В парламенте Кыргызстана продолжают ставить собственные рекорды. Несмотря на явно показательную неэффективность, Жогорку Кенеш создает комиссию за комиссией по любому поводу. На сегодняшний день создано 43 временных депутатских комиссии. Итоги работы некоторых из них до сих пор неизвестны ни коллегам по депутатскому корпусу, ни широкой общественности.
Что это было?
Так канула в Лету, так и не отчитавшись, комиссия, которую возглавлял лидер фракции «Ар-Намыс» Феликс Кулов - «О фактах нарушения конституционных прав граждан при привлечении к уголовной ответственности». О чем говорится в ее заключении и есть ли оно вообще, вопрос на засыпку. Сам Феликс Кулов, похоже, тоже забыл, что в далеком 2011 году выступил инициатором создания такой комиссии.
До сих пор неизвестны общественности и итоги временной комиссии Жогорку Кенеша для изучения состояния дел в области среднего профессионального образования и начального профессионального образования в части наличия контингента учащихся и студентов, финансируемых из республиканского бюджета. Возглавляет ее Абдимуталип Кочкорбаев. Члены комиссии так и не провели ни одного публичного заседания. Поэтому журналистам и общественности остается только ждать, когда же депутаты «разродятся» итогами своей работы.
А на плече горит клеймо
Самая, пожалуй, скандальная работа получилась у депутатской комиссии по расследованию фактов и причин мародерства во время апрельских событий 2010 года. Мнения при составлении заключения разделились, и представители комиссии едва не передрались. Пять из 10 членов решили, что депутаты от «Ата Мекена» Райкан Тологонов, Туратбек Мадылбеков, их сыновья должны быть привлечены к ответственности, а Омурбеку Текебаеву и Болоту Шеру удалось выйти сухими из воды. Другая пятерка высказалась категорически против. Итог известен. Лидер фракции одержал убедительную победу над своими оппонентами, и мародерский вопрос остался на совести тех, кто его и поднял. Шер, Мадылбеков и Тологонов остались при мандатах. И при своих интересах. Хотя в отношении последних Генеральная прокуратура отправляла представление в ЖК о лишении их депутатской неприкосновенности. Ушел в никуда с поста главы ГСИН «заклятый друг» Текебаева - Зарылбек Рысалиев. Именно он, будучи министром внутренних дел, на основании показаний заключенного Абдуллы Юсупова дал распоряжение возбудить уголовное дело в отношении атамекеновцев и сам возглавил следственную группу.
Он же «памятник»
Под прицелом СМИ, общественности и представителей политбомонда оказался и вор в законе Азиз Батукаев, которого (нонсенс!) сопроводили, как VIP-персону, под белы ручки по красной ковровой дорожке к самолету, и он благополучно отбыл на историческую родину в Чечню, где должен был тихо скончаться от лейкемии. Таков был диагноз врачей, по крайней мере. Но, как позже выяснилось, криминальный авторитет не только выжил, победив страшную болезнь, так еще и поздоровел, располнел и даже успел жениться.
Парламентарии, создавшие очередную комиссию - по расследованию причин досрочного освобождения Батукаева, поручили правительству наказать виновных. Однако чиновники демонстративно проигнорировали постановление законодателей. Кроме Шамиля Атаханова, бывшего вице-премьер-министра, курирующего силовой блок и написавшего заявление об уходе по собственному желанию, а также экс-омбудсмена Турсунбека Акуна, которого депутаты «съели», не подавившись, к ответственности никого не привлекли.
Сам же криминальный лидер прекрасно себя чувствует и наслаждается жизнью. Чиновники периодически потеют и вздрагивают при упоминании его имени. А депутатская комиссия собирает пыль на своем отчете.
Свой среди чужих
Создали комиссию и по экс-спикеру парламента Ахматбеку Келдибекову - одному из самых одиозных политиков и лидеру ныне обезглавленного «Ата-Журта». Ему инкриминируются коррупция и злоупотребление должностным положением в бытность главой Соцфонда, ГНС и Жогорку Кенеша. Оппозиция тут же заговорила о двойных стандартах и политическом преследовании неугодных. Понятно, что в действиях подследственного - например, в подписании им распоряжения об открытии спецпредставительства КР в Москве - члены комиссии ничего преступного не нашли. И пригрозили генпрокурору Аиде Саляновой добраться и до нее.
Некоторых депутатов возмутило и то, что глава Генпрокуратуры и главный цербер за соблюдением законности при оглашении информации на заседании ЖК назвала Ахматбека Келдибекова вором и коррупционером, игнорируя принцип презумпции невиновности.
Как отметил председатель этой комиссии Абдыжапар Бекматов, ее члены не нашли фактов, подтверждающих злоупотребление Келдибековым должностным положением в бытность его спикером, когда он принял решение об открытии в Москве спецпредставительства КР.
Много шума и... ничего
Готово заключение еще одной депутатской комиссии - по первому вице-премьер-министру Тайырбеку Сарпашеву и его злополучному «Градиенту». По словам председателя комиссии - республиканца Максата Сабирова, фирма высокопоставленного чиновника за период с сентября 2012 года по март 2013-го выиграла более 20 тендеров - на сумму 162 миллиона сомов. «Но это нарушение закона. Сарпашев, как только вошел в состав правительства - еще вице-премьером, два года назад, в сентябре, должен был отдать бразды правления компанией третьему лицу и, уж тем более, не лоббировать ее интересы при проведении тендеров», - возмущался нардеп.
Ранее представитель общественного движения «Апрель баатыры» Салават Аникеев сообщил, что многие высокопоставленные чиновники покровительствуют своим родственникам, и те начинают незаконно приватизировать объекты. В частности, он утверждал, что при поддержке Тайырбека Сарпашева его брат смог приватизировать ряд объектов, в том числе Бытовой комбинат. Тем не менее Тайырбек Сарпашев отрицает, что помогал своему брату Тазабеку приватизировать объекты в Токтогульском районе.
О том, что Сарпашев активно совмещает бизнес с государственной службой, говорят все, и в парламенте тоже. Однако Тайырбеку Сарпашеву все нипочем, он удержался в правительственной обойме и даже поднялся на одну ступень по карьерной лестнице. В чем причина такой лояльности к этому господину социал-демократов, умудрившихся в обход итогов тайного голосования, которое они сами же провели, избирая первого вице-премьера, открыто не называется, хотя догадываются многие. И будет ли исполнено постановление комиссии по Сарпашеву - опять же вопрос, скорее, риторический.
Торг уместен
Рвение слуг народа создавать комиссии по любому поводу вполне объяснимо: отдельные заинтересованные члены могут рассчитывать на некоторые преференции со стороны субъектов расследования.
Входя в состав той или иной комиссии, нардепы превышают полномочия, пытаясь заменить собой следственные органы, правительство и суды. Почему депутаты, складывая два и два, получают в результате пять, понятно: парламентариям мешает прийти к обоюдному и справедливому решению пресловутый человеческий фактор и личные, а то и родственные отношения. Создание комиссий превратилось в инструмент борьбы между фракциями. И «бои без правил» между республиканцами и социалистами, социал-демократами и атажуртовцами - лишнее тому подтверждение.
Конечно, комиссии по резонансным вопросам необходимы. Но из-за межфракционных распрей и бесконечных разборок их КПД сводится практически к нулю. А озвученные итоги остаются всего лишь рекомендацией, на которую никто не обращает внимания. Быть может, именно потому, что сам депутатский корпус обесценил их предназначение?