Фракции парламента Кыргызстана вышли на «тропу войны»?
Король умер! Да здравствует король?
Временное затишье в главном законодательном органе страны нарушила парламентская фракция СДПК, заявив о своем выходе из правящей коалиции. Альянс из «Республики», «Ата-Журта» и социал-демократов скончался тихо, без конвульсий. Вполне ожидаемый «демарш» фракции теперь от партии власти заставил активизироваться остальные четыре. Надежды оставшихся членов коалиции «За единство и развитие» на то, что удастся сохранить существующий блок, не оправдались. По-видимому, СДПК не желает больше терпеть вынужденную дружбу с «Ата-Журтом». В последнем пытаются сохранить мину при плохой игре и не хотят быть в парламентской оппозиции. А в «Республике», напротив, твердо убеждены, что новая конфигурация не обойдется без их участия, а лидер фракции Омурбек Бабанов избавится от приставки «и.о.», возглавив правительство.
Что касается «Ата-Журта», то здесь дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, как поведут себя внутренние группировки. Ведь всем известно, что часть фракции позиционирует себя сторонниками спикера Ахматбека Келдибекова, вторая - за лидера фракции Камчыбека Ташиева. Первые готовы поддержать кандидатуру Омурбека Бабанова на пост премьер-министра, вторые видят в этой должности... самого Камчыбека Ташиева. Нельзя забывать о премьерских амбициях и Наримана Тюлеева. Этот депутат, которого в течение года никто не слышал, вдруг стал более чем активным.
Впрочем, не исключено, что фракция «Ата-Журт» все же объединится. Как утверждают в кулуарах Жогорку Кенеша, раскол между Ахматбеком Келдибековым и Камчыбеком Ташиевым, который продолжается несколько месяцев, закончился примирением.
Сохранить или преумножить
А пока - и не только в парламенте - горячо обсуждают, каким будет «лицо» новой коалиции, кто станет главой правительства и удастся ли Ахматбеку Келдибекову удержаться в кресле спикера. Пока все пять фракций изъявляют желание войти в союз, но кого «полюбит» СДПК?
Понятно, что и «Ата-Журт», и «Республика» не хотят лишиться своих «пакетов» в правительстве и Жогорку Кенеше, и основной торг будет вестись за ключевые должности. Остальные фракции своих «предпочтений» пока явно не демонстрируют. Однако несложно догадаться, что те же атамекеновцы не прочь видеть своего лидера на посту торага Жогорку Кенеша. Если члены «талиевской» группировки «Ар-Намыса» проявили редкую скромность, не требуя никаких портфелей, то «куловская» рассчитывает усадить Феликса в кресло премьера.
Про мягкий рейтинг
Сегодня в парламенте все с удовольствием говорят про мягкий рейтинг. Термин, якобы дающий право отбора претендентов на премьерство, греет душу отдельным депутатам и лидерам их фракций. Мягкий рейтинг, молву о котором спустили в Жогорку Кенеш извне его коридоров, у всех на устах. И посыпались фамилии «премьер-министров». Известно, что на этот пост рассчитывают многие депутаты - как от бывшего правящего блока, так и от оппозиции. По закону представлять своих кандидатов на эту должность могут только члены коалиции. Как отметил ИА «24.kg» лидер фракции «Республика» Канатбек Исаев, от правящего альянса должен быть представлен единый кандидат. Однако парламентарии от оппозиции считают, что им тоже должно быть дано такое право, поскольку механизм «мягкого рейтинга» только отрабатывается.
Такое впечатление, что в аппарате президента страны Алмазбека Атамбаева с любопытством наблюдают за интригами в ЖК.
Извини-подвинься
Тем временем в Жогорку Кенеше параллельно идет борьба за кресло спикера. Реакция Ахматбека Келдибекова на выступления своих оппонентов не заставила себя долго ждать. Он признался, что не собирается уходить со своего поста, как того требует коалиционное соглашение в случае, если альянс будет разрушен. «Есть Конституция, согласно которой депутатам надо набрать 80 голосов. Если у них это получится, я уйду», - заявляет торага Жогорку Кенеша.
