(Продолжение)
Очарование Центральной Азии
Есть много политических рисков для бизнеса в Центральной Азии. Как было сказано, права собственности, прозрачность и правоприменительная деятельность находятся еще в стадии развития во всех странах региона. Коррупция носит характер эпидемии, как и нарушения прав человека. Ни одна из этих проблем не является препятствием для российских или китайских инвестиций, но создает трудности для конкуренции со стороны западных компаний, которые ищут гарантии для своих вложений. Кроме того, Россия прилагает все усилия, чтобы поставить преграду для западных инвестиций в регион, который являлся ее бывшей сферой влияния.
Нынешнее положение с проблемой безопасности, особенно если говорить об исламском терроризме и радикализме (Исламское Движение Туркестана, «Хизб ут-Тахрир», «Акромия», другие организации), является одной из самых главных проблем для всех правительств ЦА и серьезной угрозой для потенциальных инвесторов и уязвимой инфраструктуры энергетики.
Несмотря на эту политическую уязвимость, инвесторы и правительства в США, Великобритании, Франции, Италии, России, Китае и на Ближнем Востоке все еще с нетерпением ожидают возможности предъявить права на ресурсы углеводородов Центральной Азии. Одной из основных причин привлекательности нефти и газа ЦА является то, что существуют месторождения, которые все еще требуют исследований и подготовки к эксплуатации. Национальные правительства рассчитывают на иностранных инвесторов, чтобы получить капитал для таких дорогостоящих проектов.
Геополитический фактор является еще одним ключевым моментом для беспокойства, поскольку регион продолжает оставаться весьма важным стратегическим районом, особенно для США, России, Китая, Ирана и Индии. Отсутствие политической стабильности в других главных нефтегазодобывающих регионах планеты - на Ближнем Востоке, в Венесуэле и Нигерии - и усиление экономического национализма в России подталкивают заинтересованные страны к тому, чтобы потребовать своей доли центрально-азиатских ресурсов.
Доминирование Газпрома
России доступ к центрально-азиатскому природному газу (особенно туркменскому) необходим для ее доминирования на европейском рынке, прежде всего из-за проблем, как внутри, так и за пределами России, так как активов «Газпрома» не достаточно для выполнения всех экспортных контрактов. Сейчас создается ощущение, что его обязательства по природному газу не могут быть выполнены только за счет российской добычи, и в будущем, включая контракт по поставкам в Китай 80 миллиардов кубометров «голубого топлива», России понадобится большая часть добычи Узбекистана и Туркмении. Как говорилось выше, это может быть особенно проблематичным в свете недавнего контракта Туркмении с Китаем, который, по-видимому, пообещал поставить газа в два раза больше того, что может.
Недавнее исследование российской газовой промышленности дает следующие цифры: она будет добывать ежегодно 665 миллиардов кубометров, внутренний спрос составит примерно 479 миллиардов кубов, экспорт в Европейский Союз - приблизительно 161 миллиард, экспорт в страны СНГ составит 80 миллиардов, а в Азию запланирован в районе 24 миллиардов кубов. Чтобы выполнить свои экспортные обязательства, Россия должна импортировать 79 миллиардов кубометров газа из Центральной Азии. Поэтому у РФ есть стимул поддерживать тесные политические и торговые связи с Казахстаном, Туркменией и Узбекистаном в ближайшем будущем.
Однако Казахстан был и, вероятно, останется открытым для инвесторов, в то же время Туркмения уже начала увеличивать цену на газ. Так как экспортные возможности центрально-азиатских государств расширяются, и вдобавок повышаются цены, то и направления поставок могут измениться в сторону других стран-потребителей, которые не будут предлагать столь низкие цены, как Россия. В 2005 году Россия платила $44 за тысячу кубов туркменского газа, в пять раз ниже европейских рыночных цен, которые колебались в районе $220-250.
Политика и роль США в Центральной Азии: Энергетика и не только
США вряд ли станут единственной доминирующей силой в Центральной Азии: нет никаких предпосылок к тому, что это произойдет. Реальные цели - энергетическая безопасность, близость к главному театру войны с терроризмом (Афганистану и Пакистану), борьба с торговлей наркотиками, оружием и технологиями производства оружия массового поражения, поощрение прозрачности социально-экономического развития - требуют твердых обязательств. Это имеет особое значение, поскольку США сосредотачивают свои ресурсы и внимание в другом месте, прежде всего на Ближнем Востоке.
Стратегическое расположение региона и активная глобальная конкуренция за его запасы энергоресурсов будут, до некоторой степени, удерживать здесь США. Американские возможности стеснены натянутыми отношениями с центрально-азиатскими режимами, авторитарные тенденции которых не волнуют никоим образом Россию, Китай, Иран и даже Индию.
