Кыргызстан вновь пытается исправить свою «кредитную историю».
Года полтора назад в Москве во время визита в Кремль представительной делегации из Кыргызстана довелось услышать разговор двух российских чиновников.
- Слышал, Киргизии льготный кредит выделять будем.
- На сколько?
- На сорок лет. В подарок. Кто ж через сорок лет нам деньги вернет?
Четыре года тому назад Кыргызстан всерьез рассматривал возможность вступления в программу HIPC, предполагавшую списание обязательств страны перед международными финансовыми институтами. Дебаты разгорелись в ту пору нешуточные. Правозащитники с ура-патриотами грозились заняться торговлей собственными органами, однако народный счет погашения внешнего долга, который они обещали закидать собственными сбережениями, до сих пор весьма скромен. А закидали противники HIPC, в конечном итоге, офис одной из международных организаций. Но, увы, не деньгами, а яйцами.
Случай с HIPC, пожалуй, был единственным в истории независимого Кыргызстана, когда руководство республики отказалось от возможности списать внешние долги страны. Да и то отнюдь не из патриотических соображений. Одной из главных причин несогласия кыргызской стороны вступить в программу HIPC стали особые планы правящей элиты в отношении энергетики. А международные финансовые институты, выражая готовность простить республике ее обязательства, требовали сделать управление энергосектором прозрачным. Так и не сложилось.
Способы рассчитаться с долгами без ущерба казне, к слову, республика ищет давно. И новые власти здесь не стали исключением. Проблему займов пытались решить при Аскаре Акаеве, затем - при Курманбеке Бакиеве. Скорее всего, тем же самым официальный Бишкек будет заниматься и при четвертом президенте. Долги в Кыргызстане - как переходящее знамя. Нести тяжело, а расстаться нельзя.
Договориться с кредиторами пока удалось лишь однажды. Случилось это в 2002 году в рамках Парижского клуба, когда ряд стран решили закрыть глаза на некоторые обязательства бедного Кыргызстана. Впрочем, основной проблемы это не решило. Внешний долг республики, накопленный за первые десять лет независимости, продолжает висеть над ней дамокловым мечом. Более того: бремя утяжеляется. В казне Кыргызстана слишком большие дыры, которые, признаются чиновники, невозможно закрыть без привлечения заимствований из-за рубежа. Сегодня у страны нет особых возможностей, чтобы вернуть займы. Дефицит бюджета в 10,5 процента ВВП - явное тому подтверждение.
Ухудшившаяся ситуация в экономике и необходимость увеличить расходные статьи вынуждают новые власти просить за рубежом очередные заимствования. Кредиторы пока идут навстречу, увеличивая и без того внушительное долговое бремя республики. А есть ли способ его снижения?
Новые власти не стали мучить себя изобретением велосипеда и пошли проторенной дорожкой. Будучи в Нью-Йорке, Роза Отунбаева обратилась к международному сообществу с просьбой списать долги в обмен на решение экологических проблем. Примерно то же официальный Бишкек, к слову, предлагал и ранее. Вот только тогда его просьбам никто не внял. Услышат ли сейчас? У Кыргызстана не очень хорошая кредитная история. Можно ли заменить ее демократическими реформами и движением к парламентаризму, упор на которые пытаются делать власти?
Так или иначе, но ООН - не единственная трибуна, где Кыргызстан пытается поднять вопрос о финансовой индульгенции. Не так давно официальный Бишкек решил предпринять новую попытку возобновления переговоров с Россией о списании долга в обмен на активы. Что любопытно, согласием Кремля Кыргызстан заручился еще в 2005 году, позже подтвердил его в 2009-м. Но воз и ныне там, поскольку и тут нашлась черная кошка, перебежавшая дорожку. Камнем преткновения стал завод «Дастан», который и служил основным козырем кыргызской стороны. Точнее, подозрения в том, что окружение руководства горной республики пытается получить от долговой сделки свои дивиденды. Теперь, как кажется, подобная преграда устранена. Но надолго ли?
«Мы будем вести переговоры о списании внешнего долга Кыргызстана с каждым кредитором отдельно, - обещает заместитель министра финансов Кыргызстана Мирлан Байгончоков. - У нас уже есть один прецедент. Сейчас мы рассматриваем возможность списания правительством Германии около 2,2 миллиона евро из пяти, ранее выделенных в рамках одного из проектов».
Эти средства власти намерены направить на расходы и развитие местных сообществ. Решение немецкая сторона примет по завершении экспертизы проекта. Впрочем, даже если Берлин одобрит эту возможность, Кыргызстан останется должен ФРГ еще около 50 миллионов евро. На фоне общей суммы обязательств Бишкека перед внешними кредиторами, достигшей $2,5 миллиарда, это выглядит каплей в море. Тем не менее процесс запущен.
За всем этим, впрочем, в Кыргызстане часто забывают и об еще одном пакете финансовых обязательств. Речь о внутреннем долге. В 2010 году, по данным официальных источников, он достиг своего максимума за все годы независимости. Сумма превысила 8,5 миллиарда сомов. Договориться о списании этого долга у чиновников вряд ли получится...