Казахстан
Исторически казахские кочевники также были значительно меньше подвержены исламизации, нежели оседлые узбеки. Именно под влиянием последних, с юга на север, происходило распространение ислама среди казахов. Здесь также преобладали суфийские культы.
Традиционные различия в исламизации южного и северного Казахстана сохраняются до сих пор. Этому способствует этнический фактор: на юге сконцентрирована основная часть местной узбекской диаспоры, на севере, во многих районах, преобладает славянское население.
Наравне с Кыргызстаном, Казахстан долгое время демонстрировал наиболее лояльное отношение к исламским проповедникам, фондам и организациям с Ближнего Востока. Это позволило зарубежным исламистам создать круг сторонников среди местного, преимущественно, узбекского населения на юге страны.
С начала 2000-х годов, вследствие активизации исламистской пропаганды, требований Узбекистана и России, а также событий 11 сентября, казахские власти стали преследовать приверженцев радикального ислама. В ответ зарубежные представители джихадистского движения инициировали подготовку ряда показательных акций террора в целях устрашения. При содействии спецслужб других центральноазиатских республик, Азербайджана, России и Турции в 2004-2006 годах в Казахстане были обезврежены несколько крупных джихадистских групп, причастных к террористической деятельности как против узбекских, так и казахских властей.
Вместе с тем, с точки зрения арабских исламистов, в ближайшей перспективе активизация джихада в Казахстане не имеет смысла. Такие действия способны вызвать лишь негативную реакцию широких масс мусульманского населения. Во-первых, оно в подавляющем большинстве остается весьма далеким от «истинного ислама». Во-вторых, относительно высокий экономический уровень развития Казахстана не способствует активному росту исламистских настроений.
В-третьих, даже гонения на исламистов носят весьма мягкий характер, в сравнении с другими республиками региона. Это не позволяет интерпретировать религиозную ситуацию в стране как гонения властей против ислама.
В этих условиях первостепенная цель исламистов заключается в активизации агитационной деятельности, особенно за пределами узбекской общины, в первую очередь, среди казахов, не только в южных, но и остальных районах. Как и в других центральноазиатских республиках, выполнением этой задачи наиболее интенсивно занимаются члены местных ячеек «Хизб ут-Тахрира». Вместе с тем зарубежные представители джихадистского движения намерены по-прежнему использовать территорию Казахстана в своей деятельности против Узбекистана.
Таджикистан
В Таджикистане, как и в других регионах Центральной Азии, до российской колонизации ислам был представлен в первую очередь суфийскими братствами. С победой большевиков в Таджикистане против суфиев были организованы массовые репрессии. Однако в отличие от других республик местные суфийские братства в наибольшей степени сумели приспособиться к новым реалиям и во многом сохранить свое уникальное положение в таджикском обществе.
Впоследствии именно «живучесть» таджикского суфизма сыграла одну из ключевых ролей в политизации ислама в Таджикистане. Данный процесс начался в 1960-80 годах под воздействием двух факторов: активизации суфийских наставников в народной среде и возникновения групп, тяготевших к идеологии классического исламского фундаментализма. Проникновение этих идей в Таджикистан происходило под влиянием подпольных исламистских деятелей узбекской части Ферганской долины.
В 1978 году было образовано первое нелегальное объединение таджикских исламистов «Молодежная организация», придерживавшееся религиозно-политических концепций Ассоциации мусульманских братьев. В 1983 году в Таджикистане стало подпольно выходить первое издание чисто исламской ориентации «Хидоят». Параллельно, в конце 1970-х – начале 1980-х годов начался процесс консолидации различных исламских элементов. Во второй половине 1980-х годов к ним примкнули представители интеллигенции, придерживавшиеся происламских взглядов.
Одновременно на фоне общей либерализации в СССР происходила активизация исламских деятелей в республике. Как следствие в 1990 году образована Исламская партия возрождения Таджикистана (ИПВТ). В нее вошли представители всех местных исламских течений, но лидирующее положение заняли выходцы из среды суфийских братств. Это во многом определило более умеренный и национально-традиционалистский характер ИПВТ, что принципиально отличает ее от исламистских организаций, появившихся в Центральной Азии в более поздний период.
