21:47
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97
Люди и судьбы

Евгений Писарской: Чем дальше война, тем ближе Победа

В этом году мир отмечает 67-ю годовщину Победы над фашизмом. С каждым годом ветеранов, отвоевавших ценой своей молодости, здоровья и сил мир на земле, становится все меньше. Но благодарность им, нашим отцам и дедам, жива в нас.

Евгению Гавриловичу Писарскому 93 года. Последние 6-7 лет он не работает, но только потому, что потерял зрение. Он не жалуется и с удовольствием рассказывает о своей жизни, в которой были и испытания войной, и любовь, и счастье отцовства, и признание заслуг.

За отвагу на войне и трудовые подвиги наш герой награжден 22 медалями и 5 орденами, в числе которых и орден Славы III степени.

«Чем дальше Великая Отечественная война, тем ближе победа советского солдата, - говорит Евгений Гаврилович. - Первые годы после войны Дню Победы не придавали такого значения, как сейчас. Я верю, что чем дальше будут уходить годы войны, тем больше люди будут осознавать значимость победы в ней, мира на земле».

Потому, потому что мы пилоты

Евгений Гаврилович родился в 1918 году в Волоколамском уезде под Москвой, а в 1938-м окончил Московский архитектурный техникум. «После учебы нас распределили по большим по тем временам строительным объектам. Я попал на Дальний Восток. Мы там строили военный завод, который должен был обеспечивать край горючим на случай войны с Японией. Но достроить завод мне не пришлось. Как-то встретил я военкома, который должен был срочно обеспечить набор в Челябинское штурманское училище. Он уговорил меня и быстро все организовал: меня тут же освободили с работы и уже через 2 дня я был в училище», - рассказывает Евгений Писарской.

В 24 года (в 1942-м) Евгений Писарской попал на Юго-западный фронт, затем воевал на Воронежском, Степном и Третьем Украинском фронтах. В школьные годы он занимался в аэроклубе, после трехлетнего обучения даже успел поработать инструктором. «Небо - это мое. В начале войны я летал на самолете У-2, а в конце - на ИЛ-2. Ночью перевозил с фронта на фронт, из полка в полк офицеров связи, а днем с самолета раскидывал листовки», - отметил Евгений Писарской.

На войне наш ветеран получил два ранения, о которых он не любит рассказывать. «А что там рассказывать? Иначе и быть не могло, ведь это была война. И если бы не СССР, то фашистская Германия могла завоевать весь мир, малые народы были бы уничтожены, а остальные были бы порабощены», - делится ветеран.

В декабре 1945 года Евгений Писарской вернулся домой в Москву.

Командировка длиною в жизнь

В Москве он устроился в одну из архитектурных мастерских, где проработал до февраля 1947 года. «Меня пригласили в райком и сказали: ты фронтовик, коммунист, значит, поедешь в Киргизию в командировку. Только тогда мне никто не сообщил, что она продлится больше 60 лет, - хохочет Евгений Писарской. - Я полюбил этот край, и все мои картины посвящены красоте гор Кыргызстана, его природе, озерам. Но самое мое любимое место - Иссык-Куль». Картины Евгения Писарского неоднократно выставлялись в музеях страны. По его словам, он больше любит пейзажи.

«Когда я приехал во Фрунзе, в гостинице не оказалось свободных мест. Начальник управления архитектуры Георгий Юдахин предложил переночевать у него. Они тогда жили близ железной дороги у бульвара Дзержинского. Это была очень дружная, гостеприимная семья. В итоге я остался жить у них на полгода. За стенкой, а вернее за ковром, который ее заменял, по соседству жил его дядя, знаменитый академик-языковед Константин Юдахин. Однажды смотрю, кто-то лезет из-за ковра и встает передо мной во весь свой величественный рост. Оказывается, это Константин Кузьмич пришел вечерком поболтать», - смеясь, вспоминает Евгений Писарской.

Сердце за тарелку супа

Здесь же Евгений Гаврилович познакомился со своей супругой Марией Марковной, которая также работала в управлении архитектуры. «Тогда все носили обед из дома. Однажды Мария угостила меня тарелкой супа, и все - 9 мая 1947 года мы поженились. Мария Марковна была убеждена, что пара, поженившаяся в мае, всю жизнь будет маяться. В итоге мы расписались 1 июня», - пояснил Евгений Гаврилович.

