17:00
USD 87.45
EUR 99.20
RUB 1.06
Взгляд

Легализуй, не легализуй, все равно…

В Кыргызстане с третьей попытки пытаются объявить кампанию по легализации теневых доходов отдельно взятых и особо состоятельных граждан, которых государство подозревало, пока подозревает, но обещает больше не подозревать в сомнительном происхождении нажитого «непосильным трудом».

Столь неблагодарную функцию правительство страны возложило на Министерство экономического регулирования, глава которого Женишбек Байгуттиев, придя к депутатам парламента, был уличен в незнании вопроса и отправлен подготовиться. Чиновник это добросовестно сделал и вернулся к слугам народа доложить. Сослался для убедительности, как водится, на международный опыт. Упомянул и ближайшего соседа - Казахстан. «Только за 2 месяца кампании им удалось легализовать $6,8 миллиарда и пополнить казну на $483 миллиона», - отрапортовал он. Но признал, что легализация в Кыргызстане вряд ли пройдет так патриотично, как в РК. По пессимистичным расчетам министра, казна получит «не меньше $1 миллиарда, по оптимистичным - гораздо больше».

Откуда у членов правительства КР уверенность в том, что на этот раз кампанию удастся провести и даже завершить, а еще и получить ощутимый доход в госбюджет, непонятно.

Сам премьер-министр Кыргызстана Данияр Усенов, все знают, человек очень даже не бедный. Большая часть чиновников - тоже люди весьма состоятельные. Что говорить о депутатах, в анкетных данных которых сплошное перечисление акционерных обществ, компаний, ОсОО и прочих фирм, до депутатства ими возглавляемых. Иными словами, легализовать теневые доходы и имущество предстоит самому истеблишменту в первую очередь. И, скорее всего, тут к гадалке не ходи, третья по счету кампанейщина обречена на провал с высокой степенью вероятности. Потому что кроме законодательных гарантий в первую очередь все-таки нужна гражданская смелость самих чиновников и первых из них. Готов, например, Данияр Усенов публично заявить, что возглавит отряд граждан страны, коих и призывают легализовать собственные доходы? То-то...

Вряд ли готовы и парламентарии-бизнесмены. Вот и депутат от фракции большинства Бейшенбек Абдырасаков наивно восклицает, дескать, нет необходимости заставлять заполнять декларацию инвалидов, пенсионеров, студентов, многодетные семьи. «Какие они доходы будут указывать? У них же ничего нет», - заявил он. У социально уязвимой прослойки кыргызстанского общества, действительно, нет ничего, кроме собственной гордости. Бейшенбек Абдырасаков продолжает: «Ведь суть декларационной кампании в том, чтобы вывести нелегализованное имущество, которое есть только у богатых». Правильно! Только отчего-то депутат далее мысль свою умную развивать не стал, как и призывать коллег показать достойный пример. Он озаботился доходами... трудовых мигрантов, зарабатывающих на хлеб насущный за рубежом.

«Если они вовремя не заполнят декларацию, вы подвергнете их различным штрафам, что неправильно. В нашей стране 65 процентов населения проживает в бедности. Получается, что 65 процентам людей просто нечего будет писать в декларации», - горячился Бейшенбек Абдырасаков. Как будто речь идет о легализации доходов этих 65 процентов населения, живущего, по данным депутата, в бедности.

В общем, даже если Жогорку Кенеш и правительство договорятся и на свет появится соответствующий документ, вряд ли это послужит гарантией реализации благих намерений.

Уместно напомнить и о том, что еще во времена Аскара Акаева «беловоротничковые» ломали голову над тем, как изучить объем теневой экономики, уточнить ее определение, разработать методы учета, определить ее значение и влияние на экономическую ситуацию в Кыргызстане, и наконец, придумать меры по легализации теневого сектора.

По данным Национального статистического комитета (данные 2002 года), размер теневой экономики в Кыргызстане в тот период составлял 13 процентов к ВВП. Тогда же в Национальном банке КР разрабатывался закон о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем. Да так и не доработали.

...Депутаты парламента не на шутку озабочены механизмом декларирования доходов, точнее - конфиденциальностью процесса легализации. Опасаются, что из нотариальных контор пойдет утечка. Так пропишите уголовную ответственность нотариусов за разглашение конфиденциальных данных!

Все эти поиски причин - мнимых и явных - потому и не вызывают уверенности в том, что теневики осмелятся выйти на свет божий и наконец уснуть со спокойной совестью. В парламенте идут горячие споры и по вопросу, в каком виде проводить декларационную кампанию - открытом или закрытом.

Депутат Ибрагим Джунусов требует публичности в данном процессе. «Непонятно, почему декларационная кампания по легализации доходов и имущества в Кыргызстане будет проходить в закрытом виде», - заявил он сегодня на заседании фракции «Ак Жол».

По его словам, получается, что государство сегодня дает возможность легализовать все то, что наворовано за годы суверенитета. «Я поддерживаю идею, что все граждане должны сдавать декларацию, но считаю, что это должен быть открытый процесс. Народ должен знать, кто и что имеет на сегодня, сколько успели своровать некоторые лица, незаконно приватизировать имущество», - полагает он.

Заверения министра экономического регулирования КР о гарантированности конфиденциальности декларационной кампании доверия по-прежнему у слуг народа не вызывают. А слушая озабоченных парламентариев, вирусом недоверия заражаются и частные предприниматели.

В общем, как ни крути, чиновникам и депутатам Жогорку Кенеша, дабы обеспечить с третьей попытки успешную кампанию по легализации доходов, надо найти личное мужество возглавить ее и дать пример остальным согражданам страны. Вот тогда можно рассчитывать не только на гарантированную амнистию, но даже на ордена.

Бизнес