Премьер-министр Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал постановление Правительства Кыргызской Республики об итогах социально-экономического развития Кыргызской Республики за первое полугодие 2007 года и задачах на второе полугодие 2007 года.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в первом полугодии 2007 года сложились более высокие, чем в предыдущие годы, темпы экономического роста. Положительные темпы роста достигнуты во всех основных секторах экономики. Проводилась целенаправленная работа по закреплению и усилению наметившихся положительных тенденций социально-экономического развития, а также по достижению целей, предусмотренных в Стратегии развития страны на 2007-2010 годы и в Плане действий Правительства Кыргызской Республики на 2007 год.
За первое полугодие 2007 года производство ВВП составило 49324,4 млн. сомов и увеличилось на 9,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» прирост ВВП составил 11,3 процента.
На рост ВВП в основном повлияли отрасли, оказывающие услуги (6,2 %), промышленность (0,5 %), сельское хозяйство (0,5 %) и строительство (0,7 %).
За январь-июнь 2007 года уровень инфляции составил 4,6 процента. При этом цены на продовольственные товары увеличились на 6,9 процента, непродовольственные – 2,9 процента, услуги – 1,6 процента. Стабильным оставался курс сома к доллару США.
В первом полугодии 2007 года освоено инвестиций в основной капитал на сумму 6389,8 млн. сомов, что на 43,3 процента больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. При этом наиболее приоритетными видами экономической деятельности являлись жилищное строительство, удельный вес которого в общем объеме освоенных инвестиций составил 32,5 процента, горнодобывающая промышленность – 18,5, транспорт и связь – 12,9, обрабатывающая промышленность – 10,4 и электроэнергетика – 9,9 процента.
За I квартал 2007 года поступило 87,3 млн. долларов США иностранных прямых инвестиций (без учета оттока), что выше уровня предыдущего года на 11,8 процента.
Наиболее привлекательными отраслями для инвесторов остаются обрабатывающая промышленность (удельный вес в общем объеме прямых инвестиций за 1 квартал 2007 года составил 20,8 %), горнодобывающая промышленность (35,5 %), финансовая деятельность (27,8 %).
В региональном разрезе наибольшая доля иностранных инвестиций приходится на город Бишкек (58,0 %), Чуйскую (15,4 %) и Таласскую (23,9 %) области.
В целях привлечения прямых частных инвестиций в экономику Кыргызстана в первом полугодии 2007 года приватизированы 24 государственных объекта, в том числе реализованы государственные пакеты акций 8 хозяйствующих субъектов. Продолжается работа по приватизации государственных пакетов акций стратегических объектов. Одобрена Концепция приватизации открытого акционерного общества «Айыл Банк», которая внесена на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики. Осуществлен комплекс мер по подготовке к приватизации государственного пакета акций открытого акционерного общества «Кыргызтелеком».
В банковской системе продолжали сохраняться положительные тенденции. С начала текущего года рост денежной базы составил 11,8 процента, объема денег в обращении – 12,9 процента, денежной массы – 8,4 процента.
Рост деловой активности хозяйствующих субъектов, повышение доходов населения, улучшение ситуации в банковской системе способствовали дальнейшему увеличению притока депозитов в коммерческие банки. С начала текущего года объем депозитов увеличился на 20,1 процента и составил 20,2 млрд. сомов. Это позволило увеличить объемы кредитования отраслей экономики. Кредитный портфель коммерческих банков увеличился на 62,5 процента и составил 18,4 млрд. сомов. При этом процентные ставки за январь-май 2007 года составили 22,68 процента, что на 3,01 процентных пункта ниже аналогичного периода прошлого года.
Объем внешнеторгового оборота (включая объемы внешней торговли физических лиц – «челноков») за январь-май текущего года увеличился на 55,1 процента по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и составил 1385,5 млн. долларов США. При этом экспорт вырос на 36 процентов и составил 409,6 млн. долларов США (без учета золота экспорт увеличился на 60,2 процента, составив 321,8 млн. долларов США), импорт – на 64,8 процента и 975,9 млн. долларов США соответственно.
В результате опережающего роста импорта над экспортом отрицательное сальдо торгового баланса составило 566,3 млн. долларов США и увеличилось на 94,5 процента, который лишь частично компенсируется возросшим притоком частных трансфертов.
За отчетный период в промышленности произведено продукции на сумму 26948,7 млн. сомов, с ростом производства 103,1 процента к соответствующему уровню прошлого года. Без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» рост промышленного производства составил 113,4 процента. В целом, практически всеми регионами республики, кроме Иссык-Кульской области, достигнуты положительные темпы промышленного производства.