Впоследствии это позволило ИПВТ стать единственной в регионе легальной политической силой исламской ориентации. В ходе гражданской войны 1992-97 годов ИПВТ являлась главным компонентом антиправительственной оппозиции, но после заключения мирных соглашений, эта партия заняла одно из первых мест в политической жизни страны.
К концу 1990-х годов под воздействием активных связей Таджикистана со странами Ближнего Востока и деятельности сторонников исламской оппозиции Узбекистана в республике стали появляться радикальные исламистские организации. Лидирующее положение среди них занимает «Хизб ут-Тахрир». На начальном этапе радикальные исламисты действовали лишь на севере страны, главным образом в Согдийской области, среди местных узбеков. В 2003-2006 годах ситуация изменилась, они распространили свою активность на центральные и южные районы, в том числе на таджикское население.
Приверженцы классического исламского фундаментализма одинаково враждебно относятся как к светским властям и официальному духовенству, так и ИПВТ. Подобное отношение к этой партии мотивируется ее участием в легальной политической жизни, а также приверженностью многих ее активистов суфийской традиции.
В нынешних условиях радикальные исламисты стремятся укрепить свои позиции в различных районах республики, в частности в центральной и южной ее части. Большое значение уделяется выходу за пределы узбекской общины и агитации среди таджикского населения. Особым приоритетом является вербовка сторонников в рядах ведущих политических партий, правительственных ведомств, в частности в силовых структурах.
С точки зрения радикальных исламистов, нынешнее положение ИПВТ предоставляет уникальную возможность повысить собственное влияние в республике. Это продиктовано сменой руководства ИПВТ, вызванного кончиной ее руководителя Саида Абдулло Нури, и тяжелой болезнью одного из лидеров Мохаммадшарифа Химматзода, а также обострением противоречий между региональными группировками внутри партии.
Сложившаяся ситуация, по мнению радикальных исламистов, позволяет еще больше ослабить позиции ИПВТ, и перетянуть на свою сторону часть ее сторонников. Не меньшее внимание уделяется активизации пропагандистской кампании против этой партии. По убеждению зарубежных исламистов, следует акцентировать внимание на связях временного председателя ИПВТ Мухиддина Кабири с американцами, а также на росте прошиитских настроений среди части ее активистов.
Вместе с тем в свете запланированных на ноябрь президентских выборов в Таджикистане возможна активизация вооруженной деятельности радикальных исламистов. Подобные акции могут быть представлены в качестве выражения «народного протеста» против антидемократического характера предвыборной кампании и избирательного процесса. Следует также ожидать роста джихадистских проявлений в северо-западных областях Таджикистана. Во-первых эта территория рассматривается в качестве одного из региональных плацдармов в деятельности исламистов на узбекском направлении. Кроме того, джихадистские акции в данном районе способствуют общему обострению ситуации в Ферганской долине и сохранению напряженности между Ташкентом и Душанбе.
Кыргызстан
Как и у других в прошлом кочевых народов Центральной Азии, распространителями ислама среди киргизов были суфийские братства. Они сохраняли особое положение в киргизском обществе вплоть до первых десятилетий советской власти. В результате усилий коммунистического режима ислам в Киргизии приобрел преимущественно бытовой характер. Вместе с тем, как и в соседнем Казахстане, здесь традиционно сохранялись различия в исламизации между юго-западными областями и остальной частью республики. Этому способствует этнополитический фактор.
Юго-западная оконечность Кыргызстана прилегает к границе с Узбекистаном, и значительную часть местного населения составляют узбеки. Распространение ислама происходило здесь с территории современного Узбекистана. Местные узбеки более религиозные, чем киргизы, также способствовали исламизации своих соседей.
