Картины о плохих полицейских, встающих на путь истинный и помогающих вершить правосудие, не редкость. Излюбленный прием Голливуда - рассказ о двух копах, которые сначала враждуют, а затем становятся лучшими друзьями и заставляют трястись мир преступности. Британцы пошли по своему пути и сняли фильм «Грязь», основой для которого послужил примечательный литературный роман 1998 года.
На первой же минуте фильма на экране появляется обнаженная женщина (в дальнейшем в фильме их будет немало, так что смотреть его с детьми не стоит). В центре внимания большой любитель прекрасного пола - детектив шотландской полиции Брюс Робертсон. Сильно мечтает о повышении, не любит коллег и плетет интриги. «Если женщина снимает трусы - получит повышение. Если мужчина - штраф. Где здесь равенство полов?!» - возмущается главный герой.
Брюс называет себя жеребцом. Соблазняет жриц любви, сотрудниц своего участка, жен коллег, жен друзей и свидетельниц преступления. За любимым занятием совершенно забывает о расследовании убийства.
Иногда Брюс смотрит видео для взрослых и занимается телефонным хулиганством. Принимает наркотики и страдает галлюцинациями. Учит приятеля жизни. Да такого харизматичного героя нынче в кино днем с огнем не сыщешь!
Самое интересное - разговоры главного героя с психиатром. Если смотреть внимательно, понимаешь, что именно они - ключ к разгадке его секретов. Проблемы Брюса гораздо глубже, чем кажется.
Кинокартину расхвалили критики и высоко оценили зрители. Это как глоток свежего воздуха в эпоху компьютерного кино. Замечено, что фильмы о людях с психологическими проблемами почти всегда удаются на славу. Можно вспомнить не один десяток картин данного жанра - начиная от «Молчания ягнят» (1990) и до «Игр разума» (2001), в разные годы получавших награды за высокое качество. В жизни многие отворачиваются от людей с проблемами психики. Но наблюдать за ними в кино многим нравится: на расстоянии они им сочувствуют и даже восхищаются.
За все время Брюс Робертсон совершает лишь одно доброе дело, и на мгновенье кажется, что для него не все потеряно. Его даже ставят в пример ребенку! В течение фильма показано около десятка разнообразных актов страсти. Но все они изображены гротескно. Никакой любви, только животные инстинкты. А потому на душе пустота.
«Грязь» имеет немалое сходство с «Плохим лейтенантом» (2009). Но там, помнится, героя Николаса Кейджа ожидал гораздо лучший финал. Здесь же напряжение постоянно нарастает. К концу фильма ироничный настрой создателей иссякает. Главному герою не до шуток.
Исполнитель главной роли Джеймс МакЭвой сыграл первоклассно. Настоящий профессионал. Чего стоит его мимика во время телефонного звонка супруге лучшего друга. Даже снимаясь в коммерческих фильмах вроде «Людей Х», не растерял былого таланта.
Нельзя не отметить причудливый саундтрек. С субъективной точки зрения он может показаться не очень подходящим к творящемуся на экране. Знатоки еще помнят гениальную композицию, звучащую в финале ленты «Реквием по мечте» (2000), в которой также говорится о человеческой драме. В большинстве сцен «Грязи» позитивные мотивы лишь подчеркивают абсурдность происходящего, добавляют иронии. Словно жизнь смеется над Брюсом, допускающим ошибку за ошибкой.
Слегка непонятной может показаться сюжетная линия, связанная с критикой однополых отношений. Думаю, авторы умышленно включили в фильм эту тему в пору, когда в либеральной Европе ей уделяется повышенное внимание. Герои картины не стесняются осуждать данное явление. В наше время делать это довольно опасно, а в кино тем более. Еще один вызов обществу от авторов и без того экстремального фильма.
«Грязь»
Великобритания, 2013 год, 97 минут
Режиссер: Джон С.Бейрд
В главной роли: Джеймс МакЭвой
Жанр: драма.