ИА «24.kg» продолжает публикацию выдержек из предварительного отчета депутатской комиссии по расследованию причин июньских событий на юге Кыргызстана в 2010 году.
Парламентская комиссия пришла к выводу, что определенную роль в столкновениях на юге республики сыграло население, но катализатором процесса стали группы влияния. Их депутаты разделили на три части. Первая - политико-криминальная. В нее в основном включены братья Бакиевы, их сторонники и ставленники.
Как отмечается, «после «революции тюльпанов» Курманбек Бакиев подверг сомнению результаты приватизации в Ошской и Джалал-Абадской областях, в результате которой обогатились некоторые узбеки». Часть представителей крупного узбекского бизнеса оказалась в опале. Практически во всех населенных пунктах появились организованные преступные группировки, «открыто собиравшие дань с предпринимателей и передававшие ее наверх».
Удаление от власти криминалитета и некоторых чиновников «взорвало пороховую бочку». Лидеры и члены ОПГ и наркобизнеса не только принимали самое активное участие в конфликте, но и финансировали стороны.
«Государство за последние годы разрушило свои важнейшие институты, - отмечается в докладе. - Нет больше ни настоящей армии, ни милиции, ни органов безопасности, а лишь политико-криминальные группировки, которые делят сферы влияния, приноравливаясь к политическим изменениям. Им удалось трансформировать соперничество в межэтнический конфликт».
Вторая группа - бизнес. Депутаты делят его по этнической принадлежности представителей деловых кругов. Парламентская комиссия отмечает существующую между узбекским и кыргызским бизнесом конкурентную борьбу, сыгравшую в конфликте «не последнюю роль». Подчеркивается, что узбеки пытались выдавить кыргызский бизнес, а бизнесмены-кыргызы в свою очередь - сдержать темпы роста узбекского.
Бизнес с той и другой сторон, согласно докладу комиссии, принимал активное и непосредственное участие трагических событий на юге республики. Отдельные представители деловой среды выступали в качестве провокаторов и заказчиков погромов и столкновений, финансировали беспорядки.
Третья - религиозная группа. Она причастна к драматическим событиям, однако, как отмечается, не имела такого влияния, как две предыдущие. «Несмотря на расхожее мнение, что религиозные группы, особенно экстремистского толка, сыграли одну из наиболее видных и значимых ролей в произошедших событиях, комиссия не подтвердила этого тезиса, - говорится в отчете. - Участие в событиях и влияние на них религиозных групп можно обозначить принципом личностного участия отдельных представителей религиозного сообщества с целью обретения большей власти и материальных ценностей, передела сфер влияния. Этот вывод имеет неопровержимые общеизвестные доказательства в силу событий, произошедших в Оше в июне 2010 года, и выявления ряда активных духовных функционеров, занимающихся отнюдь не проповедованием ислама».
Действия власти
Действия госструктур характеризуются комиссией как несвоевременные. Прежде всего это касается решений центральных властей, которым неоднократно сообщалось об осложнении ситуации на юге. Однако временное правительство не располагало упреждающей информацией от спецслужб. Иногда сведения органов ГКНБ были ложными и сеяли панику среди населения. В качестве примера приводится сообщение от Управления Госкомитета национальной безопасности по Ошской области об ожидаемом вторжении отряда полковника Худайбердиева из Узбекистана в ночь на 13 июня 2010 года.
Некоторые милицейские руководители на юге республики, по данным комиссии, тесно контактировали с представителями криминалитета. Об этом депутатской группе рассказал губернатор Джалал-Абадской области Бектур Асанов. Он сообщил, что по его указанию новое руководство областного УВД задерживало некоторых лидеров криминальных групп, но при содействии заместителя министра внутренних дел С.Омурзакова они освобождались и активно участвовали в расшатывании ситуации.
Временное правительство занималось самоуспокоением и заверяло население, что у него хватит сил и средств, чтобы не допустить волнений. С этим посылом, по данным комиссии, публично выступали глава временного правительства КР Роза Отунбаева, члены ВП Темир Сариев, Эдиль Байсалов, Эмильбек Каптагаев, Азимбек Бекназаров, Исмаил Исаков и другие. Вместе с тем непосредственно Эмильбек Каптагаев, как руководитель аппарата временного правительства, и Бусурманкул Табалдиев, заведующий отделом обороны и безопасности, не сумели организовать работу по координации правоохранительных органов и спецслужб в предупреждении беспорядков и их пресечении.
«Самоуспокоенность, особенно после выезда Курманбека Бакиева из страны и раздачи некоторым членам временного правительства, руководителям обладминистраций и силовых структур наличными $1 миллиона на покрытие расходов, связанных с поддержанием порядка в стране, не позволила в корне переломить ситуацию и взять ее под контроль, - отмечается в докладе комиссии. - Получив деньги для стабилизации ситуации и недопущения конфликтов, губернаторы и руководители силовых структур посчитали, что дальше все нормализуется. Действительно, ГКНБ, МВД решили имеющиеся материально-технические проблемы, получили повышение заработной платы, ряд руководителей и сотрудников данных органов получили от 5 тысяч до 100 тысяч сомов премиальных и земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. А вместе с тем ситуация в городе Оше, одноименной и Джалал-Абадской областях накалялась».
Как подчеркивает комиссия, пытаясь взять ситуацию под контроль, ВП КР назначило Исмаила Исакова спецпредставителем по южному региону. За несколько дней до конфликта в Оше он выступил с заявлением, что приняты все меры по недопущению осложнений в Ошской и Джалал-Абадской областях. Население южных регионов отнеслось к этому с недоверием.
Депутаты пытались выяснить, кто во временном правительстве отвечал за силовые структуры. Алмазбек Атамбаев, согласно докладу парламентариев, заверил, что он возглавлял комиссию, деятельность которой распространялась только на северные регионы. Однако Азимбек Бекназаров и Омурбек Текебаев пояснили депутатам, что он являлся куратором всех силовых структур. Темир Сариев подтвердил их слова, сообщив, что Алмазбек Атамбаев отвечал за правоохранительные органы и решал в них кадровые вопросы до 14 июля 2010 года. При этом, согласно распределению обязанностей между членами ВП КР, силовые структуры непосредственно подчинялись Розе Отунбаевой.
Во время трагических событий на юге власти принимали ряд декретов и решений, направленных на пресечение и локализацию конфликта. Но эти действия запаздывали, как и введение в город Ош в ночь с 11 на 12 июня армейских частей. Руководители силовых и правоохранительных структур, по мнению депутатов, не исполняли в должной мере возложенные на них обязанности или не использовали силы эффективно. Большую озабоченность комиссии вызывают действия Генеральной прокуратуры по розыску и задержанию организаторов и зачинщиков событий июня 2010 года.
«Вызывают уважение гражданская позиция и подлинный интернационализм отдельных соотечественников, как кыргызов, так и узбеков, которые не занимали государственных и иных должностей, но сумели организовать работу по спасению сотен людей, локализации и прекращению кровопролития в июне 2010 года, - отмечается в докладе. - Это свидетельствует о том, что данную работу могли бы организовать, но в большем масштабе, руководители местных и правоохранительных органов и спецпредставитель временного правительства. Для чего надо было реально оценить ситуацию, проявить политическую волю, привлечь и опереться на лидеров (реальных, а не дежурных), как из числа кыргызов, так и узбеков, которые есть в каждом квартале».
Продолжение следует...