17:32
USD 87.45
EUR 98.46
RUB 1.09
Центральная Азия

«Азияинформ»: Инициатива HIPC для Кыргызстана: решение, от которого зависит судьба всей страны

Перед Кыргызстаном очередная дилемма: вступать в программу HIPC и через него погасить свои долги или нет. Ожидается, что последнее слово по этому судьбоносному вопросу скажут президент и правительство. Между тем, в кыргызском обществе продолжаются активные споры, на улицах столицы - демонстрации, а у СМИ нет отбоя от желающих прокомментировать возможные выгоды и угрозы от присоединения к инициативе HIPC.

 

Руководство КР выразило свою готовность в любой момент подписать договор о вступлении страны в программу «бедные страны с высоким уровнем задолженности» HIPC (heavily indebted poor countries) – инициативу Всемирного банка и Международного валютного фонда, в рамках которой республике удастся списать часть долгов. Парламентарии направили в адрес правительства постановление, подписанное 48 депутатами (около 65 процентов), в котором требуют от «Белого Дома» не принимать никаких решений, пока данный вопрос не будет обсужден на заседании Жогорку Кенеша КР.

 

Что же получит страна от сотрудничества с международными финансовыми институтами в рамках данной инициативы? Какие Pro и VS акции проводятся по HIPC? Что ждет страну: прогресс или коллапс…

 

Государственный внешний долг КР составляет около $2 миллиардов, если его не погашать, то спустя нескольких лет, молодое государство окажется в самой тупиковой ситуации, выбраться из которой будет очень сложно, или абсолютно невозможно.

 

Если же Кыргызстан вступит в программу HIPC, то по достижению точки завершения (ожидается, что республика достигнет ее к концу 2009 года) по процентам обслуживания внешнего долга списывается около $300 миллионов. При условии того, если страна выполнит все обязательства в рамках инициативы HIPC, то за ней пойдет следующая программа MDRI, где МВФ может списать $177 миллионов, а Всемирный банк $336 миллионов долга. Эту инициативу активно продвигает «хипиковая» тройка: премьер-министр КР Феликс Кулов, Министр экономики и финансов Акылбек Жапаров и глава Национального банка КР Марат Алапаев.

 

«Однако не все так идеально и гладко. Ожидать можно одно, а получить другое», - уверяют противники вступления страны в эту программу. По их словам, Кыргызстан потеряет многое, к примеру, своих кадров, энергосектор, горнодобывающую отрасль, свою независимость, возможно возрастание социальной напряженности и многое другое.

 

С тех пор, как весной 2006 года прозвучала мысль о присоединении Кыргызстана к этой программе, защитники и оппоненты проводят свои широкомасштабные кампании. Например, сотрудники Национального банка и Минэкономфина проводили серию семинаров для журналистов, студентов и преподавателей с целью изменения их восприятия по отношению к HIPC. Шла активная медиа-кампания…

 

Между тем, оппоненты делали свое дело. Вначале, проводили для «своих» семинары, рабочие встречи, обсуждали опыт стран, которые прошли HIPC, затем расписали свою стратегию реакции. И все шло к тому, чтобы заблокировать процесс переговоров официального Бишкека с МВФ и ВБ. Позже стали проводить массовые мирные акции протеста, демонстрации, митинги. Молодежь, которой свойственен радикализм, несколько раз закидала яйцами здание Национального Банка КР и Всемирного банка, сожгла чучело HIPC. Шла не менее активная кампания для привлечения все большего числа сторонников.

 

Сам президент выступает в качестве человека, которому еще не давали информацию, и в данное время он занимает нейтральную позицию, заявив о том, что «антинародные решения он не будет принимать». Это делается в целях не ввязывания в долгие суждения и споры вокруг присоединения Кыргызстана в программу HIPC.

 

Таким образом, кыргызское общество поделилось на три фронта: защитники, оппоненты и нейтралы. Первые два уже имеют свою аргументированную позицию. Наличие различных интерпретаций в обществе условий программы HIPC подтверждают наличие информационного вакуума среди основной части общества.