Экономический рост способствовал увеличению доходов и улучшению жизненного уровня населения в целом. Номинальная среднемесячная заработная плата одного работника по республике (без учета малых предприятий) за январь-май 2007 года составила 3560 сомов и по сравнению с январем-маем 2006 года увеличилась на 31,4 процента. Реальный прирост среднемесячной заработной платы, исчисленный с учетом индекса потребительских цен, составил 25,6 процента. Наиболее значительный рост заработной платы в январе-мае 2007 года по сравнению с соответствующим периодом 2006 года, отмечался в сферах здравоохранения и предоставления социальных услуг (в 1,6 раза), образования и торговли (в 1,4 раза), транспорта и связи (на 34 %).
Наряду с достигнутыми в первом полугодии 2007 года показателями социально-экономического развития республики имеются серьезные проблемы в отраслях экономики, решение которых позволит значительно увеличить показатели социально-экономического развития Кыргызской Республики.
Так, снизились показатели в горнодобывающей промышленности (95,3 % к соответствующему периоду прошлого года) за счет уменьшения добычи сырой нефти (90,3 %) и природного газа (78,0 %).
Продолжает сохраняться сложной ситуация в угольной отрасли, обусловленная недостаточностью оборотных средств для модернизации горношахтного оборудования, трудностями в транспортировке угля, недостаточностью использования отечественного угля в энергетической отрасли, ограниченностью спроса углей мелких фракций из-за перевода теплоисточников в шахтерских городах и населенных пунктах на использование электроэнергии.
Также снизились показатели по выпуску водки (на 8,7 %), продукции металлургического производства (на 16 %), производству машин и оборудования (на 32,3%).
Увеличилось производство электроэнергии и экспортные поставки в Узбекистан и Казахстан на 9,6 процента по сравнению с первым полугодием прошлого года.
Вместе с тем, в энергетике продолжают сохраняться негативные тенденции к увеличению потерь и росту просроченной дебиторской и кредиторской задолженности. За отчетный период потери составили 40 процентов и увеличились на 2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За 1 квартал текущего года дебиторская и кредиторская задолженность возросла на 7,9 и 6,7 процента соответственно.
Отсутствует системный подход и среднесрочная стратегия по привлечению прямых инвестиций в экономику Кыргызстана. На протяжении многих лет в структуре прямых иностранных инвестиций преобладают кредиты и отсутствует лизинг.
В целях повышения конкурентоспособности кыргызских товаров проводится работа в рамках реформирования технического регулирования. Вместе с тем, из-за Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики и Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики нарушаются сроки реализации Программы разработки первоочередных технических регламентов на 2006-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 января 2006 года № 11.
Отсутствие общих технических регламентов «Безопасность транспортных средств» и «Безопасность транспортных процессов» может привести к ограничению въезда кыргызского грузопассажирского транспорта в зарубежные страны. Неприведение действующих обязательных требований в соответствие с требованиями Комиссии «Кодекс Алиментариус» и других международных стандартов не позволяет Кыргызстану в полной мере использовать преимущество от членства в ВТО, а также создает дополнительные барьеры по продвижению товаров на экспорт.
В бюджетной сфере остается ниже прожиточного минимума заработная плата в сферах образования, здравоохранения, в органах государственного управления на районном уровне. Низкая заработная плата работников бюджетной сферы сказывается на качестве предоставляемых государственных услуг.
Уровень общей безработицы за первое полугодие текущего года составил 11,5 процента, или вырос по сравнению с уровнем прошлого года на 1,5 процентных пункта. На 1 июля 2007 года общее количество безработных в республике составило 271,1 тыс. человек, или на 29 процентов больше уровня прошлого года. Число безработных, имеющих официальный статус безработного, составило 72,4 тыс. человек. В то же время по заявкам предприятий и организаций требуется 24,7 тыс. работников, причем преобладает спрос на рабочие специальности.
Правительство Кыргызской Республики в целом отмечает улучшение социально-экономической ситуации. Вместе с тем сохраняется ряд проблем, требующих оперативного решения во втором полугодии 2007 года.
Учитывая итоги развития экономики за первое полугодие 2007 года, а также в целях закрепления положительных тенденций социально-экономического развития республики и мобилизации имеющихся резервов для достижения целей, намеченных на 2007 год, Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, иным органам исполнительной власти, местным государственным администрациям, органам местного самоуправления Кыргызской Республики принять исчерпывающие меры по достижению экономического роста в 2007 году не менее 107 процентов.
2. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, иным органам исполнительной власти Кыргызской Республики в срок до 1 ноября 2007 года завершить подготовку и внести на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики следующие проекты законов Кыргызской Республики:
- «Об амнистии в энергетическом секторе»;
- «О развитии сельского хозяйства»;
- «О племенном деле в животноводстве»;
- «О жилищных сертификатах»;
- «О Центральном депозитарии»;
- «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» (вопросы «золотой акции»);
- «Об оценочной деятельности»;
- «О таможенном тарифе на 2008 год»;
- «О страховании жилья»;
- «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках».