То, что атака в отношении Ахматбека Келдибекова усилилась, видно невооруженным взглядом. Аккурат перед инаугурацией президента КР Алмазбека Атамбаева оппозиционная фракция «Ата Мекен» подняла вопрос о том, что действующий торага допустил дискредитацию своего высокого звания и «не понял высокой исторической миссии парламентаризма в развитии страны».
Подчиненные Омурбека Текебаева припомнили Ахматбеку Келдибекову «встречи» с криминальными авторитетами, частные и официальные загранпоездки, скандал с выдачей госномеров серии KG, неоправданно огромное число его советников...
А депутата Равшана Сабирова, который предложил пригласить на заседание самого спикера, лидер «Ата Мекена» отругал как мальчишку. Сам Ахматбек Келдибеков не заставил себя долго ждать и явился на заседание, чем смутил социалистов. Придя в себя, они обрушили шквал обвинений на нежданного гостя. Все закончилось, как водится у нашего истеблишмента, перепалкой и взаимными оскорблениями.
Но всем понятно, что за шумихой вокруг хозяйственной деятельности Жогорку Кенеша, которую устроил «Ата Мекен», стоит не забота о целевом использовании казенных денег, а борьба за мягкие кресла в высшем эшелоне.
Старая песня о главном
Кыргызстан гадает, каким же все-таки будет формат альянса. Не вызывает сомнений пока один лишь аспект: какой фракции президент вручит мандат на его формирование. Все в один голос называют СДПК. Хотя «талиевцы», отколовшиеся от «Ар-Намыса», утверждают, что эксклюзивное право может достаться и им. О чем ИА «24.kg» сообщил Токон Мамытов.
Кто же может войти в будущую конфигурацию? Станет ли она четырехсторонней, как ожидается, или останется треугольником? Среди вариантов рассматривается слияние СДПК и «Ата Мекена», «Республики» и «Ар-Намыса». Правда, остается открытым вопрос, какой именно части последней, расколовшейся надвое, фракции. Феликс Кулов пока никак не комментирует неоднозначную ситуацию. Он лишь отметил, что «ему никто официальных предложений не делал». «Ата-Журт» при таком раскладе остается в оппозиции.
Обсуждается и такой вариант: СДПК, повинуясь воле своего лидера Алмазбека Атамбаева, не станет - во всяком случае, сейчас, - «кидать» «Ата-Журт» и пригласит заклятого друга в коалицию. Тогда фракция «Ата Мекен», у предводителя которой непреодолимые противоречия не только с и.о. главы правительства Омурбеком Бабановым (а его кандидатуру на премьерство будет поддерживать вместе с «Республикой» и «Ата-Журт»), но и с Ахматбеком Келдибековым, останется в оппозиции.
«Если в Кыргызстане фракция СДПК будет продолжать оставаться в эйфории, у нее могут возникнуть проблемы при формировании новой правящей коалиции», - заявил ИА «24.kg» независимый эксперт Сабыр Мукамбетов.
По его словам, выход СДПК из действующего альянса был предсказуемым. «После победы Алмазбека Атамбаева рейтинг СДПК вырос. Поэтому социал-демократы намерены диктовать свои условия при формировании нового альянса. Но ситуация может резко измениться. Все будет зависеть от исполнения плана по свержению спикера парламента Кыргызстана Ахматбека Келдибекова и назначению премьер-министром кандидата от СДПК, а не Омурбека Бабанова от «Республики». Когда до республиканцев дойдет вторая часть этого плана, все может резко измениться, и тогда сами социал-демократы могут остаться вне новой коалиции. Ведь ранее «Ата-Журт» и «Республика» рассматривали вариант о создании коалиции без СДПК. Тогда он оказался невыполнимым из-за «Ар-Намыса» и «Ата Мекена», которые приняли сторону Алмазбека Атамбаева. Сейчас ситуация изменилась, и появилась возможность втянуть в «коалицию без СДПК» тот же «Ата Мекен» или «Ар-Намыс». В настоящее время идут активные консультации по созданию альянса без партии власти, а также может быть реанимирован план по коалиции трех «А», - добавил Сабыр Мукамбетов.
С ним согласен и другой аналитик - Темир Джумакадыров. Он также не исключает вариант трансформации СДПК из партии власти в оппонирующую политическую силу.
