13:46
USD 87.45
EUR 97.93
RUB 1.09
Центральная Азия

KM.ru: С кем вы, «евразиец» Назарбаев - с Западом или Россией?

Пышный прием казахского президента Назарбаева в Европе, лишь немного отделенный по времени от саммита СНГ в Минске, где обсуждался вопрос о реформировании Содружества, заставил еще раз внимательно задуматься, какие же геополитические приоритеты реализует казахстанское руководство. Куда все-таки ориентируется Нурсултан Назарбаев - на сотрудничество с Россией и странами СНГ или же все-таки на Запад?

 

Йоханнес Линн, старший научный сотрудник американского Brookings Institute, опубликовал в газете «Коммерсантъ» за 24 ноября статью «Либеральное евразийство», в которой призывает Россию стать лидером евразийской интеграции, при этом, однако, полностью отбросив прежние «имперские» иллюзии и амбиции, оставшиеся с советских времен. Приятно, конечно, осознавать, что и до США, наконец, начинает доходить понимание необходимости евразийской интеграции, однако все же возникают и некоторые вопросы. Как сообщает казахстанское агентство «Хабар», тот же самый Линн полагает, что и Казахстан также может сыграть роль «лидера региональной интеграции» и уже стал им в Среднеазиатском регионе.

 

Хотя американская неправительственная исследовательская организация Brookings Institution, близкая к Всемирному банку, считается левоцентристской организацией, не замеченной в особых симпатиях к «Большой восьмерке», американской гегемонии а-ля Джордж Буш и либерально-корпоративной модели глобализации, все же она определенным образом отражает точку зрения Вашингтона на те пути, которыми должен развиваться регион. Характерно, что, расхваливая казахские экономические реформы и степень «открытости» страны, Линн призывает Казахстан ориентироваться сразу в трех направлениях: на Россию, Европу и Китай.

 

И все же, какой именно вектор в настоящее время предпочитает Нурсултан Назарбаев?

 

Дороги в обход России

 

В последнее время Казахстан все более активно включается в проекты Запада по строительству транспортных магистралей, ведущих в обход России. Характерно, что новые проекты прокладки «шелкового пути», предлагаемые Западом, огибают территории стран, которые США по тем или иным причинам считают «неблагонадежными». В числе таковых рассматриваются такие государства, как Россия, Иран, Армения, а с недавнего времени и Узбекистан.

 

Стоит напомнить, что еще в 2005 году американская администрация рассматривала именно Узбекистан как наиболее подходящего кандидата на «регионального лидера», проводника политики Вашингтона и надежного союзника администрации Буша в этом регионе. Однако все переменилось после кровавого подавления мятежа в Андижане в мае 2005 года. У Белого дома как будто «открылись глаза» на то, что узбекский режим является крайне авторитарным, в стране не соблюдаются элементарные права человека, отсутствуют как таковые легальная оппозиция и СМИ. После того, как США попытались давить на Ташкент с целью либерализации тамошнего режима, реакция была жесткой: американцев попросили освободить военные базы на территории страны и не вмешиваться во внутренние дела суверенного государства. Все контакты между Вашингтоном и Ташкентом были заморожены. США прекратили оказание военно-технической и финансовой помощи Узбекистану.

 

После этого взгляды «цивилизованного мира» обратились на Казахстан. Западные государственные деятели и СМИ вдруг обнаружили, что он серьезно продвинулся по пути либеральных экономических реформ, что уровень жизни в стране растет, а казахские компании и месторождения сырья представляют значительный интерес для иностранных инвесторов. Казахскому руководству начали выдавать щедрые авансы и похвалы, не слишком смущаясь тем фактом, что режим Назарбаева недалеко ушел от авторитаризма Ислама Каримова.

 

В то же время начали активно продвигаться проекты по прокладке новых трубопроводов и транспортных коридоров с участием Казахстана и в обход России. Обнаружилось новое существенное обстоятельство – через Казахстан можно достигнуть прямого сообщения с Китаем, минуя территорию РФ. Безусловно, столь богатая сырьевыми ресурсами и геополитически привлекательная страна стала главным в регионе кандидатом на стратегическое партнерство с Западом, в первую очередь с США.

 

В настоящее время полным ходом реализуется проект строительства южно-кавказской железнодорожной магистрали по маршруту Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) - Тбилиси - Баку. Как заявил заместитель министра транспорта Азербайджана Муса Панахов, в настоящее время этот проект находится на стадии реализации, поэтому «говорить о его экономической целесообразности и оказывать внешнее вмешательство - прошедший этап». Проект включает строительство новых железнодорожных веток и восстановление старых, пришедших в негодность после распада СССР. Особенностью данной железнодорожной магистрали является то, что строится она в обход уже существующей ветки Карс (Турция) - Гюмри (Армения) - Тбилиси – Баку, то есть минуя территорию Армении, главного союзника России в Закавказье. Казахстанская сторона взяла на себя обязательство поставлять по этому коридору не менее 10 миллионов тонн грузов в год.

 

В свою очередь, Казахстан принял амбициозную программу по развитию собственной железнодорожной сети. Как и следовало ожидать, основными направлениями для этого стали пути, ведущие от Китая к Каспию.