3. Министерству экономического развития и торговли Кыргызской Республики:
- совместно с Министерством финансов Кыргызской Республики, Национальным банком Кыргызской Республики в срок до 1 сентября 2007 года внести в Правительство Кыргызской Республики проекты документов по созданию и функционированию Кыргызско-Казахстанского инвестиционного фонда;
- совместно с Министерством финансов Кыргызской Республики в срок до 1 ноября 2007 года внести на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики предложение по процедурам привлечения внешних займов с учетом приоритетности и экономической эффективности внешних заимствований, содержащее оценку завершенных и реализуемых проектов и программ;
- совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и Национальным банком Кыргызской Республики в срок до 1 декабря 2007 года разработать и внести в установленном порядке в Правительство Кыргызской Республики Государственную программу развития лизинга в Кыргызской Республике, проекты нормативных правовых актов по внесению соответствующих изменений в законодательство Кыргызской Республики;
- разработать в IV квартале 2007 года Среднесрочную стратегию привлечения прямых иностранных инвестиций и внести в установленном порядке в Правительство Кыргызской Республики;
- в срок до 1 января 2008 года разработать проект Концепции социально-экономического развития Кыргызской Республики до 2015 года и представить в Правительство Кыргызской Республики.
4. Министерству промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызской Республики:
- ужесточить контроль за попусками воды на Токтогульском водохранилище, обеспечить достаточный уровень водных ресурсов в целях бесперебойных поставок электроэнергии населению и предприятиям республики в осенне-зимний период 2007 года;
- до 1 октября 2007 года подготовить план действий по активизации работы отстающих отраслей промышленности и крупных предприятий и внести в Правительство Кыргызской Республики;
- совместно с Министерством иностранных дел Кыргызской Республики в III квартале 2007 года провести переговоры о возможностях проведения седьмого заседания Межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан;
- до 1 октября 2007 года разработать Программу развития угольной отрасли Кыргызской Республики на период до 2010 года и внести на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики;
- до 1 января 2008 года совместно с Министерством образования и науки Кыргызской Республики, Государственной патентной службой Кыргызской Республики и Национальной академией наук Кыргызской Республики разработать Стратегию индустриально-инновационного развития Кыргызской Республики до 2015 года;
- до 1 октября 2007 года совместно с Государственным комитетом Кыргызской Республики по управлению государственным имуществом разработать План мероприятий по реализации Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об особом статусе каскада Токтогульских ГЭС и Национальной высоковольтной линии электропередач», Закона Кыргызской Республики «О строительстве и эксплуатации Камбаратинских ГЭС-1 и 2», постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «О внесении изменений в пункты 1 и 2 третьего этапа и об утверждении четвертого этапа Программы разгосударствления и приватизации АО «Кыргызэнерго»;
- рассмотреть персональную ответственность руководителей распределительных компаний, вплоть до освобождения от занимаемой должности, в связи с неуклонным ростом потерь электроэнергии и достижении уровня 40 процентов.
5. Министерству транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики в срок до 1 сентября 2007 года направить в уполномоченный орган по техническому регулированию проекты общих технических регламентов «Безопасность транспортных средств» и «Безопасность транспортных процессов» для рассмотрения их в экспертных комиссиях.
6. Министерству сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики в срок до 1 декабря 2007 года создать Информационный центр и орган уведомления для предоставления ответов на вопросы заинтересованных стран-членов ВТО в соответствии с Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных норм ВТО и обеспечить работу Национального комитета «Кодекс Алиментариус» (международные стандарты на пищевые продукты).
7. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, иным органам исполнительной власти, местным государственным администрациям, органам местного самоуправления Кыргызской Республики:
- в срок до 1 декабря 2007 года внести на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики конкретные предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе государственных служащих, с учетом функционального анализа, оптимизации и повышения эффективности государственной службы;
- в срок до 1 сентября 2007 года направить проработанные инвестиционные проекты (с переводом на английский язык) в Министерство экономического развития и торговли Кыргызской Республики для подготовки и рассмотрения их на предстоящем бизнес-форуме «Кыргызстан-Россия», запланированном на начало сентября текущего года в рамках ЕврАзЭС, а также для Международного инвестиционного форума в рамках проекта «Инициатива Шелковый путь», проводимого 26-27 октября 2007 года в городе Бишкек.
8. Государственному комитету по налогам и сборам Кыргызской Республики совместно с Министерством промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызской Республики, Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики, Министерством экономического развития и торговли Кыргызской Республики в срок до 1 ноября 2007 года внести на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики предложения по стимулированию производства экспортоориентированной продукции.