15:02
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97
Ошские события

Жанторо Сатыбалдиев: Госдирекция не «рубит капусту»

Накануне глава Государственной дирекции по восстановлению городов Оша и Джалал-Абада Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиев заявил, что все задачи, которые ставило перед ним временное правительство на 2010 год, выполнены. Это сообщение прозвучало на фоне критики в адрес Госдирекции на первом заседании парламента республики. Жанторо Сатыбалдиев рассказал ИА «24.kg» о ходе восстановления южных регионов и не стал скрывать, что в этой сфере есть масса проблем.

- Последняя инициатива Госдирекции вызвала много вопросов. Вы заявили о намерении обменять сгоревшее жилье потерпевших в июньских событиях на квартиры в новых многоэтажных домах...

- В своей статье вы писали о каких-то откатах и системе коррупции. Если есть такие факты, когда мы «капусту рубим» или что-то в карман берем, то это глубокое заблуждение. Инициатива по обмену домов на квартиры исходила от самого населения, от тех, кто живет в кварталах города Оша компактного проживания. К примеру, есть в районе тысяча человек, среди них малочисленная группа другой категории. Именно последние изъявили желание покинуть квартал...

- О какой категории вы говорите?

- Если честно, опасаюсь об этом говорить. Мы восстанавливаем сгоревшие дома вне зависимости от того, кто в них живет или жил. В общем, речь идет о кварталах города, где живут 90 процентов кыргызов и 10 - узбеков или наоборот. Один изъявляет желание уехать из района и пишет заявление в мэрию Оша, сдает дом, получает квартиру. Я думаю, это нормально. Некоторые хотят оставить себе и сгоревшие дома, и квартиру получить, но так не получится. Мы всегда говорим, что граждане Кыргызстана имеют право собственности. В первую очередь мы восстанавливаем дома тех, кто пострадал. К ним одинаковый подход.

- Сколько пострадавших изъявили желание переехать в квартиры?

- Только по Ошу насчитывается около 738 человек. В их число входят и те, кто хочет переехать из смешанных кварталов, и те, кто потерял близких в июньских событиях и не имеет жилья. Кроме этого есть заявка на возведение 100-квартирного дома для сотрудников правоохранительных органов. Всего получается 838 квартир. Мы уже заложили фундамент под 538 квартир, остальное планируем начать строить до Нового года. Кстати, по городу Джалал-Абаду потребность составляет 100 квартир для пострадавших, в селе Базар-Коргоне - 24 квартиры. Думаю, жилья хватит всем.

- Расскажите об условиях восстановления домов.

- Первая фаза заключалась в возведении жилья из расчета 28 квадратных метров на семью в составе до семи человек. Если их больше семи, то тогда строим 38 квадратных метров жилья. В 2011 году начнется вторая фаза восстановления. К уже возведенному жилью мы достроим по 12 квадратов на каждого члена семьи.

- Сколько в восстановление жилья вкладывает Кыргызстан?

- Вообще, восстановление каждого дома состоит из взносов трех сторон. Первое - вклад владельцев дома и органов местного самоуправления. Участие МСУ было непременным условием международных доноров. Они осуществляют вклад в виде своего труда, МСУ помогает им, к примеру, с доставкой стройматериалов. Конечно, оценить эту часть вклада очень трудно. Мы знаем, что это намного меньше в денежном эквиваленте, чем остальные вклады. Второй сегмент - вклад бюджета в размере около $5 тысяч. И третий - помощь доноров, которая также составляет около $5 тысяч. Хочу отметить, что хороший вклад в восстановление домов сделали в селе Базар-Коргоне - они мобилизовали соседей, наших добровольцев. Этого не скажешь о городе Оше, хотя там тоже МСУ участвуют, но не так активно.

- Есть ли планы по развитию южного региона вообще, без привязки к трагическим событиям?

- Да. Сейчас обсуждается инициатива стран ШОС о строительстве в Оше микрорайона «ШОС». Предлагается 3 варианта - микрорайон на 5 тысяч жителей, на 10 и на 15 тысяч. Все будет зависеть от переговоров с донорами. Квартиры будут выдаваться очередникам, пострадавшим и тем, чьи дома, согласно генплану южной столицы, подлежат сносу.

- Мы чаще всего говорим о жилье. А каким образом на юге идет восстановление экономики?

- Это самое узкое и проблемное пока место в деятельности правительства. Ведь первой задачей было восстановление жилья. Экономический блок курирует Уктомхан Абдуллаева, создана специальная комиссия по приему заявок от пострадавших предпринимателей. По предварительным данным, их около 7,5 тысячи. Комиссия планировала закончить прием заявок еще 10 ноября 2010 года и найти пути помощи - в сфере налогообложения, патентирования и других инструментов. Но потом решили работу комиссии продлить до 10 декабря, так как по-прежнему еще очень много предпринимателей, которым необходима помощь государства.

