На юге Кыргызстана идет гражданская война. Льется кровь. О масштабах трагедии можно только догадываться. При этом правозащитные организации уже утверждают, что ее истинные размеры гораздо шире, нежели об этом сообщают власти и СМИ. По их данным, речь идет о тысячах пострадавших и сотнях погибших. Куда смотрели и чем занимались спецслужбы и милиция, если сама глава временного правительства Роза Отунбаева заявила, что им было известно о готовящихся событиях, пока неизвестно. ИА «24.kg» задало своим респондентам вопрос: должны ли подать в отставку руководители силовых структур, которые допустили страшную трагедию?
Жылдыз Жолдошева, глава фонда «Курманджан датка», вице-президент общества дружбы «Узбекистан - Кыргызстан»:
- Безусловно. Причем в отставку должны уйти не только силовики, но и все временное правительство - за то, что поставило на колени народ юга. Как можно было допустить такое?! Немало вины на них и, в частности, на зампреде ВП Омурбеке Текебаеве, ставшем инициатором проведения референдума. Можно же было просто вернуться к Конституции 1993 года через Конституционный суд и работать легитимно. Сейчас я нахожусь на юге. Масштабы трагедии не передать словами. Сегодня похоронила сына брата, который работал водителем у убитого начальника милиции Кара-Сууйского района. Его нашли обезглавленным. Как такое возможно (плачет) ?! Сколько еще невинных людей должно пострадать, чтобы остановить это кровопролитие? Армия показала свою недееспособность. Ситуация по-прежнему очень сложная. Я рыдаю от бессилия и ужаса. Почему ради чьих-то грязных игр должны страдать невинные люди?
Эльмира Дубанаева, частный предприниматель из города Оша:
- Если у людей, которые стоят у власти, есть совесть, то они должны сами подать в отставку, не дожидаясь, пока их об этом попросят. Народ юга просто оставили на произвол судьбы. В итоге уже несколько дней идет страшное кровопролитие. Мы радуемся, что чудом остались живы после того беспредела, который здесь был. Складывается такое впечатление, что временное правительство живет какими-то своими целями, а о народе и не думает. Раздражает население и тот факт, что государственные СМИ не дают объективной информации. Вместо того чтобы рассказать об истинном положении дел, они не перестают передавать новости о предстоящем референдуме, показывают развлекательные передачи. Жителям юга сейчас не до референдума. У нас беда.
Турсунбек Акун, омбудсмен КР:
- Я как акыйкатчы не имею права вмешиваться в кадровые вопросы страны. Решение о том, снимать глав силовых структур с поста или нет, должны принимать во временном правительстве. Но я должен отметить, что определенная степень вины на спецслужбах есть. Они должны были предугадать, предупредить развитие этих трагических событий. Насчет МВД ничего не могу сказать. Причем тут они?
Феликс Кулов, лидер партии «Ар-Намыс» (ответ на пресс-конференции):
- Я отказываюсь отвечать на этот вопрос.
Назгуль Турдубекова, глава общественного объединения «Лига защитников прав ребенка»:
- Нет. Я думаю, что все члены временного правительства должны оставаться на своих постах для того, чтобы решать проблемы, которые появились после трагических событий на юге.
Роза Отунбаева, президент КР переходного периода (ответ на пресс-конференции):
- Мы должны проанализировать события на юге. У нас тяжелая ноша, каждый из нас несет ту или иную ответственность. Если вы считаете, что силовые структуры должны были предугадать события, то разочарую вас. В силовых структурах до сих пор много бакиевских приспешников, которые утром работают на нас, а вечером сливают информацию прежним властям. События развивались слишком стремительно. Если вы думаете, что в тех же спецслужбах сидят только наши сторонники, то ошибаетесь.
Елена Воронина, правозащитник:
- Да, должны, потому что уже седьмой день на юге продолжается вакханалия. Любой настоящий генерал, видя, что он не справляется, должен подать в отставку. Главы силовых структур давали присягу. У них есть военные уставы, законы, в которых прописано, как они должны действовать при чрезвычайном положении. Однако почему-то этого не произошло, и улучшения начались лишь после того, как появился декрет ВП о стрельбе на поражение.
Опрос проведен 15 июня 2010 года.