Кажется, что в преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне столица Кыргызстана превратилась в большой актовый зал, который заботливо украшают плакатами военной тематики и где уже начинают проводить праздничные торжества.
На этот раз местом встречи с ветеранами Великой Отечественной войны стал Государственный мемориальный дом-музей имени Михаила Фрунзе. Сегодня здесь открылась выставка, посвященная кыргызстанцам - героям Советского Союза. На нее в качестве почетных гостей пригласили двух однополчан - Нину Мясникову и Льва Шпота.
Нине Ивановне Мясниковой в этом году исполнилось 89 лет. Если бы она не сказала о своем возрасте, догадаться о нем было бы непросто. Военная выправка, бодрый голос и прекрасная память никак не ассоциируются со столь почтенными годами.

- Родилась я в России, в 1930-х родителей перевели в Среднюю Азию строить совхоз на южном берегу Иссык-Куля. К тому времени я уже окончила школу и собиралась поступать в медицинский институт. Так как в республике его еще не было, меня отправили в Алма-Ату. Когда началась война, я уже оканчивала 3-й курс. Мы как истинные патриоты пошли в военкомат, чтобы нас отправили на фронт.
Нас стали обучать в ускоренном темпе. Отменили все каникулы, и за 1 год мы прошли программу двух лет. В 1942 году я попала в 46-ю Гвардейскую стрелковую дивизию в 141-й стрелковый полк врачом.
- Сколько лет вам исполнилось?
- Еще 21 года не было. Наша задача состояла в том, чтобы приблизить врачебную помощь как можно ближе к фронту. Мы оперировали и лечили солдат в палатках под обстрелом. Выносили раненых с поля боя. Кстати, апрельские события в Кыргызстане напомнили мне это время.
- А служили вы до какого года?
- До 1946-го. К тому времени я уже 5 лет не была дома. Однажды к нам приехали генералы. Мы построились, ко мне подошел один из них и спросил, как у меня дела. Я ответила, что нормально. Тогда он сказал: «Когда одна девушка служит среди целого полка мужиков, это ненормально. Мужчины в долгу перед тобой и всеми женщинами, потому что не смогли справиться без вас». Мне пообещали, что, как только одного парня в полк переведут, я поеду домой. Так, в 1946 году я приехала к маме.
- Какая реакция была у родных?
- Поздно вечером я постучала в окно. Из-за шторы выглянула сестра и закричала: «Мама, Нинушка приехала!». Конечно, радости нашей не было конца. В 1946 году я успела выйти замуж. Уезжала в Ригу, и парень, с которым дружила, сказал: «Побежали регистрироваться». Я ответила: «Как?», а он: «Бегом». Боялся, что если мы не распишемся, то больше никогда не увидимся. Мы с ним прожили 40 лет вместе.
Рядом с нами расположился однополчанин Нины Ивановны - Лев Алексеевич Шпот. Сегодня он доктор биологических наук, профессор, увлекается резьбой по дереву. Специально для выставки принес букет цветов в вазе, вырезанный из дерева.

- В 19 лет я попал на фронт. В июне 1942 года мы пошли в наступление против отборных немецких войск и 6-й венгерской королевской армии. В течение двух месяцев мы отражали попытки немцев выгнать нас с правого берега Дона. Но мы форсировали его и за успехи нашу 174-ю стрелковую дивизию переименовали в 46-ю Гвардейскую. Через месяц мы уже участвовали в боях под Великими Луками. Это был второй Сталинград. Нам удалось окружить и разбить 10-тысячную армию немцев. Город, к сожалению, был разрушен до основания.
Зимой и весной 1944-го в составе 10-й и 6-й Гвардейской армии, а также 4-й ударной армии мы освободили Псковскую область и форсировали западную Двину. Прошли по Белоруссии более 500 километров. Освободили тысячи сел и сотни городов. В Литве отбили от немцев целую область. В Латвии прорвали немецкую оборону. За это мне присвоили орден Красной Звезды. А наша 46-я дивизия стала Краснознаменной. Закончил войну старшиной с двумя медалями «За отвагу» и орденом. Мне 88 лет, я до сих пор работаю и приношу пользу стране.