Летнее затишье ознаменовалось, как и ожидалось, относительным спокойствием на политическом олимпе. Видимо, сами изрядно подуставшие от громких скандалов и острых сенсаций, госмужи и прочие деятели удалились на отдых, тогда как, возможно, их будущие коллеги или соперники - молодые политики - работали.
За неполных два месяца в республике прошли различные обучающие форумы, летние школы и другие образовательные мероприятия, где в основном была представлена молодежь. Одним из подобных собраний стал и семинар, который состоялся на прошлой неделе, где обсуждалась идея создания Молодежного либерального клуба. Поводом для организации такой структуры, как и водится, явилось желание группы молодых людей изменить жизнь свою и страны, а значит и нашу с вами жизнь в лучшую сторону. Для этого было предложено объединиться.
Но уже в ходе обсуждения юные политики столкнулись с не совсем приятными, но все же заслуживающими внимания фактами, причем высказанными их же соратниками. Так, например, заявлено, что идея объединения молодежи - одной из наиболее активных частей нашего общества - или хотя бы ее попытка сложна тем, что молодежь вообще очень трудно собрать под одним крылом и единым девизом. Это почти невозможно.
Хотя здесь, как и в любом правиле, бывают свои исключения. Взять, к примеру, возросшую в последнее время и без того чрезмерную активность экстремистских религиозных организаций, ряды которых день ото дня пополняются юными кыргызстанцами. Отсутствие должного контроля со стороны государства в этом вопросе может породить в будущем весьма серьезные проблемы.
Но вернемся к нашей теме. Несмотря на то, что молодежь страны объединить сложно, какая-то ее часть, пусть и малая, стремится все же собрать единомышленников и действовать. Именно действовать. Но здесь вырисовывается довольно интересная картина работы молодежных организаций и объединений КР.
С одной стороны, недавние студенты или еще учащиеся вузов бурно и ярко выражают свое мнение и отношение к той или иной проблеме, будь то конституционная реформа или вступление страны в инициативу по списанию внешнего долга страны (HIPC). С другой - подавляющее большинство жителей республики воспринимает подобные акции как проявление гражданской позиции и не более. Ну, может быть, еще где-то называют все это «расходованием избыточной энергии». О серьезной политической силе, увы, никто и не говорит, потому как таковой, по их мнению, молодежные организации не являются.
И в этом, как считают сами представители подобных объединений, есть и их определенная доля вины, порожденной разрозненностью молодежи. «Если бы власти продвигали на государственные посты молодых, то многое бы изменилось», - говорили в один голос участники семинара и приводили в пример некоторые республики бывшего СССР.
В связи с этим хочется вспомнить интересную мысль, высказанную на мероприятии. Один из руководителей работы форума, эксперт Института гуманитарного проектирования Александр Третьяков справедливо заметил, что чиновники не только в Кыргызстане, а во всем мире редко продвигали молодежь во власть. При этом, по его словам, гораздо больше случаев, когда юными горячими головами пользовались взрослые политики в своих целях. Кыргызстан, к сожалению, не исключение.
Возникает резонный вопрос: стоит ли вообще молодым в нашей стране идти в политику? Как подметил однажды известный политолог, профессор Зайнидин Курманов, молодежные организации в Кыргызстане могли бы обратить внимание на такой достаточно спорный вопрос, который уже обсуждался на разных уровнях, как снижение возрастного ценза для выдвижения в депутаты местных кенешей и парламента страны. «Законодательная инициатива – это хороший рычаг, с помощью которого можно продвигать различные идеи, в том числе молодежи», - подчеркнул он.
Сами народные избранники, по крайней мере, в Жогорку Кенеше, в приватных беседах весьма прохладно отнеслись к подобной идее, так как, по их мнению, существующая процедура выдвижения кандидатуры на депутатство с 25 лет - оптимальная норма. И лишь один нардеп, аксакал парламента Дооронбек Садырбаев, высказался «за», отметив, что появление в палате хотя бы одного депутата 22-25 лет благотворно сказалось бы на поведении старших коллег.
Относительно этой же инициативы эксперт Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов высказался отрицательно, так как одним из важнейших критериев подбора кадров, в том числе и на государственную службу, он считает наличие опыта. «Право принимать решения за других гораздо более ответственное, чем право отдавать свой голос за того или иного человека, которым у нас в стране обладают уже с 18 лет», - констатирует он.
Но при этом Тамерлан Ибраимов считает, что государственная машина должна изменить принцип работы с людьми, чтобы они, в том числе и молодые, назначались на должность в соответствии со своими достижениями. «Если у молодого человека не будет стимула в виде приемлемых условий труда и доступных механизмов для продвижения по служебной лестнице, то чиновничий аппарат еще долго будет представлен в основной своей части людьми предпенсионного и среднего возрастов», - добавляет эксперт. Тамерлан Ибраимов заключает, что Кыргызстану необходимы молодежные программы поддержки, но те, которые действительно будут эффективно работать, а не носить декларативный характер.
«Многие молодые люди, придя в политику и увидев, что народ, путая демократию с бардаком и охлократией, вершит беззаконие, разочаровывается», - сказал он. Но от себя все же хочется добавить, как представителю молодого поколения, что молодежь на то и молодежь - легко загорается и с радостью воспринимает все новое и прогрессивное. И есть примеры в истории, когда именно молодые меняли ход событий в стране, а иногда и в мире. Возможно ли такое в Кыргызстане? Почему бы и нет? Чем наша молодежь отличается от своих зарубежных сверстников? Но когда такое произойдет, да и случится ли вообще, покажет время.