Даже если бы США имели возможность ограничить присутствие других «больших» стран в регионе, то это было бы неразумно. Прежде всего, нет условий для достижения напрямую главных американских целей в регионе – энергетической безопасности и близкого расположения к источникам террористических угроз. Ограничение возможностей других «мейджоров» в регионе не нужны, и даже было бы серьезной ошибкой для США. США и другие великие державы разделяют цели по поддержанию стабильности, экономического развития и предотвращения религиозного радикализма и терроризма. Вместо того, чтобы открыто противодействовать Китаю, России или Индии их участию в центрально-азиатских делах, США должны получить выгоду от регионального сотрудничества.
Несмотря на непривлекательную природу авторитарных режимов ЦА, то, что Китай и Россия прикрывают их, вносит свой вклад в краткосрочную стабильность региона, предотвращая политические кризисы. Политический хаос в любой из этих стран будет иметь серьезные последствия для региональной безопасности, потому что они бедны, недовольны, там проживает в основном мусульманское население, восприимчивое к вербовке фундаменталистскими исламскими группами. Более того, торговля героином - серьезная проблема для всей Центральной Азии, особенно Афганистана и Таджикистана, и крах любого из этих государств может привести к резкому росту контрабанды наркотиков, торговли людьми и, возможно, даже компонентами ядерного оружия. Наивысшая стратегическая необходимость заключается в предпочтении «легких шагов», пока регион не достигнет того уровня стабильности, при котором возможны изменения без хаоса.
Существует только один способ для США, чтобы играть более влиятельную роль в центрально-азиатском регионе - с помощью таких партнеров, как Индия. Поскольку Индия является американским стратегическим партнером, устойчивая демократия и растущая экономическая мощь, расширение индийского присутствия в регионе может быть выгодным для американских интересов. Индия отремонтировала бывшую советскую авиабазу в Таджикистане (Айни), чтобы внести свой вклад в стабильность в Афганистане и бороться против исламистского терроризма в Центральной Азии. Соединенные Штаты разделяют обе цели.
Индия может также оказать поддержку увеличению количества вариантов экспорта центрально-азиатского нефти и газа. В дополнение к помощи по уничтожению российской монополии на транзит газа, это стало бы вкладом в экономический рост, стабильность и улучшение отношений между такими транзитными странами, как Индия, Пакистан и Афганистан, на которые распространяются интересы США.
Жизненно важно, чтобы США поддерживали и расширяли свое многогранное присутствие в Центральной Азии. От американского присутствия и участия выгадают обе стороны: США смогут обеспечить свою безопасность, защитить военные, геополитические интересы и доступ к энергоносителям, помогая продвигать развитие демократии и гражданского общества в Центральной Азии. Развивающиеся страны Евразии могут получить доступ к весьма необходимым им американским инвестициям, помощи в обеспечении безопасности и глобальной интеграции. При этом предложения США должны быть привлекательней предложений России, Китая, Индии и Ирана.
Вызовы американским энергетическим интересам по всему миру
Реальным вызовом продвижению энергетических интересов США во всем мире, включая Центральную Азию, является высокий уровень коррупции в управляемых государством энергетических секторах. В недавнем сообщении о газовых торговых отношениях Туркмении и Украины, распространенном лондонской организацией Global Witness, говорится, что они «представляются для ЕС и его соседей проблематичными», и задается вопрос: «Могут ли эти страны, поставляющие или транспортирующие энергоносители, удовлетворить свои энергетические интересы, не подкармливая коррупцию и не подрывая управление страной?». Этот вопрос можно задать и по поводу других регионов, включая Ближний Восток.
Ответ на него, касательно в одинаковой степени Центральной Азии и Ближнего Востока, таков: «Нет». Это относится и к коррупции, и к нарушениям прав человека. Некоторые утверждают, что было бы неблагоразумным жертвовать американскими интересами в энергетической безопасности из-за трудностей в отношениях с режимами, которые не разделяют американские ценности. В конце концов, таких режимов большинство среди нефтяных производителей. Это - реальный вызов американским политикам.
Недавний американский опыт с критикой президента Узбекистана Ислама Каримова по поводу бойни в Андижане, где узбекские вооруженные силы открыли огонь по вооруженным исламистам и гражданским участникам протеста, является весьма важным моментом. Эта критика спровоцировала резкий узбекский ответ, который привел к потере и стратегических отношений, и американской авиабазы Карши-Ханабад. Этот инцидент можно рассматривать как ценный урок для американских политиков и высших чиновников. Непримиримость по отношению к проблеме демократического развития, кроме других американских национальных интересов и приоритетов, сослужила США плохую службу и привела к тому, что была пересмотрена киргизским правительством плата за размещение авиабазы в международном аэропорту «Манас», которая возросла примерно до $150 миллионов в год.
