынешний, грешат тем, что подменяют политикой борьбу за права человека. Так считают и члены Жогорку Кенеша.

По словам депутата Эльмиры Джумалиевой, Бактыбек Аманбаев вмешивается в работу прокуратуры, дает оценку ее действиям, хотя надзорный орган не выходит за рамки своих полномочий. «Я не увидела в вашем докладе конкретного анализа обращений граждан республики. Вы просто занимаетесь отписками», - сказала она.

Не понравилось депутатам и то, что акыйкатчи больше говорит о своих потребностях, нежели о нуждающихся в помощи гражданах. То ему офис не такой, то машины старые, то кадры слабые и зарплаты маленькие.

Как сказал сам Аманбаев, его оклад составляет 25 тысяч сомов. После этого на него обрушился шквал критики. Депутат Жусупали Исаев пристыдил омбудсмена за то, что тот считает такую зарплату маленькой.

«Сотрудники дорожных служб, работая в холод и жару, получают всего по 6-7 тысяч сомов, а вы, сидя в теплом кабинете, получаете 25 тысяч сомов. Это хорошие деньги. Если вам этого мало, тогда зачем вы так рвались на этот пост? Стыдно на всю страну говорить такие вещи!» - добавил он.

Однако на заседании профильного комитета депутат Абдыманап Кутушев заявил, что сумма жалованья составляет не 25, а 30 тысяч. Также выяснилось, что с октября 2013-го по март 2014 года вне конкурса (что уже является нарушением закона) было принято на работу в институт омбудсмена 11 человек, еще четверо работали в аппарате с приставкой «и.о.».

О незаконном увольнении некоторых штатных сотрудников, которые трудились еще при прежнем акыйкатчи, говорили многие депутаты. Выяснилось, что Бактыбек Аманбаев за 5 месяцев работы успел трижды сменить водителя, два раза помощников, трех секретарей. В ЖК даже призвали его изучить нормы Трудового кодекса.

В копеечку обошлось бюджету и содержание служебного авто Бактыбека Аманбаева. На ремонт машины марки «Ленд Крузер» было потрачено около $5 тысяч. При этом, по документам, «колеса» находились в пользовании, и на эти цели в месяц выделялось до 400 литров бензина, который заливался в собственное авто главного правозащитника страны.

Не виноватый я!

Последний, естественно, все обвинения в свой адрес отрицал, уверяя, что не допускал никаких нарушений закона. Аманбаев отметил, что многим не нравятся его действия. «Но для меня главное - соблюдать Конституцию и работать в рамках своих полномочий», - добавил он.

Бактыбек Аманбаев рассказал, что ни одного сотрудника не увольнял просто так. «Что касается машины, как известно, сотрудники института находятся в сложном положении. Нет ни одного исправного автомобиля. В целях замены авто я обратился с заявлением в соответствующие органы, но ответа так и не поступило. Тогда я попытался сам их отремонтировать ради дела, но они не отремонтированы. При создании институт получил 8 автомобилей. Но уже тогда они были старыми. Машины должны списываться каждые пять лет», - прокомментировал он.

Доклад преткновения

Как показывает практика, в Кыргызстане мало просто получить портфель. Его надо еще и удержать. Судя по тому, что профильный парламентский комитет не поддержал ежегодный доклад омбудсмена, Бактыбека Аманбаева, вполне вероятно, может ожидать досрочная отставка.

«Предлагаю не одобрять доклад: работа больше касается бывшего омбудсмена. Если мы одобрим документ, тогда возникнет вопрос, за что ушел Турсунбек Акун», - сказала член комитета Эристина Кочкарова.

С ней сложно не согласиться, так как по сути Бактыбек Аманбаев представлял итоги не своей работы, а предшественника. И если бы доклад был поддержан, то возникла бы коллизия, связанная с увольнением Турсунбека Акуна. А этого, понятно, депутаты допустить никак не могут.

Решение ключевого комитета ложится в основу голосования на пленарном заседании. И если доклад не одобряется на палате, то автоматически поднимается вопрос о досрочном прекращении полномочий омбудсмена. И тогда снова придется создавать комиссию, проводить необходимые процедуры по избранию нового главного правозащитника страны.

Как удержаться на плаву?

В свою очередь представители правозащитного движения «Бир дуйно Кыргызстан» считают, что Жогорку Кенеш не должен давать оценку докладу омбудсмена. Члены правления организации даже обратились в Конституционную палату с ходатайством признать не соответствующим Основному закону пункт, который гласит, что в случае неодобрения доклада акыйкатчи прекращаются его полномочия.

«По Конституции доклад главного правозащитника страны лишь принимается к сведению. В законодательстве зарубежных государств, регулирующем деятельность омбудсмена, отсутствует норма о досрочном прекращении его полномочий в связи с неодобрением отчета. Действующая в Кыргызстане практика может привести к отстранению от должности не за его деятельность, а лишь за высказанную им в докладе точку зрения. Это не соответствует общепринятой мировой практике и не способствует эффективной защите прав и свобод человека и гражданина», - считают гражданские активисты.

С другой стороны, как быть в случае, если депутатов не устроит работа акыйкатчи? Ждать окончания срока его полномочий? Но ведь только доклад является показателем эффективности его труда. И каков тогда будет механизм отстранения омбудсмена от занимаемой должности в случае отказа от такой практики? Вопрос открытый.

Ясно одно. Кресло омбудсмена всегда будет предметом торга для разных политических сил. Споры о том, должен ли институт омбудсмена быть подконтрольным Жогорку Кенешу, продолжаются до сих пор. Несмотря на то что все акыйкатчи заявляют о своей независимости, на деле это лишь декларация. И нынешние попытки нардепов выбить стул из-под Бактыбека Аманбаева - лишнее тому подтверждение.

Бизнес