Непривычное слово в названии картины одной из двух преподавательниц «Школы злословия» Авдотьи Смирновой, выступившей в роли режиссера и соавтора сценария, не что иное как понятие стиля архитектурного искусства рококо, сущности которого не разберет одна из героинь фильма и упорно называет его «кококо».
Да что там рококо, если Тышлера она называет Тышманом, и в раже наведения порядка Вика, ничтоже сумняшеся, стирает пыль с уникального этюда Тышлера, а заодно и сам этюд растирает в пыль... Все, нет шедевра!
Так они и живут на экране почти месяц, эти два полюса - интеллигентная петербурженка Лиза (Анна Михалкова), работающая в Кунсткамере, и провинциальная баба с Урала со всеми вытекающими из этого последствиями Вика (Яна Троянова). И различие между ними огромное, и разная длина их юбок - капля в море отчуждения, которую сценаристы пытаются скрыть всеми правдами и неправдами.
Но, судя по фильму, российскую интеллигенцию и обывателя разделяет пропасть, которая и не думает сокращаться. Вика - была и остается, по презрительному выражению еще одной архитекторши из картины, хабалкой, несмотря на, казалось бы, нечеловеческую терпимость Лизы. Нечеловеческую потому, что быть по-настоящему терпимым невозможно, если тебе просто «приятно чувствовать себя хорошим человеком» и «душить всех своей добротой» и считать «народом» всех, кто не из Питера.
Фильм участвовал в основном конкурсе «Кинотавра», получил два приза в номинации «Лучшая женская роль». Анна Михалкова и Яна Троянова более чем убедительны в своих актерских ипостасях. Диалектику единства и борьбы противоположностей режиссер Авдотья Смирнова искусно подает в виде деликатеса из угрызающейся чувством вины интеллигенции с гарниром из практичного простонародья, не обезображенного ни тактом, ни интеллектом.
Философская психологическая драма с элементами комедии, вернее трагикомедии. Великолепно выписан психологический портрет Лизы, которая благими намерениями выстлала для себя дорогу в ад. Спокойная и благочестивая, она готова простить любую дикую выходку случайной подружки. Но подарок в знак примирения в виде комнатного фонтана от Вики становится для Лизы настоящей китайской пыткой, последней каплей ее терпения. Приходят на ум строчки из детской считалочки: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...». Так и хочется посоветовать героям: «Да не уходите же так далеко в своих душевных исканиях смысла жизни, не копайте так глубоко, когда уже на поверхности оказываются не чувства и не разум, а только заумь!». Очарование фильма разрушает избитая фраза из уст ревущей как белуга Вики в адрес Лизы: «Между прочим, ты в ответе за тех, кого приручила».
«Пришла идея рассказать про сильную женскую дружбу двух абсолютно чуждых друг другу душ, в которой будет и взаимное притяжение, и период счастья, и период страшного разлада. Это история любви двух душ. Я страшно рада, что это не история мужчины и женщины; здесь нет эротического пыла, все страсти кипят исключительно в душе. Но души не имеют пола (или имеют оба пола), поэтому мне страшно интересно наблюдать, в каких ситуациях одна становится опорой для другой, а в каких - наоборот, в каких каждая из них берет ответственность за другую, ведь они постоянно меняются ролями», - говорит сама Авдотья Смирнова. Если это так, то «Кококо» - еще один памятник на могиле такого явления, как женская дружба.
Музыкальное сопровождение к фильму написано Сергеем Шнуровым, звуковой ряд идеально отражает жизнь сегодняшнего Питера, который во все времена существовал на контрастах. И в котором во все времена декадентствовала интеллигенция, бросаясь из крайности в крайность - от возвышенного к тривиальной матерщине или, как в данной картине, когда режиссер, компонуя кадр, поставила на томик классики бокал с дешевеньким вином...
«Кококо», 2012, Россия, 90 минут.
Режиссер Авдотья Смирнова.
Сценарий: Авдотья Смирнова, Анна Пармас.
Жанр: драма.
В ролях Анна Михалкова, Яна Троянова, Евгений Муравич, Геннадий Смирнов, Юлия Снигирь.