Теплым вечером дедушка гулял по парку. Светило нежное весеннее солнце, пели птички, играли дети.
- Я тебя убил! - кричал один мальчик другу.
- Нет, я тебя!
- Во что играете, ребята? - спросил дедушка.
- В войну.
- А вы видели настоящую войну?
- Да. По телевизору и в компьютерных играх.
- Я расскажу вам историю одного человека, чтобы вы знали, что такое война, и никогда больше не стреляли друг в друга, даже шутя.
В старые времена, когда вас еще не было, жил на кыргызской земле один паренек - Токой Садыров. Жил в селе, рос умным, здоровым и сильным мужчиной, помогал отцу на пастбище. И мечтал только об одном: получить образование. Но когда началась война, незамедлительно прибыл на пункт сбора в Быстровку. А там уже вовсю шло формирование 345-й стрелковой дивизии под началом военного комиссара республики И.В.Панфилова. Армия в то время была настоящей, сильной! Каждый солдат знал свой долг, свою миссию, и все они были частью одной огромной силы - Красной армии. Пройдя короткий курс обучения, солдаты отправились на фронт - защищать землю великой державы.
В поезде солдатам раздали необходимое обмундирование, оружие, противогазы и вещмешки. Пока ехали, зубрили боевой устав, слушали последние вести с фронта. Своего комдива Токой видел всего раз, но запомнил его навсегда. Тот умело руководил интернациональной армией. В ту пору люди не делили друг друга по национальностям, и под одним флагом со злом сражались кыргызы и русские, казахи и татары, украинцы и представители многих других национальностей огромного Отечества. Все вместе они сливались в единый организм, способный на любые подвиги.
Нелегко было терять близких сердцу людей. Первая утрата - школьный друг - постигла Токоя уже в самом первом сражении. Тогда погибло немало храбрых ребят. Никто не боялся смерти. А если кто чуть-чуть и трусил, его поддерживал товарищ.
Как-то жарким днем Токой с сослуживцами вышел в боевое охранение.
- Как там сейчас, в родном Кыргызстане?... - сказал один паренек. - Высокие горы, величественно возвышающиеся над просторными пастбищами, воды Иссык-Куля, омывающие священные земли Ала-Тоо, и девственные леса, скрывающие диких зверей. Хотел бы я снова все это увидеть.
Внезапно появился отряд фашистов и открыл огонь по их укреплениям.
«Последнее, о чем он думал, - это Родина», - понял Токой, когда увидел того паренька лежащим на животе с раной у виска.
- Сразимся за наше Отечество! - закричали дружно бойцы и по команде ротного дали мощный залп по гитлеровцам.
В тот раз немцы отступили, но в дальнейшем все чаще одерживали верх. Токой видел, как расстаются с жизнью те, кто еще мгновение назад казался вечным. Земля уходила из-под ног, а дым над полями сражений не мог скрыть печали и страданий.
Бои продолжались, и рота медленно откатывалась к рубежам Москвы. Сто потов было пролито на рытье окопов и стройке блиндажей. В иных из них не задерживались и дня. Но продолжали сражаться, продолжали бороться.
Под Старой Руссой немцы вновь направили силы в атаку.
- В этот раз будет гораздо сложнее, - говорил помощник пулеметчика. - Поглядите, сколько «Тигров»!
«Тигры» в ту пору были диковинной техникой, едва вошедшей в эксплуатацию. Благодаря своим габаритам они внушали врагу еще больший страх. Но Токой с товарищами не сдавались и стояли насмерть. Вместе с артиллерией уничтожили они всю технику врага.
- Получи, орудие зла! - кричали солдаты, сжигая очередной танк в пламени справедливости.
Едва перевели дух, налетела вражеская авиация, обрушив всю свою ярость на окопы наших храбрецов. Бомбежка была плотной, и под рушащимися стенами терялась последняя надежда на победу. На мгновение подумалось, что настал конец света и уже ничто не спасет от гибели. Но выдержали и нанесли ответный удар.
«Чем сильнее буря наших передряг, тем крепче становимся мы сами, - думал Токой. - Но предстоит еще долгий до победы».
Преисполненным высоким воинским духом, Токой и не предполагал, что тем же вечером получит тяжелейшее ранение. Одиночный орудийный выстрел раздался, когда никто не ждал. Фугас разорвался прямо у его окопа, а осколок попал в голову. Так 21 февраля 1942 года война для Токоя закончилась.
Целых полгода боролся он со смертью, прежде чем смог прийти в себя. Спасибо хирургам полевого госпиталя, что провели сложнейшую операцию на головном мозге, не бросили тяжелораненого.
Дедушка Токой и сейчас живет в своем домике на окраине Бишкека. Теперь ему 91 год, он воспитывает внуков и правнуков, ухаживает за садом, ходит на прогулки. А под калпаком его скрывается глубокий шрам - след тяжелого ранения.
- А мы проживем так же долго? - спросили ребята.
- Конечно. Только не играйте больше в войну, - ответил дедушка, поправил калпак и лукаво подмигнул детям.