08:00
USD 89.02
EUR 94.77
RUB 0.95
Ошские события

Неподотчетная трагедия

Межэтнический конфликт на юге Кыргызстана в июне 2010 года всколыхнул не только республику, но и все мировое сообщество. Мир с тревогой наблюдал за ходом событий в Оше и Джалал-Абаде. Ситуацию осложнял информационный вакуум, создавшийся благодаря «усилиям» временного правительства. В результате этого международные правозащитные институты не могли давать каких-либо оценок происходящему в КР, а иностранные СМИ - полноценно его освещать.

В действиях «временщиков» наблюдались явные и откровенные попытки скрыть свое бессилие и неспособность предвосхитить трагедию. Только после введения в регионе чрезвычайного положения и дислокации военных сил стало возможным взять ситуацию под контроль (опять же со слов членов ВП). Только после кульминации конфликта власти стали давать осторожные комментарии, а общество в условиях полной блокады и изоляции юга - получать какую-то информацию.

Анализируй это

По мере затягивания кровавых ран наступила пора анализа причин конфликта. В этом процессе были задействованы и международные организации. Свои оценки в отчетах изложили «Хьюман Райтс Вотч» и Международная комиссия по расследованию июньских событий под председательством Киммо Кильюнена. В докладах зарубежные эксперты отразили предпосылки и факторы межэтнического столкновения в КР. «Хьюман Райтс Вотч»

Для начала специалисты из-за рубежа отметили основные причины зарождения противостояния этносов на юге и выделили пять из них. Первый - местный фактор. По мнению экспертов, это связано с высокой плотностью населения, недостатком земельных и водных ресурсов, распределением властных полномочий и языковым фактором. В качестве второго уровня отмечается активность криминалитета. После падения режима Курманбека Бакиева противостояние между криминальными структурами усилилось. В результате чего начался передел собственности и сфер влияния между группировками, что отразилось на межэтнических отношениях. Как считают докладчики, одна из причин возникновения кровопролития заключалась и в том, что контролируемый некогда семьей Бакиевых наркотрафик остался без присмотра, и борьба за его контроль привела к противостоянию на юге.

Следующей причиной эксперты называют политические факторы и дефицит достоверной информации. Виноваты политики и лидеры этнических групп, для которых национальный вопрос стал основным предметом политического торга и накопления политических дивидендов. Кроме того, недочеты вменяются печатным и электронным СМИ: дефицит достоверной информации в них стал главной причиной распространения слухов.

И наконец, по мнению ряда аналитиков, одним из главных факторов в дестабилизации обстановки в регионе и межэтнических столкновений стало наличие внешнего проекта.

Одержимые властью

Впрочем, несмотря на наличие объективных причин у кыргызских властей было свое мнение на этот счет: за организацией беспорядков в южной части республики стоит семья Бакиевых и сепаратисты. Так, в отчете депутатской комиссии во главе с Токоном Мамытовым говорится, что после 7 апреля 2010 года семья свергнутого президента делала все возможное, чтобы вернуть себе власть. Ее инструментом была дестабилизация общественно-политической обстановки в республике. В данном случае последовали бы необратимые процессы - гражданская война и потеря государственности. Такой сценарий развития событий в КР отвечал интересам членов семейно-кланового режима Бакиевых.

Одним из первых такую версию озвучил Госкомитет национальной безопасности КР. По результатам расследования в ГКНБ отметили, что в начале мая 2010 года в городе Бахораке (Афганистан) на совещании эмиссаров и полевых командиров Движения Талибан, ИДУ (Исламское движение Узбекистана), ОТО (Объединенная таджикская оппозиция) и двух представителей семьи Бакиевых (предположительно Максима и Жаныша) была достигнута договоренность об оказании помощи силами ИДУ в дестабилизации обстановки в КР. За это Бакиевы якобы обещали денежное вознаграждение в $30 миллионов. Спецслужбы таким образом возложили всю ответственность за конфликт на международные террористические силы и Бакиевых.

По заметанным следам

Традиция перекладывания ответственности продолжилась и в отчете Нацкомиссии КР по изучению причин и последствий трагических событий на юге страны, созданная по инициативе президента переходного периода Розы Отунбаевой. В документе председатель комиссии Абдыганы Эркебаев озвучил хронологию событий, по которой главным фигурантом и зачинщиком кровопролитного столкновения двух этносов выступает Кадыржан Батыров и лидеры узбекских общин. В вину идейным вдохновителям и организаторам беспорядков в Оше и Джалал-Абаде ставится не только проведение собраний, но и создание специальных дружин под видом обеспечения безопасности кварталов и микрорайонов, где проживало узбекское население. С их подачи якобы «устраивались конфликтные ситуации и драки между представителями кыргызской и узбекской молодежи».

В то же время в отчете Нацкомиссии явно сглаживаются факты телефонных переговоров и личных встреч членов ВП - Розы Отунбаевой, Алмазбека Атамбаева, Азимбека Бекназарова и Омурбека Текебаева - с тем самым «врагом народа» Кадыржаном Батыровым. С главным идеологом узбеков на юге Кыргызстана, как отмечается в документе, «временщики» были вынуждены вести переговоры и опираться на его поддержку в борьбе с кланом Бакиевых. После того как семья бывшего президента покинула страну, не нужным оказался и сам Батыров, которого признали виновным, но в то же время способствовали его побегу из КР. В этом прослеживается очевидная попытка временных властей избавиться от дестабилизирующих факторов в регионе. Сначала этим лицам с благословения ВП «позволили» покинуть страну, а сейчас же безнадежно добиваются их экстрадиции.

