11:22
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94
Люди и судьбы

Интергельпо: высокая миссия

В апреле 1925 года, ровно 89 лет назад, на железнодорожную станцию Пишпек тогда еще Кара-Киргизской автономной области в составе РСФСР прибыл первый эшелон с членами чехословацкого кооператива «Интергельпо» (на идо «взаимопомощь»). Чешские коммунисты (И.Самуэль, Р.Маречек), откликнувшиеся на призыв вождя мирового пролетариата помочь молодой стране советов и организовавшие в городе Жилин промысловый кооператив, безоглядно поехали закладывать фундамент промышленности далекого и экзотического для них Кыргызстана.

Как известно, отбор в члены кооператива был жестким: высокая квалификация рабочих (мастера по металлу, столяры, кожевники, строители, портные и другие специальности), стойкие моральные качества, большой денежный взнос. В основном, это были чехи, словаки и венгры, а затем к ним присоединились немцы, евреи и представители тех национальностей, которые заселяли Среднюю Азию. С собой энтузиасты-интернационалисты привезли машины для столярной, слесарной, токарной и других мастерских, сельхозоборудование, лесопилку, приобретенные на паевые взносы. Вместе с молодыми коммунарами с подножек вагонов на кыргызскую землю сошли и их семьи, в которых было немало детей.

Это сегодня, спустя почти сто лет, мы с легкостью перечисляем то, что было сделано переселенцами, а тогда люди ехали в неизвестность и везли с собой все необходимое не только для дома, но и для работы. Чтобы самим, без чьей-либо помощи обустроиться на новом месте, привнести в Азию европейский уклад жизни. Вслед за первым поездом в Пишпек прибыли и последующие эшелоны: в 1926 (текстильщики с оборудованием для текстильной фабрики), в 1928 и 1932 годах.

Нам, привычно пользующимся всем, что было построено до нас и зачастую этим не дорожащим, даже и представлять порой не хочется, какой ценой и усилиями поднимался город с нуля, что чувствовали первопроходцы, что преодолели решившиеся остаться в Кыргызстане навсегда.

alt
1925 год   

Только в первый год интергельповцы построили небольшую электростанцию, столярный цех, кирпичный завод, лесопилку, ремонтно-механические мастерские. Участвовали в строительстве и пуске Кантского сахарного завода, впервые посеяв в стране сахарную свеклу. Вскоре они построят и жилые дома, школу, амбулаторию. Трудно поверить, но даже первый парк отдыха (впоследствии парк Фучика), клуб, танцплощадку и первый «кегельбан» создавались у нас их руками.  

Рядом с переселенцами трудились кыргызы, узбеки, казахи, русские, украинцы, татары. Они обучались у членов «Интергельпо» разным специальностям, под их руководством становились квалифицированными слесарями, токарями, текстильщиками, литейщиками, столярами, овладевали многими другими профессиями.

Сколько потомков этих отчаянно смелых энтузиастов сегодня живет в Кыргызстане? Что осталось от того, что они построили? Об этом и о своей судьбе ИА «24.kg» рассказывает Алла Оттовна Ланичек.

- Вы внучка Доната Ланичека, который был одним из первых, кто поехал в далекую Киргизию не за высокими заработками, а прежде всего помочь в строительстве молодой экономики. Что вы о нем знаете?   

- Дедушку Доната Блажеевича я знаю по рассказам бабушки Франциски, потому что мама его уже не видела. Его историю я услышала, когда поехала в Чехословакию, в Моравию - на его родину в Жданицы, и побывала в музее городка. Соотечественники помнят его и рассказывают о нем с гордостью.

Когда он решился ехать из Европы в Среднюю Азию, ему было 32 года, а сын его, мой папа Отто, был еще маленьким. Ему было 6 лет. Жена Франциска Игнатьевна готова была за своим мужем поехать хоть на край света. Она рассказывала, что когда вышли из вагона, увидели белоснежные горы и море маков вокруг, солнце, воздух чудный, набежавшие люди - это сразу пронзило в самое сердце. Бабушка говорила, что горы - величавые, значит, и народ должен быть хорошим.

