19:12
USD 84.65
EUR 101.01
RUB 1.16
Центральная Азия

«Фергана.Ру»: Загадки вокруг Основного закона. Или почему Конституция Киргизии написана не на государственном языке

То, как принимали в Жогорку Кенеше новую редакцию Основного закона Киргизии, вся страна видела по телевидению. Возможно, тогда многие и не подозревали, что текст Конституции был написан не на государственном, киргизском языке, а на русском.

 

Ответственные работники не могут внятно ответить, почему так получилось. Кажется, этот вопрос ставит их в неловкое положение. Почему же все-таки текст Конституции написан не на государственном языке, на чем настаивали и власти, и оппозиция? И почему он до сих пор не обнародован? Чтобы ответить на этот вопрос, мы попытались проанализировать ход конституционной реформы с самого ее начала.

 

Вопрос языка политиков волнует меньше всего

 

События 24 марта 2005 года, в результате которых экс-президент Аскар Акаев бежал из страны, были совершены, по сути, усилиями киргизской политической элиты, требовавшей проведения конституционных реформ. Новоизбранный парламент страны образовал Конституционное совещание, которое подготовило проект новой редакции Основного закона. Опубликованный 17 июня 2006 года текст его проекта был написан на государственном языке. Однако то ли он не понравился президенту и его окружению, то ли по другой причине, но Конституционное совещание возглавил сам президент Курманбек Бакиев. Состав самого совещания менялся несколько раз, и в итоге количество его членов превысило 350 человек. Однако поставленная задача – написание нормального проекта Конституции - так и не была выполнена.

 

В результате нарастания недовольства населения была создана комиссия во главе с бывшим генпрокурором, депутатом парламента Азимбеком Бекназаровым. Комиссия разработала на государственном языке три варианта и предложила на суд парламентариев, руководства Киргизии и избирателей, что помогло снять напряжение в стране. В предложенных вариантах были представлены три вида формы правления в стране – президентская, парламентская и президентско-парламентская. К этому времени свои варианты проекта Конституции предложили и политические партии, а премьер-министр Феликс Кулов создал свой «сбалансированный» проект. Президент Бакиев несколько раз отмечал, что появилось уже более двадцати вариантов проекта Основного закона Киргизии.

 

Вся эта история с принятием главного документа суверенной страны породила массу вопросов, ответы на которые, скорее всего, в ближайшее время не ожидаются. Но все же, почему, несмотря на все старания такого числа людей, поспешно приняли новую редакцию Конституции, которая, по словам спикера парламента Марата Султанова, имела «достаточно шероховатостей»? Почему она была написана на русском языке и в ее тексте допущены ошибки, есть повторения и пункты, взаимоисключающие друг друга? Почему, если часть полномочий президента передана премьер-министру, в Конституцию не включена отдельная статья, посвященная полномочиям главы правительства?

 

Сравнительный анализ хода событий показывает, что после того, как депутаты парламента проигнорировали проект Конституции, внесенный президентом страны 6 ноября, ситуация в столице Киргизии накалилась. С легкой руки спикера парламента Марата Султанова и некоторых политиков немедленно была создана согласительная комиссия по разработке компромиссного варианта проекта основного закона. В нее вошли четыре депутата Жогорку Кенеша и столько же представителей президента. Эта комиссия за сутки подготовила текст новой редакции, подписала его, добилась подписи президента и представила на рассмотрение парламента страны.

 

Парламент принял документ молниеносно. Но почему? Внешне это выглядит так, как это представляют те, кто анализировал ситуацию поверхностно. То есть «политическая ситуация была сложная, не было гарантии улучшения ситуации в случае непринятия Конституции. Президент и парламент поступили правильно, приняв ее. А недостатки в тексте можно будет исправить со временем» и так далее. Однако те, кто анализировал ситуацию изнутри, кто заметил психологические изменения в поведении отдельных депутатов и ранее не замечавшуюся «активность» спикера парламента Марата Султанова, делают другие выводы. Есть предположения, что Конституция принята поспешно не только под натиском митингующей толпы, но и в силу определенных факторов, которые пока известны только участникам «операции» по принятию главного документа страны.

 

Спикер Марат Султанов всячески старался, чтобы проект документа, разработанный согласительной комиссией, был принят парламентом. Его старания поддерживал госсекретарь Адахан Мадумаров, который использовал очередной «ход конем» из запаса своих политических игр. Председатель комитета парламента Исхак Масалиев также попытался ускорить этот процесс, будто зная о существовании какого-то тайного соглашения между участниками этого процесса. Депутаты, поддерживающие Движение «За реформы!», поддержали и ход событий. Используя все это, спикер Марат Султанов довел дело до конца.

 

Ликовали все. Сторонники оппозиции и сторонники президента даже поздравляли друг друга. Недовольным происходящим остался лишь один активный участник этого сложного процесса - депутат парламента, член согласительной комиссии Камчыбек Ташиев. Вся страна неоднократно смотрела по телевидению сюжет о принятии Конституции, где депутат на русском языке кричал «Позор! Позор!» под Гимн Киргизии, прозвучавший сразу после принятия новой редакции Конституции.

 

Чем был недоволен депутат Камчыбек Ташиев?