Северный регион во времена российской колонизации и советской власти стал местом массового расселения представителей славянских народов. Проживающие здесь киргизы, и до того были в меньшей степени подвержены влиянию ислама, нежели их южные соплеменники, со временем подверглись еще и значительной культурной ассимиляции со стороны славянских переселенцев.
Впервые сторонники исламского фундаментализма в Киргизии появились на юге в 1980-х годов, под влиянием узбекской части Ферганской долины. Они состояли из узбекских жителей сельских районов, окружающих города Ош и Джалал-Абад.
Дальнейшему распространению радикального ислама способствовало возрождение духовной жизни республики, начавшееся во второй половине 1980-х и усилившееся после обретения независимости в 1991 году. Особую роль сыграли проповедники, фонды и религиозные организации с Ближнего Востока, а также обучение киргизской молодежи в исламских центрах Пакистана, Саудовской Аравии и Турции.
Немалое значение имела также миграция на юг Кыргызстана сторонников исламской оппозиции Узбекистана. Все эти процессы, наравне с либеральным отношением властей к религиозным влияниям из-за рубежа и многочисленными социально-экономическими проблемами, привели к образованию на юге значительной прослойки населения сочувствующего исламистам.
С середины 1990-х годов здесь начинают действовать различные фундаменталистские организации, ближневосточного или узбекского происхождения. Как в Казахстане и Таджикистане, наибольшую активность в области пропаганды проявили представители «Хизб ут-Тахрира». Аналогично ситуации в двух указанных республиках, первоначально они ограничивались агитацией среди узбекских жителей юго-западных областей. Однако в последние годы «Хизб ут-Тахрир» распространила свою деятельность на киргизское население центральных и северных районов страны.
Смена власти в Кыргызстане, произошедшая в марте 2005 года, способствовала внутриполитической дестабилизации в республике, росту влияния организованной преступности, новому переделу собственности. Это вызвало еще большее обострение закоренелых социально-экономических проблем. Параллельно подверглись кадровым чисткам и реорганизациям специальные службы и правоохранительные органы, что заметно снизило их эффективность (которой они и так не особо отличались). Все это создало благоприятные условия для активизации радикальных исламистов, рассматривавших Кыргызстан как наиболее удобный плацдарм для деятельности на узбекском направлении.
В мае-июле 2006 года на юге республики произошло несколько вооруженных столкновений между исламистами и сотрудниками силовых структур. Под давлением и при содействии Узбекистана, киргизские власти начали широкомасштабную кампанию против сторонников радикального ислама. Она включает в себя массовые обыски в домах подозреваемых и аресты исламистов, мероприятия по выявлению сочувствующих им деятелей официального духовенства, а также подготовку мер по ужесточению контроля над деятельностью мечетей, независимых исламских проповедников и иностранных организаций. Особое возмущение религиозной части населения на юге республики вызвала гибель чрезвычайно популярного в этом регионе имама Мухаммадрафика Камалова. Он погиб 6 августа в ходе перестрелки сотрудников силовых структур с группой исламистов.
Возникшая ситуация создает благоприятные условия для развертывания боевых действий исламистов на юге республики. Идеальным поводом для этого служат обвинения Бишкека в гонениях на исламское духовенство и простых верующих, а также в сотрудничестве с «антиисламским» режимом Ташкента. Тем более, в Юго-Западном Кыргызстане давно существуют боевые группы Исламского движения Туркестана, большая часть которых подчиняется местному представителю этой организации Расулу Ахунову (статья вышла до того, как он был ликвидирован в Оше киргизскими спецслужбами. – Прим. ИА «24.kg»). Оказание им финансовой и военной помощи из-за рубежа (через Афганистан) значительно облегчает почти полное отсутствие контроля с киргизской стороны границы с Северо-Западным Таджикистаном. К тому же тамошнее население также состоит преимущественно из узбеков, немалая часть которых сочувствует исламистам.
На этом фоне во всей Центральной Азии наиболее перспективным для международного джихадистского движения является приложение усилий именно в Кыргызстане.
(Приводится в сокращении).