- Не поверю, если в адрес дирекции пострадавшие не высказывают критики...

- Претензий много. Во-первых, люди не согласны с тем, что мы строим на каждую семью по 28 квадратных метров жилья, ведь некоторые из них имели дома площадью 200 квадратов. Во-вторых, многих не устраивает, что мы не восстанавливаем имущество, которое находилось внутри поврежденных домов, и не выплачиваем в связи с этим компенсации. Но как можно оценить ущерб? Многие напишут, что убытки им нанесены на 1 миллион сомов, что часто не соответствует действительности. Здесь, кстати, есть еще одна проблема. По каждому факту нанесения материального ущерба возбуждается уголовное дело. Практика показывает, что расследование экономических преступлений, связанных с имуществом, в отличие от уголовных, - дело очень кропотливое. Следствие должно выяснить все обстоятельства и объем реального ущерба. По-моему, сейчас возбуждено около 3,5 тысячи уголовных дел по факту поджогов домов. Это значит, что по каждому делу должны быть проведены следственные действия, экспертные оценки, потом еще суд решение должен вынести. Все это вызывает недовольство.

Много нареканий со стороны пострадавших по поводу суммы компенсации. По их мнению, государство мало выделяет. Мы выдаем до 200 тысяч сомов за дом и 50 тысяч сомов единовременной компенсации погорельцам. Но здесь мы ничего нового не придумали. Это условия старого постановления правительства от 2002-2003 годов. Мы используем этот документ, чтобы не вызвать социального напряжения. К примеру, 8 тысяч семей до апрельских событий должны были получить деньги за ущерб от стихийных бедствий на основании именно этого постановления. Если бы мы изменили правила, люди остались бы недовольны, а бюджет не потянул бы таких сумм. Казна и так трещит по швам.

- Наверняка часто задают вопросы о том, как долго просуществует Госдирекция. Что отвечаете?

- Да, вчера в парламенте, например, депутаты от партии «Ата-Журт» задавали такой вопрос и спрашивали, почему вообще дирекция создана. Но я объясняю такие вопросы собственными интересами отдельных депутатов. Госдирекция - это политическая воля временного правительства КР. Вообще, это не новая идея. Создание специальной структуры по развитию Оша обсуждалось еще тогда, когда я был мэром. В 2009 году презентовали такой проект в ЦАРИИ. Когда случились июньские события, решили создать дирекцию. Вообще же, проект по восстановлению юга совместно с донорами рассчитан на 30 месяцев. Пять с половиной из них уже прошло.

- Вернемся к теме переселения пострадавших в июньских событиях из домов в квартиры. Правильно ли это в плане этнического согласия? Не лучше было бы, если бы они жили в смешанных районах, как раньше?

- Для того чтобы население юга не испытывало желание объединяться по этническому признаку вопреки идеям интернационализма, государству надо потратить много средств и усилий для создания условий для совместного проживания. Но самое главное - это обеспечение безопасности. По большому счету это надо было делать еще 20 лет назад. Прямо сейчас необходимо работать над этим вопросом. Почему в США гармонично живут разные национальности? Необходимо создавать равные условия для всех.

- Как в Госдирекции обеспечивается прозрачность работы, о которой вы часто говорите?

- К примеру, мы не занимались поставками стройматериалов и не объявляли таких тендеров. Конкурс был на стоимость и качество квадратного метра готового жилья. Сравните себестоимость строящихся в Оше домов и цену жилья в Бишкеке. У нас в 2 раза дешевле. Например, строится 70-квартирный дом. Цена квадратного метра в нем - всего $255. Есть и ниже. Кто, думаете, будет откат давать от такой суммы? Строительные компании и так за минимальную маржу работают. Что касается распределения жилья, то этим занимается межведомственная комиссия, в которую входят почти все категории граждан. За деятельностью Госдирекции следят Наблюдательный совет доноров, Совет аксакалов и еще около десяти НПО. Наши действия мониторят настолько хорошо, что иногда я думаю, будто рентген придумали в Кыргызстане, а не в Германии. Вчера депутаты говорили о раздутом штате дирекции. Структура насчитывает 48 сотрудников, но иногда нам не хватает рук. Из всех я - единственный чиновник. Остальные работают по контракту. А кто еще будет работать в конфликтной зоне за стандартную бюджетную зарплату? Они получают хорошие деньги и выполняют большой труд. Если бы платили мало, то тогда бы точно начали «капусту рубить».

- Какие ожидания от нового парламента?

- Я хочу, чтобы Жогорку Кенеш КР все-таки начал работать. То, что было вчера, - это не работа. Если в стране приняли парламентскую форму правления, то депутатам нужно работать в ее условиях, а не устраивать балаган и затягивать процесс. Долгое обдумывание можно позволить только в мирное время, но не тогда, когда в стране с апреля нет легитимной власти.

Бизнес