На финише своего рабочего срока депутаты пятого созыва продолжают бить рекорды по количеству внутрипарламентских разборок. Если они не выясняют отношения с журналистами или чиновниками из сформированного ими же правительства, то активно пытаются доказать друг другу, «кто ж на свете всех милее».
«Пионеры» раскола
Ни одна из пяти фракций не может похвастаться сплоченностью своих рядов. Первыми в центре раздоров оказалась фракция «Ар-Намыс». В этом парламентском объединении, занявшем по итогам выборов-2010 четвертое место, в 2011 году произошел раскол. Десять депутатов «Достоинства» во главе с нынешним министром культуры, информации и туризма Камилой Талиевой, продемонстрировав «фи» своему лидеру Феликсу Кулову, решили поддержать коалицию большинства (тогда в нее входили СДПК, «Ата-Журт» и «Республика») и создали свою группу прямо внутри «Ар-Намыса», выбрав себе в лидеры Талиеву.
Чем закончился этот скандал, все помнят. Тройку «бузотеров» - Талиеву, Токона Мамытова и Акылбека Жапарова - отправили в правительство. Жапаров, возглавлявший при премьере Омурбеке Бабанове Министерство финансов, вылетел из правительственной обоймы в 2012 году, когда распалась коалиция СДПК - «Республика» - «Ар-Намыс» - «Ата Мекен», а Мамытову не удалось сохранить кресло вице-премьер-министра по вопросам безопасности при распаде последней - «Ырыс алды ынтымак».
Но климат во фракции по-прежнему неустойчивый. Стул опять зашатался под Куловым в марте - после того как арнамысовцы провели конкурс претендентов на пост главы ГРС. Сам Феликс Кулов лоббировал на эту должность некого милиционера Султана Альчикенова, однако во фракции к его рекомендации традиционно не прислушались и проголосовали за брата главы депутатской группы «Онугуу» Бакыта Торобаева - Аскарали.
Итог стал неожиданным - прежде всего для самого Кулова - и еще раз показал, что авторитета у него среди своих же депутатов, которых под знаменем «Ар-Намыса» он привел в ЖК, нет.
Да и сами поддержавшие Аскарали Торобаева грозились созвать внеочередное заседание фракции и выразить вотум своему лидеру недоверия из-за того, что он игнорирует общее решение. «Он заставлял нас просто голосовать за Альчикенова. Разве лидер должен так поступать? Мы имеем право на собственное мнение!» - возмущались арнамысовцы.
Для многих очевидно, что развал последней коалиции просто спас Феликса Кулова не только от окончательной потери авторитета, но, может, и от досрочного и принудительного ухода с поста главы фракции. «Аукцион, который устроила фракция с постом председателя ГРС, привел к тому, что у «Ар-Намыса» эту квоту просто отобрали и президент поручил премьер-министру самостоятельно назначить главу службы без консультаций с Куловым», - рассказали в Жогорку Кенеше.
Сам же Кулов уверен, что лишить его кресла главы «Достоинства» может только партия. «Это не парламентская должность, а партийная. Поэтому только партия на своем съезде может поставить вопрос о моем смещении как не справившегося со своими обязанностями. Меня ведь избирало политбюро, а не члены фракции «Ар-Намыс», - говорит Феликс Кулов.
Без руля, без опоры
Раздрай царит и в «Республике». После ее распада на депутатские группы в авангарде осталось всего 8 человек во главе с Назарали Ариповым, которого Омурбек Бабанов назначил лидером фракции. «Но у него авторитета среди республиканцев еще меньше, чем у Кулова среди арнамысовцев. Поэтому «Республика» и не смогла вступить в коалицию. За Ариповым согласились пойти только эти оставшиеся во фракции депутаты. Более того, у «Республики» оголен и южный фланг, а без него выходить и бороться за присутствие в парламенте будет проблематично. Южане уже давно образовали в парламенте свою сугубо региональную фракцию, которая выступает только тогда, когда речь идет о блокировании принципиальных для них вопросов», - считают в Жогорку Кенеше.
К депутатским группам присоединились и некоторые члены «Ата-Журта». Камчыбека Ташиева, Садыра Жапарова и Таланта Мамытова по решению Верховного суда ЦИК лишил мандатов. Ахматбека Келдибекова арестовали по обвинению в коррупции и злоупотреблению должностными полномочиями. А с их уходом из парламента фракция «Ата-Журт» практически прекратила свое существование, и сильного оппонента на юге для власти эта партия больше не представляет.
Отразился на внутрипартийном раскладе сил и конфликт Мыктыбека Абдылдаева с Камчыбеком Ташиевым. Последний запретил «Ата-Журту» вступать в альянс «За укрепление государственности» с СДПК, «Ата Мекеном» и «Ар-Намысом». «Хотя на тот момент все договоренности о вхождении «Ата-Журта» уже были достигнуты и условия обговорены. Но потом пришло официальное письмо от Ташиева, и Мыктыбек Абдылдаев, чтобы не выглядеть марионеткой и не ставить себя в глупое положение, передал бразды правления фракцией Жылдызкан Джолдошовой. Кстати, последняя тоже протестовала, узнав о намерении «Ата-Журта» разбавить парламентский «треугольник», - рассказывают их коллеги.