Семья была очень дружная. Дед безумно любил свою жену, настолько, что однажды подарил ей костюм персидской княжны, в котором она щеголяла на устраиваемых ими спектаклях или маскарадах в клубе (завода имени Фрунзе). В семейном архиве есть такая фотография. Они были большими юмористами, особенно дедушка. Помимо того, что специалистом был хорошим, был и человеком жизнерадостным, веселым, уныния в нашей семье никогда не было.

alt
На снимке: Донат, Франциска и Отто Ланичеки.

- У вас сохранилось много похвальных грамот, которыми отмечали ударный труд механика завода им.Фрунзе, завпроизводством госпивзавода №1 Доната Ланичека. И вдруг арест 22 марта 1938 года...

- Он был расстрелян по 58-й статье (шпионаж). А спустя 20 лет бабушка получила письмо о том, что военный трибунал Туркестанского военного округа пересмотрел его дело, оправдал, а в качестве компенсации она как вдова может получить его зарплату за два месяца... Франциску Игнатьевну, которая жила надеждой все эти годы, известие это, можно сказать, убило. Честное имя деда реабилитировано, мы знаем, что никакой он не шпион. Очень жаль, но до сих пор мы не знаем, где он похоронен...

- Было ли у папы сожаление, что зря сюда приехали?

- Никогда. Мой папа ездил в Чехословакию несколько раз - то с партийной делегацией, то с мамой. Но в «Интергельпо» были и те, кто уехал. Сейчас подрастают потомки тех, кто остался, они едут в Чехию и Словакию учиться и работать. Они по-другому смотрят на мир.

Папа, как сын «врага народа», в свое время не смог окончить истфак Киргоспединститута, ушел в трудовую армию, занимался обработкой дерева, работал механиком, водителем на разных предприятиях, был начальником лесозавода. Мама Тамара Александровна Ланичек проработала учительницей начальных классов в средних школах №19 и №57, выпустила в мир десять поколений грамотных детей. Мои родители по своей природе были очень активные люди, организаторы. Папа гордился тем, что его дети разной национальности: сын - чех, а вот дочка - русская (я решила записаться по маме).

В жизни было немало трудностей, но юмор нас спасал. Розовые очки я не снимаю по сей день, потому что без этого жизнь серая, пустая. Пускай где-то хорошо, но родина есть родина. Погоня за чем-то узеньким - за дачей, машиной - это не наша жизнь. Гнаться можно за знаниями, навыками, новой профессией, коллекционировать что-то для души, но не за материальными ценностями.

alt
На снимке: Отто и Тамара Ланичеки.

- При всем разнообразии ваших пристрастий, а вы «болели» морем и учились в МосРыбВТУЗе, работали на ткацкой фабрике по изготовлению жаккардовых покрывал, все же выбрали профессию инженера-механика, как бы продолжая династию ваших предков.

- После поиска себя я остановилась на этой специальности. 40 лет проработала на предприятиях Минавтошосдора, Минсельстроя, Минвнешторга по безопасности дорожного движения. Еще обучаясь в Сибирском автомобильно-дорожном институте, откуда я перевелась потом в наш политехнический, освоила навыки автослесаря, фрезеровщика, токаря, получила права на вождение. Сама изучила и криминалистику. Мы разрабатывали положения по безопасности для каждой службы автопредприятий, проводили рейды, месячники безопасности, каждого водителя проверяли вплоть до его биоритмов. Я по мере сил старалась сохранить жизни людей, вытащить невиновных водителей из тюрьмы.

- Сегодня, когда в городе больше машин, чем людей, такое кажется фантастикой. Наверное, и служб таких уже нет, которые бы так контролировали безопасность дорожного движения?

