В Кыргызстане народился на свет Указ «Об амнистии лиц, совершивших экономические преступления».
Манна небесная
Согласно ему, от уголовного преследования будут освобождены должностные лица органов исполнительной власти, местного самоуправления, руководители банков, а также лица из ближайшего окружения семей Аскара Акаева и Курманбека Бакиева, совершившие преступления в сфере экономики. Амнистии подвергнутся и чиновники, совершившие должностные преступления, повлекшие за собой финансовый либо материальный ущерб государству в период до 7 апреля 2010 года. Подследственные, желающие облегчить свою участь, должны будут возместить государству нанесенный ущерб.
Что это значит? Люди, разворовывающие страну на протяжении почти 20 лет, смогут официально откупиться? Судя по всему, да. Какие цели преследует амнистия, пока не до конца ясно. Может быть, это попытка новых властей проявить великодушие? Или новая заплатка для государственного бюджета?
Дежавю
Документ очень напоминает попытки экс-президента Курманбека Бакиева легализовать теневой капитал, которые благополучно провалились. Какая судьба ожидает данный указ об амнистии? Вопрос, на который ответ, возможно, будет получен 1 октября 2010 года - срок, до которого вороватые чиновники должны выстроиться в очередь и покаяться, а заодно и принести деньги в чемоданах. На все остается меньше месяца. Да и на добросовестность обвиняемых в экономических преступлениях надежды мало.
Еще документ уж больно смахивает на попытки Данияра Усенова отыскать сокровища семейства Акаевых. Его вложения в поиски тех богатств, по разным данным, составили $500 тысяч. Причем «зелень» сыпалась из собственного кармана экс-премьера. Результат не оправдал расходов, а капиталы Аскара Акаева и его окружения так и остались недоступными. По крайне мере, по официальной версии. Лишь здание библиотеки первого президента перекочевало в собственность государства. Позже в нем расположился скандально известный Фонд развития Кыргызстана.
ПоБАЗАРим?
Сразу после объявления амнистии представители властей признали, что «никто не даст гарантии, что в Кыргызстане амнистия совершивших экономические преступления лиц будет успешной». Такое заявление сделал заведующий отделом обороны, безопасности и правопорядка администрации президента переходного периода Бусурманкул Табалдиев.
Он также признал, что с объявлением амнистии чиновники сразу не прибегут с повинной, да и здесь реакция населения может быть неоднозначной. «Уже сегодня некоторые говорят, что дела лиц, совершивших экономические преступления, сразу должны быть переданы в суд без предоставления амнистии. Но остается высоким риск того, что некоторые недобросовестные судьи в корыстных целях могут вынести приговор в пользу обвиняемых», - сказал Бусурманкул Табалдиев.
Механизм возмещения ущерба государству поражает простотой. По словам Бусурманкула Табалдиева, в рамках следствия устанавливается размер ущерба. Потом члены специально созданной комиссии спрашивают подследственного, какую сумму он готов возместить. Если она их удовлетворит, то чиновник подпадает под амнистию. Если же он не согласится с суммой, тогда он имеет право обратиться в суд. Проще говоря, торг уместен. Будут ли при этом учитываться интересы государства - вопрос, который останется на совести членов комиссии.
Постскриптум
Ущерб в несколько сотен сомов дает судье повод приговорить мелкого воришку к нескольким годам заключения. А чиновникам, воровавшим в масштабах страны, объявлена амнистия. Перефразировав Тютчева, можно воскликнуть: «Умом наши власти не понять, сомом общим не измерить, у них ума особый склад, да только трудно им поверить!»...