Нелюбовь
В оставшихся двух фракциях - СДПК и «Ата Мекен» - царят образцово-показательный штиль и полное безоговорочное уважение не только друг к другу, но и к своим лидерам, порой до поклонения. Но это только на публику.
Внутри кипят настоящие шекспировские страсти. Так, к примеру, у социалистов сформировался свой внутренний лагерь, связанный узлом противоречий. Изгнанные из фракции Равшан Жээнбеков и Омурбек Абдырахманов открыто пошли против генеральной линии партии, благодаря которой стали депутатами. Позже они объяснили, что их тонкое демократическое кредо не выносит диктата Омурбека Текебаева. «Я думаю, что Текебаев с радостью избавился бы еще от нескольких «заноз» в своей фракции. В частности, Ширин Айтматовой, которой он неоднократно предлагал отправиться послом в страны Бенилюкса и даже обещал похлопотать о будущем трудоустройстве. Но Айтматова не поддалась на уговоры. Если «Ата Мекен» пройдет в парламент следующего созыва, то с измененным на 90 процентов составом», - утверждают в ЖК.
Скорее всего, не будет и половины нынешних депутатов и в числе кандидатов от СДПК на предстоящих выборах-2015. Ее члены, демонстрируя дружбу и любовь на глазах у своих коллег, «за кулисами» устраивают настоящие бои без правил. Как рассказали ИА «24.kg» нардепы, при избрании первого вице-премьер-министра - а на этот пост претендовали Осмонбек Артыкбаев и Тайырбек Сарпашев - социал-демократы едва не передрались.
В рукопашной сошлись Ирина Карамушкина и Акылбек Султанов. В итоге, переругавшись и оскорбив друг друга в самых лучших чувствах, народные избранники все-таки остановили свой выбор на Тайырбеке Сарпашеве. Хотя по итогам тайного голосования победил нынешний министр энергетики и промышленности Осмонбек Артыкбаев. Он набрал 11 голосов. Но мнение большинства, по обыкновению партийного устройства в Кыргызстане, было проигнорировано.
К слову, о Сарпашеве. Аффилированная с ним компания выиграла ряд государственных тендеров. Об этом ИА «24.kg» сообщили в парламенте по итогам проверки специально созданной депутатской комиссии.
Установлено, что, работая на государственной службе вице-премьером, Тайырбек Сарпашев более пяти месяцев оставался учредителем ОсОО «Градиент».
«Эта компания выиграла много тендеров с 2010 года, но в бытность Сарпашева чиновником - с 2012 по 2013 год - ОсОО «Градиент» выиграло 13 тендеров на 162 миллиона сомов. Тендеры проводились Минтрансом, Минэнерго, Минобороны, мэрией Бишкека, «Кыргызнефтегазом» и другими госорганами», - сообщают в Жогорку Кенеше.
Отметим, что после публикаций в СМИ в парламенте создали депутатскую комиссию относительно причастности высокопоставленного члена правительства Тайырбека Сарпашева к деятельности некоторых частных предприятий. Комиссия завершила свою работу, но ее итоги будут озвучены после подготовки окончательного документа и направления его спикеру парламента.
Как сообщалось в прессе, в парламенте все чаще стали выступать за то, чтобы бизнесмены не работали в правительстве. А Данияр Тербишалиев после утверждения на должности первого «вице» в лице Сарпашева предложил именовать новый кабмин «правительством «Градиента». Напомним, Тайырбек Сарпашев возглавлял предвыборный штаб СДПК на парламентских выборах-2010.
Отчего «Белый дом» так оберегает чиновника, не просто бросившего тень на всю СДПК, но и смачно подмочившего ее репутацию, непонятно. Но все догадываются.
И еще несколько слов об СДПК. Именно депутаты этой фракции инициировали сбор подписей за досрочное освобождение с поста председателя комитета по социальной политике Дамиры Ниязалиевой. А теперь выступающие против нее обвиняют лидера фракции Чыныбая Турсунбекова в том, что он своим неумением сглаживать подобные ситуации, обещая при этом одним одно, а другим - другое, спровоцировал очередной конфликт.
Главное, чтобы костюмчик сидел
Все эти факты говорят лишь об одном: партиям, участвующим в выборах, следует извлечь уроки, а не просто составлять списки баллотирующихся в депутаты, заглядывая в кошельки и определяя их размер. Плохо работает и такой критерий отбора, как личная привязанность к «вождю». В противном случае партиям, едва они попадут в Жогорку Кенеш, грозит процесс полураспада. Появляются внеконституционные депутатские группы, ведется почти партизанская борьба с лидерами, перемешанная с отчаянным торгом за квоты в правительстве. А программы, для реализации которых партии, собственно, и добивались власти, благополучно трансформируются в рекомендации, необязательные к исполнению.