Мы делили апельсин
Также эксперты советуют не сбрасывать со счетов и возможность создания так называемого «половинчатого» союза. Это когда в альянс наряду с цельными фракциями могут войти и отдельные группы, образовавшиеся в результате внутрифракционного раскола.
Таких в парламенте две - «Ар-Намыс» и «Ата-Журт». Если про первый «развод по-депутатски» писали все СМИ, то о второй следует рассказать чуть подробнее.
Камчыбек Ташиев, попытав счастья на ниве борьбы за главный политический пост, вернулся в родные пенаты и потребовал насиженное место лидера фракции. Напомним, пока кандидат в президенты Ташиев разъезжал с агитпоездом по городам и весям, обязанности главы «Ата-Журта» исполнял Мыктыбек Абдылдаев.
В принципе, он был не против «передачи власти». Помешали 14 депутатов-атажуртовцев, которые неожиданно потребовали соблюсти процедуру переизбрания по установленным регламентом правилам. А сам Ташиев, в свою очередь, выступил «крестным отцом» внутрифракционного объединения «За реформы Кыргызстана», возглавляемого Нариманом Тюлеевым.
Последний вместе с несостоявшимся главой государства ведет свою игру внутри фракции. А насколько успешно, остается только наблюдать.
Все эти группы, в том числе часть «Ар-Намыса», и могут по отдельности войти в будущий блок.
Или разогнать к черту?
Как утверждают эксперты, в частности политолог Анатолий Макаров, не исключено, что в недрах новой власти разрабатывается план, конечной целью которого является разгон Жогорку Кенеша. По данным некоторых его источников, будет проведена попытка создания коалиции за счет вхождения в нее не всего состава фракции, а только части депутатов. А это как раз затронет фракции «Ар-Намыс» и «Ата-Журт». В проекте закона «О правительстве КР» записано, что решение фракции о вхождении или выходе из коалиции должно приниматься двумя третями голосов. Однако из боязни, что двух третей в этих двух фракциях может не хватить, экс-президент Роза Отунбаева по инициативе нескольких особо приближенных к власти депутатов в нарушение Конституции возвращает в Жогорку Кенеш находившийся у нее на подписи закон. Цель возврата очевидна: изменить норму о двух третях на простое большинство, чтобы легче решить вопрос о вхождении в коалицию отдельных групп депутатов», - уверяет политолог.
Причина такой интриги, по его словам, кроется в том, чтобы нейтрализовать «неудобных» лидеров фракций и тем самым раздробить единство. Одним словом, «разделяй и властвуй». «Естественно, что после такого разделения новой власти для роспуска всего Жогорку Кенеша уже можно набрать в целом две трети. После создания новой коалиции с усеченными группами депутатов возникнет следующая ситуация: в коалицию войдут 2 полные фракции и 2 депутатские группы от двух фракций. Коалиция сама себя признает законной, так как будет иметь большинство голосов. То, что это незаконно, их абсолютно не будет волновать, поскольку в их руках будет вся полнота власти: президент, правительство, парламент и суды. О таком не мог мечтать даже экс-президент Курманбек Бакиев. А оппозиция, соответственно, будет представлена одной полной фракцией и двумя неполными», - считает Анатолий Макаров.
И тебя вылечат
На руку радетелям роспуска играет и положение Конституции об отсутствии у депутатов императивного мандата. А это означает только одно: парламентарий свободен в выражении своего мнения, голосования, и его никто не может отозвать. Но что касается внутрифракционных вопросов, то здесь он обязан подчиняться решениям партии, в том числе по вопросу избрания лидера или вхождения/выхода из коалиции или оппозиции. «Ситуация, когда фракции распадаются, создаст атмосферу нестабильности в парламенте, и в конечном итоге Жогорку Кенеш превратится в орган, где внутренние «группы по интересам» неизбежно приведут к его расколу. А за это время страну растащат коррупционные чиновники, которые попытаются выиграть новые выборы. Тогда парламент превратится в ОсОО, состоящее из богатых бизнесменов-чиновников, и партийный парламент прекратит свое существование», - предполагает Анатолий Макаров.
Так это произойдет, или пришедший третий (легитимный) президент Алмазбек Атамбаев вынашивает собственный план построения вертикали власти - рука об руку с разношерстным, но прирученным им через коалицию парламентом, - покажет время.