07:21
USD 87.45
EUR 100.87
RUB 1.08
Ошские события

Токон Мамытов: Генпрокуратура Кыргызстана осенью обязана поставить точку в исполнении постановления парламента по июньским событиям

В Кыргызстане приближается вторая годовщина ошских событий-2010. Для оценки трагедии в свое время были созданы международная, национальная и депутатская комиссии. Каждая из них проделала огромную работу. На днях о завершении отчета об ошских событиях сообщила еще одна независимая экспертная группа. В Жогорку Кенеше при отчете генерального прокурора возмутились тем, что парламентские постановления, в частности о даче оценки июньской трагедии, не исполняются. Сегодня на вопросы ИА «24.kg» отвечает депутат ЖК, возглавлявший комиссию, Токон Мамытов.

- После отчета генпрокурора Аиды Саляновой по исполнению постановления парламента по июньским событиям показалось, что вопросов стало еще больше, чем ответов...

- К сожалению, на многие вопросы мы так и не смогли получить адекватные ответы от главного надзорного органа, несмотря на то, что заслушали уже четвертое постановление. Например, по участию в тех событиях третьих сил. Большинство людей подразумевают под этим термином иностранные государства, их спецслужбы, деятельность международных, террористических и иных организаций. Давайте вернемся к событиям двухлетней давности.

10 июня 2010 года на юге страны разворачиваются кровавые трагические события. Однако почему-то за несколько дней до них, 1 июня, отменяется комендантский час в Джалал-Абаде, несмотря на то, что ситуация от Аксы, Ала-Буки до Токтогула, Джалал-Абада, а затем до Оша оставалась в те дни довольно неспокойной.

Это была, полагаю, специально созданная «дуга нестабильности», ее начало отмечено на севере страны: вспомните беспорядки в Токмаке, Маевке. Когда деструктивные силы не смогли расшатать ситуацию в Чуйской области, они перебросили свои силы на юг. Считаю, что в начале июня ни в коем случае нельзя было отменять комендантский час.

Второй вопрос, который часто задают: а были ли снайперы и где они сейчас? Вопрос правильный, поскольку ранее в прессе были озвучены данные о том, что снайперы работали на юге КР. В свое время Азимбек Бекназаров давал интервью о пойманных снайперах, но со ссылкой на органы нацбезопасности. Меня больше заинтересовали официальные пресс-релизы ГКНБ. К примеру, 16 июня 2010 года распространяется первый из них о том, что вооруженные люди, спровоцировавшие июньские события, являются профессионалами, обладающими навыками применения различного вооружения, методами маскировки и скрытного передвижения по местности. Такую формулировку запросто можно приписать и к снайперам. Но где эти люди?

22 июня экс-глава ГКНБ Кенешбек Душебаев заявляет ИА «24.kg», что задержано около двух десятков снайперов, которые дают показания, из них 7 принимали активное участие в ошских беспорядках. Он говорит, что это в основном иностранные граждане. Опять вопрос: где они?

24 июня очередной пресс-релиз о том, что за организацией переброски группы лиц на юг республики для дестабилизации обстановки накануне июньских событий стоят Бакиевы и лидеры террористических организаций Таджикистана. Это очень серьезное заявление, на которое мы обращаем внимание в отчете депутатской комиссии. Однако ответа Генпрокуратуры нет. То есть вопрос об участии третьих сил остается открытым.

- А нынешний глава ГКНБ Шамиль Атаханов утверждает, что никаких снайперов не было. О какой преемственности работы органов нацбезопасности тогда можно говорить?

- Хороший вопрос. В июне 2010 года ГКНБ распространяет официальные документы, а спустя 2 года их же опровергает. Если нет последовательности в работе органов нацбезопасности, тогда Генпрокуратура должна была сказать, кто прав: Атаханов или Душебаев. Этого не сделано.