 

Ярые защитники идеи присоединения свою позицию они аргументируют многими вескими доводами:

 

1. Долги-то надо погашать. Правительство, хотя во власть приходило со своей программой развития, в данное время видит только HIPC, через которую можно погасить миллиардные долги Кыргызстана.

 

2. Мы лучше. Кыргызстан – не африканская страна, где данная программа имела свои проколы. Страна расположена в стратегическом месте, и в этой связи, есть огромный потенциал справиться с выполнением условий HIPC, и списать часть долгов.

 

3. Человеческое развитие впереди. Уровень человеческого развития республики по критериям Целей развития тысячелетия (ЦРЧ) выше всех других стран, сотрудничавших с донорами в рамках HIPC.

 

4. Инвестиционная привлекательность возрастет. В связи с тем, что в рамках HIPC долговое бремя Кыргызстана будет снижено и улучшатся фискальные показатели. Тогда и в Кыргызстане будут заинтересованы зарубежные инвесторы.

 

5. Самореформирования не будет, необходимо внешнее вмешательство. Никто, на сей момент не спорит, что стране нужны реформы: административные, кадровые, судебной системы, экономики; нужно снизить уровень коррупции, трайбализма, регионализма. И это, по мнению некоторых аналитиков, сделать помогут именно условия HIPC, соблюдать которых обязаны власти.

 

6. Факт доказывает факт. Кыргызстан бедная страна с высоким уровнем задолженности. Страной HIPC по макроэкономическим показателям эта республика является уже с 1999 года. И не надо отрицать то, что есть, и ставить рациональность выше гордости.

 

Аргументы «против»

 

Очень часто противников идеи вступления в HIPC критикуют за то, что они не имеют аргументированную позицию, и ставят гордость выше рациональности. Однако и эта сторона имеет довольно убедительную позицию. Так, по их словам:

 

1. Внешнее управление. Кыргызстаном будут «рулить» не кыргызстанцы. Может и такое случится, что страна попадется в зависимость от другого государства.

 

2. А дивиденда то нет, одни долги. Ни одно государство, вступившие в HIPC, в частности африканское, латиноамериканское, не извлекло никакой выгоды себе. Напротив, у них долги стали все нарастать и нарастать, в то время как их лишили приоритетных ресурсов, к примеру, золота, отдав их на приватизацию.

 

3. Ни одна программа доноров не была эффективной в КР.  Печальный факт о том, что государственные программы в Кыргызстане, часто провальные, финансировались именно Всемирным банком и МВФ. Это и PISAC, НССБ-1, НССБ-2, КОР, Манас-1, Манас-2, «Чистая вода». В результате этих нерезультативных программ, ныне страна не может выкарабкаться из долговой ямы.

 

4. Войдешь – не выйдешь. Если республика войдет в HIPC, то после, очень тяжело будет выйти из него, говорят противники программы. По их словам, в этом случае страна будет обречена, и это приведет к деградации и регрессу.

 

5. Разрастание социальной напряженности. В триггерах HIPC есть пункт, где предполагается сократить получателей единого ежемесячного пособия как минимум на 20 процентов. Кроме этого, предлагается повысить средневзвешенный тариф на электричество, по крайней мере, на 26,5 процента, по сравнению со средневзвешенным тарифом 2006 года. Это, по словам VS-активистов, приведет к социальной нестабильности, и возможно повторится учесть Грузии, в которой, керосиновая мафия развилась после электроэнергетического кризиса.

 

6. Имидж все. Поскольку Кыргызстан вступает в программу HIPC, он фактически объявляет о своей несостоятельности справиться со своей экономикой – «и какая речь может идти о привлечении зарубежных инвесторов», заявляют оппоненты HIPC.

 

7. Кыргызстан не такая уж безнадежная страна. По данным мировых экономических экспертов, КР, с ее огромным потенциалом, природными и человеческими ресурсами, относится к очень небольшому числу государств, у которых еще сохраняются возможности, чтобы стать в будущем развитой страной.

