05:33
USD 84.71
EUR 102.58
RUB 1.17
Официально

Сообщает пресс-служба президента КР: Президент подписал закон об уголовной ответственности за заведомо ложные публичные обвинения в совершении преступлений

17 мая 2014 года Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал Закон Кыргызской Республики «О  внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики».

Закон принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 16 апреля 2014 года и предусматривает, по примеру многих других государств (США, Германия, Бельгия, Австрия, Великобритания, Дания, Испания, Литва, Латвия, Норвегия, Польша, Швеция и другие) введение, в отдельных случаях, уголовной ответственности за распространение различными лицами недостоверной информации о совершении преступлений.

Законодательный орган страны посчитал правильным разделение понятия «клевета» от понятия «обвинение в совершении преступления». Поскольку распространение информации о совершении тем или иным лицом уголовно-наказуемого преступления влечет за собой совершенно иные последствия, нежели вследствие «распространения информации, порочащей честь и достоинство личности».

В частности, статья 329 УК Кыргызской Республики изложена в новой редакции. Юридическая терминология «заведомо ложный донос» заменена на терминологию «заведомо ложное сообщение о совершении преступления». Соответствующие коррективы внесены в часть 3 статьи 151 УПК Кыргызской Республики.

Данное изменение связано с тем, что в современных условиях правоохранительные органы обязаны в той или иной степени изучать факты, изложенные в любых публичных выступлениях граждан о совершении преступлений, а также в других сообщениях физических и юридических лиц о совершении преступлений. А это, в свою очередь, влечет за собой отвлечение соответствующих людских и материальных ресурсов правоохранительных органов.

Здесь уместно отметить, что  статья 329 УК Кыргызской Республики - “Атайылап  жалган билдирүү жасоо” при переводе на кыргызский язык остается без изменений.

Сложившаяся практика неподтверждения многих публичных обвинений тех или иных лиц в совершении преступлений приводит к недоверию в обществе к подобной информации, расхолаживанию государственных органов, призванных бороться с преступностью. Реализация указанного изменения должна способствовать в первую очередь, повышению ответственности правоохранительных органов за обеспечение правопорядка и, что не менее важно - повышению ответственности физических и юридических лиц за достоверность распространяемой ими информации.

Из этой же  статьи вполне обоснованно исключены некоторые альтернативные виды наказания такие как общественные работы, публичное извинение с возмещением ущерба, исправительные работы. Наличие в одной статье множество видов наказания  позволяет суду в схожих ситуациях назначать наказание по своему усмотрению. Такая возможность сама по себе коррупционна, следовательно - недопустима.

Вместе с тем стоит отметить, что изменение законодателем понятия «заведомо ложный донос» вызвало обеспокоенность отдельных общественных и международных организаций. При этом выражено мнение, что принятый Закон нарушает статьи Конституции. В частности, о гарантии прав каждого на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати, о запрете на уголовное преследование за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности.

Анализ положений принятого Закона показывает, что он принят с учетом опыта международного права, а внесенные поправки не ограничивают свободу слова и не устанавливают уголовную ответственность за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности. Не противоречат требованиям Конституции Кыргызской Республики.

Во-первых, любое сообщение о преступлении неизбежно отражается в устных или письменных заявлениях граждан, сообщениях должностных лиц, либо может быть опубликовано в СМИ. Поэтому сама по себе первичная информация о совершенном преступлении в уголовном  процессе, по сути, является ничем не иным как сообщением о преступлении.

Во-вторых, в Законе речь идет не просто о ложном сообщении, а о заведомо ложном сообщении о преступлении. При этом непременным условием уголовной ответственности за данное деяние является наличие преднамеренности в действиях лица.

Таким же непременным условием является установление объекта преступления. В этой связи непосредственным объектом данного преступления является нормальная и законная деятельность органов правосудия.

После нововведений, чтобы доказать наличие «заведомо ложного сообщения о преступлении» понадобятся точно такие же факты и процедуры как и для доказывания «заведомо ложного доноса», как это было ранее.

В целом, внесенные в закон изменения направлены на совершенствование законодательства по обеспечению правильной и законной деятельности правоохранительных органов и суда.

Бизнес