Еще один вопрос: на каком основании ГКНБ были отданы $900 тысяч, изъятых из банковских ячеек? С каких пор этот орган стал заменять собой Национальный банк? При этом так никто толком и не понял, куда были потрачены эти средства. Генпрокуратура до сих пор ссылается на продолжение следствия. Мы также не знаем, кто приложил руку к тому, куда пропали жесткие диски процесса изъятия банковских ячеек. Нет ответа. Если осенью надзорный орган не разберется, я первый буду требовать отставки его главы. Мне надо смотреть людям в глаза, поскольку они ждут ответов. Принимаемые же нами постановления, как выяснилось, не доходят до народа. Органы местной власти даже не удосужились за все это время собрать людей и разъяснить им о проводимой работе.

- А как вы сами считаете, были ли третьи силы?

- Пока конкретных фактов нет. Но я могу сказать, что в тех событиях виноваты семейно-клановый режим Бакиевых, их близкое окружение, многие бывшие чиновники, которые лишились доступа к финансовым ресурсам, виноваты и экстремисты, националисты, лидеры узбекского культурного центра, организованная преступность, которая воспользовалась вакуумом в обществе. Тот же Кадыржан Батыров, чтобы усилить свое влияние, обошелся с узбекским народом как с приватизированным товаром и использовал его в своих целях. При этом до сих пор Запад поддерживает его: Швеция предоставила ему вид на жительство.

- Вы сами-то верите в экстрадицию виновников июньских событий?

- В ближайшее время экстрадиция бывшего президента страны Курманбека Бакиева невозможна. Я не знаю, почему временное правительство решило выпустить его из Кыргызстана. Тогда говорилось о том, что может пролиться кровь. В итоге она все равно пролилась. Поэтому сегодня надо признать, что решение о вывозе президента из республики по согласованию с руководством соседних стран было неверным. Теперь, чтобы его вернуть, те же главы соседних стран должны собраться и признать, что поступили неправильно. Понятно, что на это никто не пойдет.

- На заседании Жогорку Кенеша министр внутренних дел Зарылбек Рысалиев жаловался на то, что соседи не дают им работать на их территории по поиску сбежавших...

- Соседние страны будут помогать нам только в том случае, если увидят профессиональный подход. Есть люди, структуры, которые могут нас поддержать в рамках международных соглашений.

- Может ли помочь в поимке сбежавших увеличение вознаграждения?

- Это не решающий фактор, скорее, один из элементов поимки. Сегодня государство готово платить вознаграждения, но почему-то за все это время никто не отреагировал. Тут дело не в деньгах, а в профессиональном подходе.

- В парламенте Генпрокуратуру раскритиковали за недостаточную работу...

- Критика обоснованная. По многим вопросам ответы затягиваются. Например, еще во время работы депутатской комиссии два члена партии «Ата Мекен» сообщили о том, что один из бывших высокопоставленных чиновников силовых структур накануне июньских событий заявил, что скоро они умоются кровью. Я лично информировал тогдашнего заместителя генпрокурора Марата Эшперова по этому поводу, но ответа не получил. В феврале 2012 года, когда рассматривали отчет генпрокурора, снова отправил записку, но мне ответили, что до сих... разбираются. Сколько можно разбираться? И таких фактов много.

Получается, что дело в низком качестве следственно-оперативной работы всех силовых структур. В свое время было принято отдельное протокольное поручение ЖК, чтобы Генпрокуратура создала следственно-оперативную группу и направила ее в Ош. Ее сотрудники должны были безвылазно работать там, пока не будет вынесено решение суда по последнему уголовному делу, связанному с июньскими событиями. Такая группа была создана, но она не поработала должным образом.

Я хочу, чтобы генпрокурор до конца довела дело, поэтому и не поддержал призыва об ее отставке. Если придет новый руководитель, опять все затянется. Аиде Саляновой сегодня просто надо внимательно прочитать наше постановление, где около 50 пунктов, и активизировать свою работу.

- Какова ответственность членов временного правительства?

- В отчете депутатской комиссии мы прописали, что ВП несет политическую ответственность за то, что не смогло предотвратить межнациональное столкновение. Сами члены временного правительства признали свою моральную вину за то, что пролилась кровь. Теперь только Генпрокуратура должна вынести правовую, юридическую оценку, которой пока нет.

- Осенью парламент вернется к этому вопросу?

- Генпрокурор просит время до осени, чтобы со всем разобраться. Но осенью надо поставить точку в июньских событиях и получить исчерпывающий ответ на поставленные вопросы.

Бизнес