 

Позиция «нейтральная»

 

Вопреки вышеуказанных позиций есть такая точка зрения, как – «нейтральность». Эта позиция свойственна аналитикам, экспертам. Кроме них есть еще и президент КР, заявивший о том, что ему до сих пор не предоставили триггеры и большая масса народа, которые, как и глава государства не ведает что такое «HIPC» и с чем его едят. Возможно, она представляет HIPC вообще в другом ракурсе, в результате чего большая часть «народа» составляет критическую массу. Если их убедить, что HIPC – это «плохо» или «хорошо» всякими реальными/нереальными доводами, они пойдут вслед за любой толпой.

 

Для обывателя кажется так, будто тройка защитников, со своей командой, активно тащат Кыргызстан в программу HIPC, назло не информируя об этом своего шефа – Президента.

 

Триггеры опубликованные…

 

На днях были опубликованы промежуточные условия вступления КР в HIPC, согласованные правительством с ВБ и МВФ, состоящие из четырех пунктов: (1) Управления экономикой и стратегия развития страны, (2) Управление государственными финансами и государственное управление, (3) Социальный сектор, (4) Энергетическая и горнодобывающая отрасли, предпринимательство.

 

Социальный сектор направлен на реформу здравоохранения, образования, социальной защиты и пенсионной системы. Здесь предполагается в частности, усиление первичной медико-санитарной помощи путем оснащения не менее 40 процентов Фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) базовым медицинским оборудованием и обучением его персонала; разработка и начало реализации программы поддержки детей, принадлежащих к социально незащищенным слоям населения; сокращение числа получателей Единого ежемесячного пособия (ЕЕП), по крайней мере, на 20 процентов, путем применения пересмотренной методологии расчета ЕЕП, и использовать освободившиеся ресурсы для увеличения пособий для оставшихся получателей; разработка стратегии пенсионной реформы, соответствующей долгосрочной фискальной устойчивости.

 

Самый болезненный пункт для незащищенных слоев населения, в целом для всего Кыргызстана - энергетическая и горнодобывающая отрасли, предпринимательство. Здесь предусматривается повышение средневзвешенного тарифа на электричество, по крайней мере, на 26,5 процента, по сравнению со средневзвешенным тарифом 2006 года. Понизить средний уровень потерь за любое полугодие до уровня ниже 30 процентов и продолжать снижение в соответствии с ССТП. Достичь доли денежных средств не ниже 8 процентов от общего выставленного счета. А также, проведение ревизии существующего законодательства в горнодобывающей отрасли и устранить противоречия с другими законодательными актами для усиления права собственности путем эффективной и прозрачной системы лицензирования.

 

Триггеры под критикой, «усиление первичной медико-санитарной помощи путем оснащения не менее 40 процентов ФАП», пишется в условиях. Однако противники HIPC вспоминают печальный факт того, что фельдшерско-акушерские пункты в Кыргызстане были ликвидированы, именно в рамках известных программ по здравоохранению «Манас-1» и «Манас-2», финансируемых Всемирным банком, который ныне хочет обратного восстановления, но теперь за счет самого государства.

 

«Повышение средневзвешенный тариф на электричество, по крайней мере, на 26,5 процента», негативно отразится в жизни незащищенных слоев населения, которые из-за нехватки денег могут лишиться электричества. Тогда и будет социальная напряженность, и может произойти всякое.

 

Остается только ждать

 

Если Кыргызстан согласится на все условия и подпишет договор о вступлении в течение этой недели, иначе будет поздно, то пока соберут все необходимые документы, срок окончательного принятия страны в программу будет где-то в марте 2007 года. После этого начнется промежуточный этап, длящийся около 2 лет.

 

Тем не менее, стоит отметить, что правительство Кыргызстана, за 14 лет сотрудничества с МВФ 11 раз нарушало договоренности. Нет гарантий того, что условия будут выполнены, и Кыргызстану обязательно спишут долги.

 

Еще больше болезненный вопрос – когда погасят долги, нет гарантий того, что история не повторится вновь и чиновники снова наберут долгов.

 

Между тем, не исследуя триггеры HIPC, правительство намерено вступить в эту пресловутую программу. А гражданское общество, чей голос не слышат на седьмом этаже «Белого Дома», настаивает на том, чтобы не входили в эту программу, или, по крайней мере, создать группу анализа и оценки триггеров, чтобы не наткнуться на динозавра.

 

http://www.asiainform.ru/rusdoc/11736.htm

Бизнес