- Тогда возглавлял отрасль человек-легенда автотранспорта Кусеин Кольбаев, который уделял особое внимание борьбе с ДТП, обучению инженеров безопасности дорожного движения, подготовке необходимой документации. Для нас, специалистов, стоящих у истоков создания службы безопасного движения на автотранспорте в Кыргызстане, Кусеин Кольбаев был профессионалом высшего пилотажа.

- Вы, помимо прочего, коллекционер впечатлений от путешествий по стране, по которой ездили не просто так, а поклонялись святыням, особо памятным местам.

- Я считала долгом побывать в казематах Бреста, на Мамаевом Кургане в Волгограде, на морском кладбище на Дальнем Востоке, где покоится прах нижних чинов с крейсера «Варяг», в устье реки Вагай, притока Иртыша, в которой утонул завоеватель Сибири Ермак, в Киево-Печерской Лавре... Не перечесть достопримечательностей, с которыми людям надо знакомиться и прислушиваться к урокам истории. В память о них отовсюду, где я бывала, привозила камни, кораллы и раковины, собрала огромную коллекцию, это моя гордость. Все впечатления я записывала в дневники, чтобы помнить о них.

- Сегодня, размышляя о советском прошлом, некоторые недоумевают, что же заставило «странных людей» ехать на край света. Ведь в конечном итоге их производство было передано государству в 1943 году, а сегодня в Кыргызстане работа на многих предприятиях «Интергельпо» вообще остановлена...

- Я бы сказала, кто на самом деле «странные люди». Правильно Айтматов писал, что человек, не помнящий родства и своего прошлого, - это манкурт.

Как жить человеку без высокого миссионерского порыва, без романтики? Какой смысл такой жизни? Нет его. Мои отцы и деды были первооткрывателями, своего рода миссионерами. Они и сегодняшним поколениям подают прекрасный пример: засучите рукава да попробуйте хоть что-то сделать за свой счет для Кыргызстана! 

Я горда тем, что мои предки приехали из Чехословакии и создали практически все объекты промышленности: от завода имени Фрунзе, цеха завода имени Ленина, деревообрабатывающего комбината, кирпичного, кожевенного, мотороремонтного заводов до хлопкопрядильной, ткацкой фабрик, камвольно-суконного комбината... Фрунзенские пресс-подборщики ходили по чешским полям, мы с мамой видели их, это было так приятно.

Сегодня многое развалено, но так называемая рыночная экономика погубила не только это. Сегодня идет перекос в сторону «золотого тельца», который разделил людей на бедных и богатых. Они стали меньше читать. Гаджеты, компьютеры заполонили всю жизнь. Люди обеднели духовно. Сегодня мы видим бескрылые поколения, мы их потеряли. Где же в таком случае первооткрыватели, где миссионеры?

Каждый человек сам создает себе жизнь. И глупо кивать на время, просто надо уметь видеть цель, делать что-то, чтобы изменить жизнь. Быть сопричастным судьбе родной страны - это счастье, а для меня это Кыргызстан, я здесь родилась, выросла, здесь могилы моих предков, здесь родились мои сын и внуки. Оптимизм, юмор, доброе отношение к людям - то, на чем земля держится. Другого нам не дано.

Во все времена людям бывало тяжело, но то, что сделало «Интергельпо» для Кыргызстана, нельзя забывать. Можно уверенно сказать, что европейские переселенцы оставили реальный след в развитии промышленности республики в период установления национальной государственности.

- Дружат ли потомки интергельповцев между собой?

- Да, мы состоим в общественном объединении чехов в Кыргызстане «Наздар». Поддерживаем связи благодаря его председателю Светлане Кирал. Потомков-интергельповцев осталось около 300 человек. Мы не теряемся. Общение - самое ценное, что у нас есть.

alt
На снимке: Алла Оттовна, сын Игорь и внуки Богдан и Данила.

Бизнес