Учитывая высокую стоимость приоритетов прав человека, в обстановке отсутствия стабильности на энергетических рынках, уместно было бы задаться таким вопросом: «Как США могут успешно уравновесить проблемы своей безопасности, энергетические проблемы и приоритеты прав человека для полного удовлетворения американских интересов?». США должны оставаться в контакте с лидерами большинства государств, с элитами, политическими партиями и отдельными значимыми личностями в Центральной Азии. Только так США смогут начать восстанавливать их прежний статус в качестве друга и образца для этих стран в противоположность статусу супердержавы, непреклонной в достижении цели свалить все режимы в регионе.
Политические цели
Оставаясь в регионе на постоянной основе, США могут добиться серьезных успехов в достижении своих целей в Центральной Азии, которые включают:
- решение внутрирегиональных конфликтов и поддержка политического, экономического сотрудничества, а также сотрудничества в сфере безопасности в интересах создания региональной стабильности и экономической взаимозависимости;
- поощрение прозрачного, экономического развития на основе законов рынка;
- помощь в развитии коммуникаций, транспортной инфраструктуры, здравоохранения и социальной инфраструктуры;
- защита и поощрение американских фирм и инвестиций;
- поощрение независимого, прозрачного и дееспособного правительства в каждом государстве;
- развитие и защита прав человека, толерантности и плюрализма.
Что следует сделать
Чтобы достичь этих целей Совет национальной безопасности должен скоординировать действия Государственного департамента, министерства обороны, департамента по энергетике и других для проведения соответствующей политики:
1. Продолжить поощрение правительств Индии, Китая и Пакистана для создания альтернативы российской транзитной монополии, создавая новые маршруты транзита (трубопроводы, судоходные линии и железные дороги) в западном направлении, а в некоторых случаях на восток и юг.
2. Поощрять многонациональные корпорации к диверсификации транзитных маршрутов энергоносителей для снижения рисков. Это в общих интересах США, членов ЕС и Китая.
3. Развивать более тесные связи с центрально-азиатскими государствами, обращая их внимание на взаимную прибыль от западных инвестиций, военного присутствия и сотрудничества в сфере безопасности, и, прежде всего, помогать в экономических и законодательных реформах для привлечения и защиты иностранных инвесторов и поощрения экономического роста. Координировать проведение реформ с участием международных финансовых институтов и программ, которые администрируются членами ЕС, типа британского Фонда Ноу-Хау. Развивать более тесные отношения в военной сфере, сфере безопасности, борьбы с терроризмом и правоприменительной деятельности; усиленно развивать институты гражданского общества через программы, администрируемые НПО.
4. Применять осторожный и продуманный подход к государствам, лидеры которых не склонны к сотрудничеству с США, особенно Туркмении и Узбекистана, при этом, прежде всего, подчеркивать общие интересы в сфере безопасности, особенно в борьбе с исламистским терроризмом, и продвигать военное сотрудничество там, где есть американские интересы. Облегчить энергетическое сотрудничество, включая проекты с участием частных инвестиций и проекты транзитных трубопроводов, которые увеличат объемы поставок углеводородов на мировые рынки. Поддерживать светские умеренные исламские демократические оппозиционные партии или личности открыто, не преследуя задачи изменения режима. Исследовать и поощрять возможности для развития стабильного диалога между существующими режимами, демократическими и умеренными оппозиционными группами и для установления открытой политической системы; проводить, там, где необходимо, публичные информационные кампании для критики существующего руководства и доведения до общественности сведений о его злоупотреблениях; принять меры против обратной реакции исламистов на поддержку диалога между существующими режимами и светскими оппозиционными группами и другими законными политическими игроками.
Заключение
Политические, экономические интересы и интересы безопасности США и Центральной Азии не исключают друг друга и могут быть реализованы через сотрудничество, а не через конфронтацию. Развитие и безопасность поставок и транзита энергоносителей - один из таких общих интересов, который необходимо культивировать. Отсутствие общего мнения по каждой проблеме не должно препятствовать сотрудничеству государств для достижения их собственных, отдельных друг от друга, целей. Даже если отношения между США и центрально-азиатскими государствами или Россией в постсоветское время находятся на низком уровне, общие интересы, такие как развитие энергетики, борьба с терроризмом и ограничение распространения ядерного оружия, должны приветствоваться.
Американское участие и помощь вносят свой вклад в экономическое, политическое и социальное развитие государств Центральной Азии. США должны оставаться в регионе столько, сколько возможно. Учитывая недавние напряженные отношения, касающиеся предпочтения экономических моделей и политических систем, выполнить это будет сложно. Непрерывный диалог с региональными игроками, а так же с Россией, Китаем, Европейским Союзом и его ключевыми членами, Японией и Индией должен скоординировать политику и предотвратить кризисы.
Потребуется компромисс от обеих сторон, и США могут столкнуться с тем, что для получения уступок потребуются уступки. Однако США, как самая влиятельная сила, могли бы со временем сделать первый шаг.
Ариэль Коэн, доктор философии, специалист по российской, евразийской и международной энергетической безопасности.
http://www.asiainform.ru/rusdoc/10931.htm