С первых дней независимости, когда Казахстан согласился избавиться от ядерного оружия и принять американскую помощь в реализации этой инициативы, зародилось многолетнее сотрудничество, которое служит краеугольным камнем для установления расширяющихся отношений между двумя государствами.
За пять лет с 11 сентября наши отношения стали теснее через казахское участие в международных коалициях, во главе с США, в войне с террором и казахской поддержкой действий в Афганистане и Ираке. Растущая роль Соединенных Штатов в оказании помощи казахским планам в становлении современных вооруженных сил для нужд национальной обороны, а также выполнения международных обязательств Казахстана укрепляют наши связи. США и Казахстан сотрудничают и на других фронтах, делясь информацией об угрозах, которые касаются обоих государств.
Важно, что эти отношения предполагает, что цели, которые преследуют Казахстан и США, разделяют и другие государства, и часто достигаются через участие обеих сторон в различных многосторонних связях. Но никто не может сказать, что отношения между США и Казахстаном - исключительно партнерство в области безопасности. Казахстан участвует в различных сферах проблемы безопасности, в которых США не играют никакой роли: Казахстан является участником договора о коллективной безопасности с Россией и другими государствами СНГ, а также членом Шанхайской организации сотрудничества, которая нацелена на безопасность прежде всего.
Изменяющаяся международная ситуация
Одним из положительных качеств этих отношений является то, что они поддаются изменениям, некоторые их них можно даже назвать гибкими. За прошедшие пятнадцать лет отношения США и Казахстана приспособились к изменяющимся обстоятельствам. Некоторые из них касаются глобальных изменений, особенно возрастающей угрозы со стороны международных террористических групп, имеющих религиозную основу, хотя в реальности большинство из них не имеет ничего общего с религией. Обстоятельства изменились для США, они изменились для Казахстана, и их легче вычленить, и они не так спорны. Если мы посмотрим на события за прошлые пять лет, то увидим следующее:
- Казахстан не стоит ни перед какими прямыми внешними угрозами. Делимитация границы успешно закончена или, по крайней мере, стала почти полностью контролируемой дипломатической проблемой.
- Казахстан сумел установить двухсторонние и многосторонние рабочие отношения со своими большими соседями – Россией и Китаем, которые могут пересекаться.
- Казахско-узбекские отношения улучшились, и Казахстан успешно избежал попыток заставить его вмешаться в политическую борьбу в Кыргызстане.
- Рост экономики Казахстана беспрецедентен. Он происходит за счет высоких цен на нефть, которые превысили всеобщие ожидания, а неожиданная прибыль привела к более быстрому росту Национального фонда.
- Это означает увеличение возможностей правительства для поддержки различных отраслей экономики, но еще не ясно, действительно ли казахстанские лидеры преуспеют в этом.
- Казахстанское правительство установило жесткий контроль и руководство над развитием национальных ресурсов. В то время, как правовая среда в этой сфере могла бы стать еще более прозрачной, есть причины ожидать более ясных и предсказуемых условий для иностранных и внутренних инвестиций. Правительство ясно дало понять, что хотело бы усилить роль рыночных механизмов (и в дальнейшем расширении компании «Казмунайгаз», и в развитии банка «Самрук» (Samruk), своего рода национального торгового банка, чтобы управлять правительственными пакетами в государственных компаниях).
- Преобразование политических институтов, переход от их советских или ранних постсоветских функций к институтам, которые являются полностью прозрачными и публично ответственными, проходит относительно медленно, по крайней мере, с точки зрения большинства европейских и американских деятелей и большинства казахской оппозиции. Но было явное продвижение вперед в центральных секторах, включая правовую систему и выборные технологии. В основном, надежды общества в этой области были оправданы, и, мы тоже надеемся, темп перемен увеличится так, чтобы они шли в ногу с ожиданиями общества (даже если они не отвечают зарубежным ожиданиям).
Теперь беспристрастно рассмотрим то, что изменилось для США за прошлые пять лет
- Угрозы безопасности США и американских граждан, живущих за границей, увеличились, тому свидетельство не только нападения 11 сентября, но также и количество заговоров, которые были раскрыты и с которыми ведется борьба.
- В то время как существовала сильная международная поддержка, почти полная, войны с террором, как это было в Афганистане, война в Ираке оказалась намного более спорной.
- Фактически, так как реконструкция постсаддамовского Ирака находится в неустойчивом состоянии, существует растущее международное беспокойство, даже среди некоторых из старых и новых союзников США, которые считают, что такой подход к смене режима, испробованного в Ираке, является, скорей всего, необдуманным.
- Точно так же сценарии посткоммунистических «цветных революций» кажутся менее реальными, чем примерно год назад, как в случае с новым «тандемом», пришедшим к власти на Украине, и рядом тревожных событий, свидетельствующих о том, что Кыргызстан столкнулся с недостатком профессионализма (если не с некомпетентностью) нового режима. Ясно, что свободные и справедливые выборы остаются непоколебимой американской целью, но официальная поддержка США праву «выходить на улицы с мирным протестом в случае недовольства», кажется, уменьшается.
- США стоят перед лицом двух международных кризисов, которые вслед за Ираком почти по определению, не могут быть решены односторонне, а это - растущий кризис после отказа Ирана позволить осмотр международным экспертам ядерных объектов или прекратить производить ядерную энергию.
Что это должно означать для американо-казахских отношений?
Так, если в 2002 или 2003 годах единственная в мире супердержава, возможно, чувствовала себя вынужденной и уполномоченной, чтобы взять на себя в одностороннем порядке и военное, и политическое и морального руководство, то в 2006 году такая стратегия больше не будет, мы надеемся, соответствовать реалиям.
Это не означает, что США не должны продолжать служить моделью для других государств. Они будут ею оставаться. После 225-летней истории демократического самоуправления, даже с ее различными недостатками, нет основания, чтобы просто на нее начихать. И, конечно, каждое государство должно быть принуждено к уважению прав человека.
Но США должны поместить национальную безопасность и американское понимание глобальной безопасности в основу принятия решений по внешней политике. И расширенное сотрудничество с Казахстаном оказывается в сфере американских интересов.
США и Казахстан – ценные, полезные друг другу союзники, и, вероятно, эти качества с каждым днем усиливаются, поскольку экономический потенциал Казахстана успешно реализовывается, как и, мы надеемся, его политический потенциал.
Понятия «стабильность» и «демократия» не являются синонимами, и первое не является приоритетным, эта двойственность есть опасное упрощение очень сложных интеллектуальных и институциональных процессов строительства государства. Но американские политики должны признать, что мало кто точно знает, как начать или поддерживать развитие демократических политических институтов в другой стране, даже не говоря о примерах их «имплантации» от одной страны другой. Если они ничего не знали об этом, как, например, о том, что случилось в Ираке, Ливане, Грузии, Украине и Кыргызстане (можно упомянуть еще дюжину других мест), то им следует выучить этот урок.
Это не означает, что США не должны более подхлестывать своих казахских друзей к переходу к полной правовой прозрачности, полностью свободным СМИ и политическим институтам, которые являются полностью подотчетными обществу. Но в то же самое время США должны выразить поддержку и признание достижениям Казахстана, в частности, помогая ему играть более значительную роль на международной арене. Например, в таких организациях, как ОБСЕ, ООН и даже в тех, что спонсируются Китаем и Россией, зная, что Казахстан сумеет отстоять свою политику, так как это в его собственных интересах и в интересах Соединенных Штатов.
http://www.asiainform.ru