Супруги всю жизнь прожили душа в душу. К сожалению, Мария Марковна ушла из жизни три месяца назад. «Она была молодцом - и женой мне была, и добрым другом. Мария Марковна никогда не работала, занималась нашими сыном и дочкой и, конечно, мной. И все мои успехи в работе - это ее заслуга», - отметил собеседник.

Кыргызский орнамент в ампире

А успехи в работе Евгения Гавриловича - это, прежде всего, выдающиеся архитектурные сооружения, которые являются гордостью Бишкека, по красоте им по сей день нет равных. Наш ветеран с 1949 по 1986 годы с перерывами почти 30 лет возглавлял Союз архитекторов. Он автор многих проектов. Среди них здание, где ныне располагается Международный университет Кыргызстана, ранее там был Политехнический техникум. Дворец с колоннами, где ныне разместилась мэрия Бишкека, тоже его творение, как и туберкулезный диспансер на пересечении улиц Ахунбаева и Советской, бывшая гостиница «Кыргызстан». А разработанный им для сейсмоопасных зон проект квартир 105-й серии был признан лучшим в СССР.

По словам Евгения Гавриловича, он прошел в свое время классическую, европейскую школу архитектуры. «За туберкулезный диспансер, построенный в стиле ампир, меня в свое время критиковали - что это за Италия? Союз архитекторов просто не пропускал проекты, в которых не был учтен местный колорит. Мы все время были в поиске, со временем пришло понимание, как должны сочетаться классика и местная экзотика. Меня всегда вдохновляла не только природа, но кыргызское прикладное искусство с его необычайными узорами, живыми, яркими цветами, пэчворком», - отметил ветеран.

По признанию Евгения Писарского, его любимая работа - здание с башенкой, что на пересечении улиц Тоголока Молдо и Фрунзе. «Это здание проектировалось мной лет 50 назад, в начале карьеры. Там в свое время располагался Торговый техникум. В его архитектуре я впервые использовал кыргызский национальный орнамент», - подчеркнул он.

Музей под открытым небом

Евгений Писарской дружил с акыном Аалы Токомбаевым. Однажды поэт предложил талантливому архитектору амбициозный по тем временам проект - создание музея под открытым небом.

«Музеем должна была стать Дзержинка. Мы с коллегой планировали вдоль всего бульвара построить конструкцию с водопадами. Они на площади, которая ныне называется Старой, должны были взметнуться фонтаном. По всему бульвару мы хотели расставить скульптуры древнегреческих богов. И вот, когда проект был готов, мы встретились с Аалы Токомбаевым. Он помрачнел и сказал: «Какие еще греческие боги? О чем ты говоришь? У нас что, нет своих героев? Тот же Манас, например?». Это было где-то в 1955 году, когда архитектурные излишества не были в почете. В итоге проект зарубили», - поведал Евгений Писарской.

Шепчу спасибо я годам

Евгений Писарской еще и мастер художественного ваяния. В числе его работ - скульптуры знаменитой балерины Бубусары Бейшеналиевой, Алыкула Осмонова и многих других. Он автор памятников воинам-баткенцам, Тилекмат-аке и Сарт-аке на Иссык-Куле. Один из самых крупных памятников был создан Евгением Писарским в соавторстве со скульптором Таиром Медеровым. «Это было в 1990-х, когда началась разработка месторождения Кумтор. Упал вертолет, погибли 26 человек - канадские и кыргызские ученые, бизнесмены, геологи. Наш с Таиром проект выиграл в конкурсе. Недалеко от месторождения мы установили 11-метровую стелу: с ее вершины падает птица. Последняя, лебединая песня», - поведал он.

Наш герой является автором 8 книг. За последнее научное издание по архитектуре Кыргызстана XX века ему присвоено звание профессора. «Еще одна книга об архитектуре КР с древнейших времен лежит в рукописи. Думаю, издать ее уже невозможно», - отметил ветеран.

Евгений Писарской  является первым почетным гражданином столицы Кыргызстана. Турдакун Усубалиев, Чингиз Айтматов в этом списке идут за ним. «Чингиз Торокулович в шутку обижался, что он не первый, а только четвертый», - говорит мой собеседник. Говоря о прожитых годах, Евгений Писарской не жалеет ни о чем, поскольку его жизнь была такой же яркой и стремительной как полет кометы: «Я не боюсь, что чего-то не успел. Ведь работа всегда находится, у меня ее с годами становилось все больше. А мои года - мое богатство».

Бизнес