16:36
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96
Люди и судьбы

Всем ли нужно быть капитанами?

Слушая историю жизни того или иного человека, не перестаешь удивляться, как причудливы порой могут быть линии судьбы. По-разному люди приходят в профессию, которая прославит их, сделает знатными. Некоторые имена, словно звезды, ярко загораются и светятся, о них говорят, пишут, их обсуждают. Другие же люди тихо и скромно живут и работают рядом с ними, с достоинством выполняя не менее важную миссию - создавать благоприятные условия для творчества. Прав был поэт, сказавший: «Все не могут быть капитанами, кто-то должен быть и матросом».

Много лет назад маленькая девочка Мехри из далекого иссык-кульского села Ананьево и подумать не могла, что свяжет свою жизнь с кыргызским кинематографом. Именно ему она посвятила 30 лет своей трудовой биографии. Не так давно мне посчастливилось познакомиться с Мехри Моминовной Оторбаевой (в девичестве Ибрагимовой). Благо, и повод был: в конце июня ей исполнилось 75 лет.

alt

Мехри родилась в предвоенном 1939-м в большой многодетной семье. Рано лишилась матери, воспитывалась отцом-крестьянином, старшими родными и сводными братьями и сестрами. Когда она пошла в школу, Великая Отечественная война была уже позади, однако народ, обескровленный ею, жил все еще тяжело, но все-таки страна медленно и верно поднималась. «У нашего отца был огромный участок земли (30 соток), на которой все мы много трудились, выращивая сельхозпродукцию. А иначе невозможно было выжить в то время. В то же время, несмотря на тяжелую жизнь, наш отец Момин Ибрагимов желал, чтобы его дети выучились в школе, получили образование в вузе. Поэтому, когда один из моих братьев Исраил пожелал поступить в московский институт, он нисколько не противился этому, а, напротив, был рад и очень горд. Шутка ли, немногим даже из фрунзенских ребят удавалось поступить на учебу в Москве, а тут иссык-кульский сельский паренек сделал это... К слову, наш отец для своего времени был весьма образованным человеком, знал арабский язык, и это была одна из основных причин, почему он всеми силами стремился прививать нам тягу к знаниям, чтению, дать достойное образование», - говорит Мехри Моминовна.

Позже Исраил станет талантливым писателем и кинодраматургом, а другой брат Усенжан Ибрагимов (ныне покойный) - известным отечественным кинорежиссером.

alt

Судьба же Мехри сложилась иначе. После окончания школы она решает приехать во Фрунзе, чтобы поступить в медицинский институт. То ли нехватка медиков в селе в послевоенные годы, то ли глубокое восхищение людьми в белых халатах сказались на принятии юной девушкой этого решения, сейчас Мехри Моминовна уже точно не припомнит. Однако вступительные экзамены она тогда провалила. Последующие несколько лет живет то в столице, то уезжает в село, чтобы помогать отцу по хозяйству. А к 22 годам знакомится во Фрунзе со своим будущим мужем Мэлсом Оторбаевым.

Именно с этой поры начинается не только ее семейная, но и творческая жизнь. В начале 60-х она устраивается на работу в недавно открывшуюся библиотеку имени Н.Чернышевского. Здесь у нее появляется возможность не только прикоснуться, но и полностью окунуться в давно желанный мир книг, литературы и духовности. Поработать удалось, правда, недолго: вскоре на свет появилась дочь Эльмира, а через некоторое время и сын Данияр. Чуть позже она получит и высшее филологическое образование. Радости Мехри с супругом не было предела: дети укрепили и без того их дружную семью. Молодые родители с любовью растили и воспитывали их, учили трудиться и уважать чужой труд, расширять свой кругозор, много читать. Увы, семейное счастье Мехри длилось недолго, от болезни сердца в 45 лет внезапно уходит из жизни ее муж. Оставшись одна с детьми, она поднимает их, дает образование, выпускает в большой мир...

«Когда же она пришла в отечественный кинематограф?» - спросите вы. Отвечу: в 1966 году Мехри устраивается на работу в Союз кинематографистов (СК) республики. Замечу, что есть такой сорт людей, которые могут дать фору по части интеллекта, начитанности и общего кругозора очень многим. Мехри Моминовна из таких. Ее всегда тянула к себе не только литература, но и киноискусство, поэтому в СК она быстро осваивается, завоевывает доверие и уважение коллег. Она много пишет на темы кино, и делает это блестяще. Статьи и очерки в республиканских газетах и журналах приносят ей успех, а любители кинематографа с удовольствием говорят о ее легком и точном слоге. Мехри Моминовна становится лауреатом премии газеты «Советская Киргизия» за лучший очерк. А это была значимая награда в то время.

alt

Между большими и малыми победами в кинопублицистике Мехри Ибрагимова (она публиковала статьи под своей девичьей фамилией) ни на день не оставляла основной работы в СК КР: собирала, корректировала документы кинодеятелей для наградных отделов в правительствах Кыргызстана и СССР. К слову, 20 лет она проработала бок о бок с первым председателем Союза кинематографистов КР Чингизом Айтматовым, о котором помнит только хорошее и могла бы рассказать кучу интересных вещей. Однако это была бы уже совсем другая история.

Она также готовила документы для зарубежных командировок, поездок на кинофестивали членов союза. Делала это всегда с душой. Не по этой ли причине известные в Кыргызстане и за рубежом отечественные режиссеры, сценаристы, операторы, актеры, прославившие кыргызское кино во всем мире, до сих пор очень тепло вспоминают ее и отзываются о ней?

Так, узнав, что в ИА «24.kg» готовится материал о нашей героине, известный отечественный журналист Валерий Сандлер, ныне живущий в США, поделился воспоминаниями: «Когда-то в нашей общей жизни был Советский Союз, а в нем - Союз кинематографистов Киргизии (тоже, разумеется, советский). Оба союза, не выдержав испытания временем, ушли в небытие, оставив по себе память - для каждого из нас свою. Про большой Союз вспоминать не стану: и время не то, и не тот повод. Мои слова, а с ними и чувства, обращены к той, чьи лучшие годы жизни прошли под сводами союза малого, из области киргизского кино. Я говорю о дорогой Мехри Моминовне... Нет, в память о тех днях, когда мы были молоды, веселы и легки на подъем, скажу не так торжественно: говорю о тебе, дорогая Мехри! Мы, журналисты, все, как правило, зануды и надоеды - в союз киношников и сами ходили, и терзали ни в чем не виноватый телефон, иногда по делу, но почти всегда с целью выпросить приглашение на закрытый просмотр в Доме кино. Успех бывал стопроцентным, если нас встречала или снимала телефонную трубку женщина, чьей красоты, ума, доброты и терпения хватило бы на троих, а Бог, слава ему, не поскупился и выделил ей одной. Это я опять о тебе, дорогая Мехри!».

Сейчас, находясь уже на заслуженном отдыхе, Мехри Моминовна по-прежнему живо следит за событиями и новинками в мире отечественного кино, с интересом знакомится с публицистикой, появляющейся в этой сфере. И молодые глаза ее по-прежнему блестят, а лицо озаряется светом, когда беседуем о кинематографе. Нынешняя ее жизнь вовсе не одинока - она освещена улыбками, теплом и любовью ее детей, пятерых внуков, бывших коллег и соратников по творчеству. Это ли не счастье?

Так молоденький матрос, кем была юная Мехри в начале своего плавания в море жизни, сумел с достоинством преодолеть расстояния, вынести штормы, чтобы найти себя, стать частицей советской кыргызской интеллигенции, обеспечившей расцвет отечественной культуры.

Бизнес