 

Дальнейшее поведение Ташиева также не перестает удивлять тех, кто следит за ним, в том числе – и его избирателей. В интервью газете «Общественный рейтинг» от 16 ноября 2006 года он сказал: «Я хочу официально заявить о том, что больше никогда не буду выставлять свою кандидатуру на депутатство. Сейчас я думаю о роспуске парламента. Если этот состав останется на три с половиной года во главе с Маратом Султановым, мы откатимся на несколько десятилетий назад. На нашем месте должны быть достойные люди, которые не будут подпевать власти или оппозиции».

 

Из подобных выступлений Ташиева складывается впечатление, что члены согласительной комиссии, в работе которой он участвовал вместе со спикером парламента Маратом Султановым, в чем-то обделили его. Чем же можно объяснить поведение депутата, который в течение всей процедуры согласования текста Конституции со всем соглашался, а в момент принятия документа в парламенте стал его бойкотировать? Это пока остается загадкой.

 

На такие же мысли наводят и изменения в поведении спикера Марата Султанова после принятия Конституции. 24 ноября 2006 года Киргизия стала свидетелем конфликта в стенах ЖК, который чуть не перерос в драку между депутатами: Марат Султанов вслед за депутатом Акматбеком Келдибековым набросился на оппозиционера Омурбека Текебаева. Затем, в тот же день, сообщило «ИА 24.kg», спикер похвастался: «В парламенте Кыргызстана ни у кого на меня не хватит силы».

 

Имея в виду несостоявшуюся драку в парламенте и как бы отвечая на это высказывание своего недавнего «единомышленника» - спикера, в интервью изданию «Белый пароход» от 27 ноября 2006 года депутат Камчыбек Ташиев сказал: «Люди применяют силу, когда у них не хватает доводов и слов отстоять свою правоту. Силу надо демонстрировать на спортивных аренах, на улице, при встрече с хулиганами. Но в парламенте культурные, образованные люди должны до конца стараться доказывать свою правоту законными методами».

 

К чему все это?

 

Все это создает впечатление, что в основе всех этих выяснений отношений, недовольства Ташиева лежат не только политическая, но и «экономическая» подоплеки. Не отсюда ли идут обвинения в «низком уровне политического сознания», «защите узких интересов», которые бросают депутатам парламента различные эксперты или политтехнологи, осведомленные о внутренних интригах в Жогорку Кенеше?

 

Нельзя сказать, что депутаты, будучи образованными юристами, не видели в тексте новой редакции Конституции недостатки, в том числе повторения, стилистические ошибки. Видели. Но регламент работы парламента не давал им делать свои предложения по изменению текста. Если бы депутаты выступили против принятия предложенного варианта, повторное рассмотрение вопроса, согласно регламенту, было бы возможно только через год, чего в те дни просто не могли допустить. Обострение ситуации на главной площади столицы, близорукость отдельных политиков, готовых идти на любые поступки, чтобы угодить властям, заставили задуматься депутатов. Поэтому, осознавая, что принятие этого варианта Основного закона будет серьезным шагом на пути к парламентской стране, нанесет ощутимый удар авторитаризму, олигархии и коррупции, они и не пошли против принятия этого проекта.

 

Позиция лидеров оппозиции и депутатов Жогорку Кенеша на сессии была одобрена большинством населения страны. Вот по таким объективным и субъективным причинам новая редакция Конституции, которая была написана не на государственном языке и имела недостатки, была принята с такой скоростью – за две минуты - и подписана главой государства.

 

Как обеспечить жизнеспособность Основного закона?

 

Основной закон вступил в силу с момента его подписания. Но работает ли он сейчас? На этот вопрос любой гражданин Киргизии ответит отрицательно. «Нет, все идет по старому», - заявит он.

 

Польза новой редакции Конституции для народа страны бесспорна, это может сказать любой образованный человек, ознакомившийся с его текстом и имевший возможность сравнить со старой Конституцией. А что надо сделать, чтобы Основной закон страны заработал? Этот вопрос сейчас волнует всех, хотя его решение зависит теперь не от простого народа, за него теперь ответственны президент, Жогорку Кенеш и премьер-министр страны, перед которыми стоят конкретные задачи по реализации требований новой Конституции.

 

В первую очередь, парламенту предстоит привести в соответствие с новым Основным законом все конституционные законы и другие нормативно-правовые акты. Для этого, по словам спикера Марата Султанова, необходимо внести изменения в 46 законов. Кроме того, парламент должен осуществлять свои полномочия в строгом соответствии с нормой Основного закона страны, что должно стать примером для подражания для остальных ветвей власти, в том числе на местах.

 

Во-вторых, правительство страны в срочном порядке должно разработать и заручиться поддержкой парламента по структуре правительства, утвердить его состав в Жогорку Кенеше и представить президенту страны. Новому составу кабинета министров предстоит разработать программу социально-экономического развития республики, утвердить ее в парламенте и мобилизовать население на ее реализацию.

 

В-третьих, в соответствии с требованиями новой Конституции президент страны должен упразднить свою администрацию и сформировать вместо нее аппарат. В связи с тем, что определенные полномочия президента перешли к главе правительства, глава государства должен лично и официально передать эти полномочия премьер-министру. Этим он не умалит себя, наоборот, поднимет свой авторитет. В то же время этот шаг станет сильным толчком к тому, чтобы новая редакция Конституции реально заработала.

 

http://www.ferghana.ru/article.php?id=4758

Бизнес