Эксперты же дали оценку отчету Нацкомиссии как «предвзятому и поверхностному». Критики усмотрели в документе намерения временного правительства, по сути допустившего кровавую резню, скрыть свою вину и замести свои следы. А международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Вотч» в своем докладе дает критическую риторику в адрес временного правительства: «Правительственное расследование сопровождается серьезными нарушениями на фоне продолжающегося на юге насилия. Власти должны оперативно расследовать действия силовиков в июне и привлечь виновных к ответственности».

Дисбаланс

Если отчет Нацкомиссии называли во многом «прокыргызским», то аналогичный доклад Международной независимой комиссии под руководством Киммо Кильюнене посчитали «проузбекским». Приступивший к своей работе в июле 2010 года эпатажный финн сразу заявил: «Я не за кыргызов и не за узбеков. Я за мир!». После чего объявил, что его комиссия будет собирать все факты, объединять их и создавать фундамент для примирения двух народов.

В мае 2011 года долгожданный отчет предстал на суд мировой общественности. Начал финский эксперт с того, что назвал главные причины конфликта на юге: политический фанатизм и этнонационализм. По его словам, цепная реакция в южной части страны началась с 7 апреля 2010 года. При этом важную и желанную для властей КР оценку он дал заявлением, что произошедшее не было военным преступлением или геноцидом. По его мнению, некоторые факты, в частности нападения на узбекские махалли, указывали на преступления против человечества. «Порядка 80 процентов лиц, привлеченных к ответственности, являются представителями узбекской национальности. Однако в момент конфликтов пострадало около 74 процентов узбеков, поэтому я говорю о несбалансированности», - объяснил председатель комиссии. Господин Кильюнен заострил внимание на пытках в местах временного содержания узбеков и заявил, что правительство не исполняет обязательств по защите прав своих граждан.

По данным Международной комиссии по расследованию июньских событий 2010 года на юге КР, в результате межэтнического конфликта число погибших составило 470 человек, а сотни тысяч людей стали беженцами. «При проведении анализа были собраны интервью в сбалансированной пропорции с представителями как кыргызской, так и узбекской национальностей. В наличии имеются 700 документов, около 1000 фотографий и видеосюжетов. Наш доклад основан на серьезном исследовании», - заключил тогда Киммо Кильюнен.

Персона нон грата

Отчет Международной комиссии вызвал у властей КР гневную реакцию. Депутаты Жогорку Кенеша даже приняли постановление по докладу и признали документ не имеющим юридической силы, как в законодательстве КР, так и в системе международного права. «Данный отчет признан не объективным, односторонним, не способствующим миру, стабильности и предупреждению нового конфликта, а наоборот, вызывающим межэтническую нетерпимость и в последующем создающим угрозу национальной безопасности КР», - говорится в постановлении. Более того, парламентарии экстренно поручили уполномоченным органам принять решение о невозможности пребывания на территории КР председателя комиссии Киммо Кильюнена, предоставившему мировому сообществу недостоверную, необъективную информацию о трагических событиях на юге страны. Одним словом объявили его персоной нон грата.

Сам же «приговоренный» не скрывал своего разочарования решением депутатов. «Узнав о постановлении Жогорку Кенеша я, конечно, был очень огорчен. Я сделал все возможное, чтобы отчет международной комиссии по расследованию июньских событий на юге был объективным. Я только старался помочь стране в расследовании произошедших трагических событий. Сделанный нами отчет признали ООН, ОБСЕ и другие международные организации», - парировал он. Кстати, недавно в Великобритании опубликовано исследование  «Кыргызстан: трагедия на юге», подготовленное экспертами, работавшими в составе той самой комиссии под руководством Киммо Кильюнена. Там считают, что трагические события в КР стали следствием не только политических процессов и действия (бездействия) властей: насилие стало результатом растущего отчуждения между кыргызcким и узбекским сообществами, внутри которых с течением времени постепенно все больше распространялась взаимная антипатия и утрачивалась общая картина мира, где есть место как кыргызам, так и узбекам.

В документе говорится, что в КР формальные меры по обеспечению прав нацменьшинств имели декларативный характер и оказались недостаточными для того, чтобы компенсировать растущий национализм титульного большинства на юге страны. «Политические ресурсы и механизмы, способные урегулировать межэтнические отношения, постоянно сокращались практически с самого момента обретения независимости, и руководство страны выбрало путь заключения неформальных договоренностей с лидерами узбекской общины», - считают эксперты комиссии.

Презумпция виновности

Впрочем, в официальных комментариях правительства КР к отчету Кильюнена говорится, что оно «не снимает с себя ответственности за произошедшие события и их последствия». «Свою вину и ответственность временное правительство честно и открыто признало в обращении к народу Кыргызстана и мировому сообществу 16 июня 2010 года», - передается в правительственном послании. В комментариях властей также отмечается, что конфликт «удалось локализовать и остановить в течение трех-четырех дней». «Все это было сделано самостоятельно, в условиях внутренней нестабильности, отсутствия финансовых и материально-технических ресурсов. В момент острых силовых столкновений Кыргызстан не имел помощи от мирового сообщества, международных организаций, призванных оказывать содействие в решении такого рода проблем», - оправдываются власти в своем заявлении.

Несмотря на раскаяние и признание моральной вины за допущенный межэтнический конфликт, который власти обязаны были и могли предотвратить, никто из них по сей день не понес никакой ответственности. Более того, они, как ни в чем не бывало, и дальше продолжают крепко сидеть в системе госуправления.

Бизнес