 

Как сообщается, в 2007 году начнется строительство трансказахстанской железной дороги, точнее, ее западного участка, ведущего к Каспийскому морю, длиной почти в тысячу километров  - Жезказган – Саксаульская - Бейнеу. По планам, строительство этой ветки должно закончиться в 2010 году. Но это всего лишь примерно третья часть трансказахстанской магистрали, общая протяженность которой составляет более трех тысяч километров. В 2007 же году начнется прокладка восточной части магистрали от китайской границы (станция Алашанькоу, куда китайцы уже протянули ветку) до станции Актогай (200 километров). Затем трасса пройдет в центральный Казахстан на Жезказган.

 

Правительство Казахстана запланировало сдать в эксплуатацию трансказахстанскую железнодорожную магистраль в 2012 году. Она будет построена по европейскому, а не российскому стандарту. Казахстан рассчитывает получить огромную выгоду от транзитных перевозок грузов между Китаем и Европой. По расчетам, уже через три года после сдачи магистрали в эксплуатацию доход должен составить около $235 миллионов. В этом случае Казахстан перехватит у России почти все выгоды от транзитного сообщения между Китаем и Европой.

 

Точно такая же ситуация сложилась в Казахстане и с трубопроводами. Полным ходом идет строительство нефтепровода Атасу - Алашанькоу, ведущего в Китай, в завершающей стадии находится строительство газопроводов в том же направлении. Одновременно Казахстан проявляет особый интерес к Транскаспийскому газопроводу, ведущему в Азербайджан, и далее через Грузию в Турцию. Планы прокладки газопровода по дну Каспийского моря активно лоббируют Евросоюз и США, чтобы подключиться через Южно-Кавказский газопровод к запасам углеводородов Средней Азии. Очевидно, что эта «труба» вступит в прямую конкуренцию с российским «Голубым потоком», который по дну Черного моря также ведет в Турцию, но загружен не на полную мощность. Спрашивается, зачем туркам еще один мощный газопровод? Очевидно, лишь для того, чтобы избавиться от российского газа и лишить РФ транзитных возможностей по перекачке среднеазиатского «голубого топлива».

 

Многовекторность или неразборчивость?

 

Казахстанский лидер неоднократно заявлял о своей приверженности идеям евроазиатской интеграции. Но суть этой доктрины заключается в идее объединения континентальных народов Евразии для отпора атлантическим державам, то есть Западу. Назарбаев же явно не собирается этого делать. Его политика больше похожа на действия некоего флюгера. Под видом многовекторности и прагматизма подносится политическая неразборчивость и оппортунизм: Казахстан, по сути, готов «дружить» со всеми, кто предлагает экономическую выгоду и не препятствует «клану Назарбаева» быть полновластным хозяином страны. Поскольку в настоящее время Запад делает Казахстану все более и более заманчивые предложения, то, соответственно, руководство республики все более ориентируется в этом направлении. Назарбаев много говорит о дружбе между Россией и Казахстаном, однако, на практике все больше оттирает РФ в экономическом отношении, и все больше ориентируется на Запад в политическом.

 

В последнее время Казахстан становится все более опасным конкурентом России в сфере поставок энергоносителей, транзита и прокладки транспортных магистралей из Китая в Европу. Учитывая все более явные реверансы Запада в адрес Назарбаева и ответные реверансы в адрес Запада, можно предположить, что именно это направление, а не строительство евразийского сообщества, становится для Казахстана наиболее приоритетным. Не исключено, что вскоре он станет геополитическим плацдармом, направленным против России, и превратится в самую большую головную боль для Кремля.

 

В то же время русские, которые составляют треть жителей Казахстана и вносят особый вклад в его экономический рост, по-прежнему продолжают считаться гражданами «второго сорта». В стране ущемляются их права говорить и обучаться на родном языке. Близорукая политика советского руководства, прежде всего, Н.Хрущева, в вопросе проведения границы между РСФСР и Казахской ССР, привела к тому, что современная Россия не только лишилась значительных территорий, но и потеряла большое количество наших соотечественников. Русские превратились в разделенный народ, нередко испытывая притеснения со стороны местных националистов.

 

Необходимо добиваться прекращения этнической дискриминации, а также того, чтобы голос наших соотечественников учитывался при определении внешнеполитических приоритетов Казахстана и препятствовал превращению этой страны в плацдарм для подрыва позиций России в регионе. А это вряд ли возможно, пока Россия будет закрывать глаза на крайне авторитарные методы правления Назарбаева, подавление оппозиции и перспективы превращения этой страны в наследственный «нурсултанат».

 

В то же время нашим российским чиновникам надо брать пример у Казахстана в деле планирования и реализации стратегических проектов, особенно в развитии собственной транспортной инфраструктуры. В нашей стране, как писал классик, существует две главные проблемы – дураки и дороги. В настоящее время у нас есть уникальная возможность решить хотя бы одну из них. Огромные деньги Стабфонда, полученные от высоких цен на нефть, лежат мертвым грузом в западных банках, в то время как Казахстан берет там же кредиты на масштабное строительство дорог и трубопроводов. У России же до сих пор есть регионы, почти полностью отрезанные от «большой земли», да и в сравнительно развитых регионах транспортная инфраструктура находится в жалком состоянии. Если ситуация принципиальным образом не изменится, то Казахстан в скором будущем станет подлинным транспортным «сердцем» Евразии, а Россия останется на ее задворках. Ведь без развитой инфраструктуры не только невозможно привлечь транзитные потоки азиатских грузов, но и обеспечить собственный устойчивый экономический рост.

 

http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=237E49861BC041E6A5FAA4725A5C5B52

Бизнес