Народный артист Кыргызстана, актер Государственного национального русского театра драмы имени Чингиза Айтматова отмечает сразу три знаменательные даты: 70-летний юбилей, 45 лет творческой деятельности и 30-летие службы Мельпомене на сцене Русского театра. Если к этому приплюсовать 200 сыгранных ролей, то Анатолия Адали без преувеличения можно назвать уникальным актером. По случаю трех приятных совпадений 30 апреля в кафе-кабаре театра артист устраивает юбилейное шоу «У народного артиста Анатолия Адали». В преддверии бенефиса корреспондент ИА «24.kg» беседует с любимцем публики.
- Я посчитал, что в среднем в театральный сезон играю 4-5 новых ролей. И мечтать о чем-то еще лучшем даже и не стоит. Редкому актеру выпадает судьба сыграть все, что хотелось... - говорит Анатолий Адали и хитро прищуривается, так, как может делать только он. А потом все же выдает свою творческую тайну.
- В молодости я жаждал сыграть Хлестакова. Но не выпало. Сегодня как председатель художественного совета театра я могу попросить любую роль, и, думаю, мне не откажут. Но годы, годы... Гоголевский Хлестаков не стареет, в отличие от нас, смертных...
Вместе с ним идем по театру, заходим в гримерку.
- Вот мой дом, лучшее место на свете. И его не променяю ни на какой трон...
Анатолий Адали принципиально отказывается сниматься в телестудиях. Только в театре, рядом с театром. В крайнем случае - в собственной квартире.
- Я не собираю марки, не коллекционирую монеты, не рисую на досуге, как многие творческие личности. У меня нет никаких увлечений, кроме театра. Это моя среда, и, видимо, так предначертано свыше.
- Что, не бываете даже на рыбалке?
- Иногда друзья приезжают, забирают меня на какой-нибудь водоем, где сами рыбачат, а у меня иногда клюет...
Буквально в самом начале театральной карьеры во Фрунзе, где он исполнил две-три роли, как-то на вахте ему передали листок.
- Я не сразу понял, что за записка. А там, представляете, стихи, посвященные мне. Ни в Чимкенте, ни в Костроме, ни в Ижевске, где пришлось поработать до этого, мне никто стихов не писал. Вот они:
В вас нет ни красоты, ни лоска,
Один задорный, юный смех.
У вас ни голоса, ни роста,
Но все равно вы лучше всех!
- Эти первые строки меня ошеломили. Это же признание в любви! Какой молодой мужчина не мечтает о прекрасной незнакомке? Но кто же она?
Смотрю, внизу листочка ни подписи, ни адреса, ни телефона. Эти стихи я храню как реликвию. Показываю не чаще одного раза в пять лет. Вам покажу:
У вас нет денег и машины,
Лишь обаянья яркий свет...
Но лучше этого мужчины
У нас в театре драмы нет.
- В тот год мне исполнилось 40 лет и появилась первая седина. Я долго думал, кто же мог написать мне эти стихи. Молоденькая студентка или зрелая женщина? Ответа не нашел. И вот спустя 30 лет я обращаюсь к ней со страниц вашего сайта: «Отзовись, прекрасная незнакомка! Я обязан тебя отблагодарить за теплые стихи, за то, что ты увидела во мне, возможно, то, чего я и сам в себе не замечал».
Он берет со стола стопку листков со стихами:
- Вот оно, самое большое мое богатство - признание зрителей. Знакомых и незнакомых. Кстати, с подписями здесь только два стихотворения. Одно - бывшего министра культуры Марклена Баялинова, второе - Георгия Воробьева из Бишкека.
- На бенефис, который я провожу 30 апреля, приглашаю всех своих безымянных поклонников, посвятивших мне стихи. Не знаю, кто написал эти строки. А было это после спектакля «Носороги»:
Одинокая стонет душа
От кого мне дождаться подмоги?
Все живое топча и круша,
В наступленье идут носороги!
Кто актер здесь, а кто здесь герой?
Да помогут обоим нам Боги!
Ведь как трудно работать порой,
Если в зале сидят... носороги.
- Театральных критиков у нас в Бишкеке можно пересчитать по пальцам... Но самый строгий и взыскательный - это зритель. Об этом я говорю и своим студентам школы-студии актерского мастерства. Не гонитесь за популярностью! Признание в лице зрителей найдет вас само...
- Анатолий Курбанович, а сами вы к юбилею стихи не написали?
- Написал. Но очень нескромные...
- Непечатные?
- Что вы! Просто я как бы подвел промежуточный итог и сравнил молодость и свои нынешние годы:
Актер горел и в тридцать лет
Покинул мир земной.
Другой, прожив за пятерых,
В ролях ни в зуб ногой.
И вот таланты этих двух
Объединив в себе,
Я нос утер, милейший друг,
Негоднице-судьбе!